[Править]Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
Ликвидировано закрепление в общенародной собственности земли и недр (ст.11 Конституции 1978 г.)
Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России[8]. В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. главы 8, 9, 91 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и ее частью.
введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие ее нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы VI и VI1Конституции 1978 года)
отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)
принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией (глава 11 Конституции 1978 года)
государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов России рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР
Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).
- 4 Вопрос
- 4. Политическая система общества
- 3. Место и роль государства в политической системе общества
- 14 Вопрос
- 19 Вопрос
- 24 Вопрос
- 25 Вопрос
- 31 Вопрос
- 110 Глава III. Конституционное право
- § 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 111
- 112 Глава III Конституционное право
- § 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 113
- 114 Глава III Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 115 § 2. Конституционный строй России
- 116 Глава III. Конституционное право
- § 2. Конституционный строй России 117
- 118 Глава III. Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 119
- 120 Глава III. Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 121
- 122 Глава III. Конституционное право
- § 2. Конституционный строй России 123
- 124 Глава III Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 125
- 126 Глава III. Конституционное право
- § 3 Конституционный статус личности 127
- 32 Вопрос
- [Править]Разработка проекта
- [Править]Принятие (1993)
- [Править]Конституция Российской Федерации 1993 года Структура
- [Править]Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- [Править]Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России
- Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
- [Править]Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
- [Править]Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
- [Править]Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
- [Править]Отличие Конституции от законов
- Конституция и ограничение прав и свобод человека
- 33 Вопрос
- Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- 34 Вопрос
- Особенности федеративного устройства России
- 35 Вопрос
- 36 Вопрос Реферат: Особенности конституционно-правового статуса субъектов рф
- 1. Состав субъектов Российской Федерации
- 2. Правовой статус субъектов Российской Федерации
- 3. Особенности правового статуса республик
- 4. Особенности правового статуса автономий
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 1. Президент рф по Конституции 1993 года: общие подходы
- 2. Президент - как глава государства
- 3. Выборы Президента Российской Федерации
- 4. Компетенция Президента рф
- 40 Вопрос
- § 7. Компетенция Федерального Собрания
- Сновы конституционного статуса ФедеральногоСобрания, его место в системе органов государства
- 43 Вопрос
- 44 Вопрос
- 1. Понятие местного самоуправления.
- 2. Понятие основ местного самоуправления.
- 3. Правовые основы местного самоуправления.
- Часть 4 статьи 15 Конституции рф закрепляет то, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы рф.
- 55 Вопрос
- 22.1. Понятие и основания возникновения обязательств. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств
- 56 Вопрос
- Договор в гражданском праве
- [Править]Официальное толкование [править]Правовые акты России
- [Править]Новаторский подход
- 57 Вопрос
- Формы гражданско-правовой ответственности
- [Править]Принципы гражданско-правовой ответственности
- [Править]Условия гражданско-правовой ответственности
- [Править]Функции
- 58 Вопрос
- 59 Вопрос
- 60 Вопрос
- 67 Вопрос
- Понятие и основания прекращения брака
- 68 Вопрос
- 2. Семейные правоотношения
- 3. Брак в семейном праве
- 69 Вопрос
- Предмет административного права
- Система административного права
- 1. Источники административного права. Их виды
- 70 Вопрос
- Понятие административного правонарушения и его состава.
- Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
- Понятие и основание административной ответственности.
- 71 Вопрос
- Особенности административной ответственности
- [Править]Виды
- 74 Вопрос
- Глава 1. Понятие и признаки преступления
- Глава 2. Отграничение преступлений от иных видов правонарушений.
- Глава 3. Виды преступлений.
- 75 Вопрос
- 1.2 Понятие, признаки и сущность соучастия в преступлении
- Виды соучастия
- 2.1 Основания деления соучастия на виды
- 3.1 Основания деления и значение форм соучастия
- 76 Вопрос
- 77 Вопрос
- Принципы экологического права
- Система экологического права России
- 2.Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 78 Вопрос
- 1. Правовая основа института государственной тайны
- Защита государственной тайны в Российской Федерации
- Степени секретности
- [Править]Рассекречивание сведений
- [Править]Ограничения
- 79 Вопрос
- Ава IV. Законодательная и нормативно-правовая база защиты информации в российской федерации Направления развития законодательства
- 80 Вопрос
- Общие положения, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (рид)
- Развитие международного и отечественного законодательства об интеллектуальной собственности
- Авторское право
- Права, смежные с авторскими
- Общие вопросы патентного права. Изобретение
- Полезная модель
- Промышленный образец
- Право на селекционное достижение
- Право на топологии интегральных микросхем
- Право на секрет производства (ноу-хау)
- Право на фирменное наименование
- Право на товарный знак и знак обслуживания
- Право на наименование места происхождения товара
- Право на коммерческое обозначение
- Право использования рид в составе единой технологии
- Нарушения прав на рид и пресечение недобросовестной конкуренции