§ 2. Иностранные юридические лица в рф
1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.
Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация (ч. I ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 г.).
Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г. правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено.
В торговых договорах предусматривается взаимное предоставление определенного режима юридическим ли-
124
цам договаривающихся государств, а также взаимное признание правосубъектности юридических лиц. В этих целях в договорах содержатся и критерии определения национальности юридических лиц. Однако во взаимоотношениях РФ с другими странами определение национальности юридического лица не имеет того значения, которое оно имеет во взаимоотношениях других государств. Это объясняется тем, что под юридическими лицами всегда подразумеваются юридические лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пребывания на территории РФ. Участие иностранного капитала в совместных предприятиях, учрежденных в РФ, не меняет дела, поскольку все они являются юридическими лицами права России.
Вопрос об определении национальности иностранных юридических лиц возникает главным образом при признании их правосубъектности, что является необходимой предпосылкой для заключения с ними сделок.
Приведем ряд примеров из договорной практики. В ст. 10 торгового договора между СССР и Финляндией 1947 года говорится, что будет предоставляться определенный режим юридическим лицам, образованным согласно финляндским законам. Таким образом, в этом договоре, как и в ряде других, национальность юридического лица определяется по месту его учреждения.
Однако иногда используется и другой критерий. Так, в ст. 10 торгового договора между СССР и Австрией 1955 года указано, что соответствующие права предоставляются в одной стране юридическим лицам, имеющим свое место пребывания на территории другой страны.
Таким образом, в советской договорной практике применялись обычно два критерия для определения национальности юридических лиц: место учреждения юридического лица и место его пребывания.
Итак, в торговых договорах, заключенных Советским Союзом с иностранными государствами, во-первых, определяется, к какому государству относится соответствующее юридическое лицо, поскольку там устанавливается принцип определения национальности юридических лиц; во-вторых, предусматривается взаимное признание правосубъектности этих юридических лиц, то есть в СССР признается соответствующее юридическое лицо,
125
созданное, например, в Финляндии, а в Финляндии признаются юридические лица, созданные в СССР; и наконец, в-третьих, содержатся правила о режиме юридических лиц, о режиме наибольшего благоприятствования или национальном режиме. СССР, а затем РФ предоставляют по торговым договорам иностранным юридическим лицам режим наибольшего благоприятствования. Что же касается национального режима, то он предоставляется в определенных сферах (право на судебную защиту, в области торгового мореплавания). Если торговым договором предусматривается режим наибольшего благоприятствования, то это значит, что ко всем иностранным юридическим лицам должны применяться одинаковые положения. Никакой дискриминации в отношении иностранного юридического лица какого-либо государства, с которым заключен договор на основе прин-. ципа наибольшего благоприятствования, не допускается.
2. Какими правами пользуются иностранные юридические лица в России и других странах СНГ? Иностранные предприятия и организации могут без особого разрешения совершать в РФ сделки по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям с российскими предприятиями, организациями. При совершении сделок иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, неизвестных праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершает сделку (ч. 2 ст. 161 Основ 1991 г.).
Иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту своих прав (см. гл. 17).
Во всех этих случаях каких-либо особых разрешений иностранным фирмам для заключения сделок или же для обеспечения охраны их прав -не требуется. Иное положение имело место в отношении хозяйственной деятельности иностранных фирм на территории СССР. В условиях социалистической системы хозяйственная деятельность иностранных юридических лиц осуществлялась только в разрешительном порядке. Этот порядок препятствовал проникновению иностранного капитала в советскую экономику на всех этапах развития Советского государства. В то же время такой порядок не исключал привлечения в необходимых случаях
126
иностранных фирм к осуществлению под контролем и с разрешения Советского государства определенной хозяйственной деятельности на территории СССР.
Организационные формы участия иностранных фирм в хозяйственной деятельности в СССР не оставались неизменными. Они обусловливались задачами, стоящими перед народным хозяйством СССР на определенных этапах его развития.
С начала 20-х годов допускались концессии, которые не сыграли большой роли в развитии экономики страны. Условия концессий определялись договором, заключаемым концессионером с государством.
В конце 20-х годов появилась другая форма допущения в СССР иностранных фирм. В годы первой пятилетки стал осуществляться ввоз иностранного оборудования для строительства и оснащения предприятий. С целью организации монтажа оборудования, образования складов запасных частей в СССР стали создаваться представительства некоторых иностранных фирм.
Увеличение объема внешнеторговых операций с СССР, а главное, заключение ряда долгосрочных контрактов, постоянное и длительное сотрудничество с нашей страной привели к расширению числа крупных иностранных фирм, открывших свои представительства в СССР. В конце 60-х и в начале 70-х годов в Москве были открыты представительства японских, итальянских, французских, западногерманских, а затем и американских фирм. Стали функционировать представительства банков.
Открытие представительств иностранных фирм в СССР осуществлялось в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением № 1074 Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Правила, предусмотренные этим постановлением об открытии представительств иностранными юридическими лицами, продолжают действовать в России. Согласно Положению, иностранные фирмы, банки и организации могут открывать Представительства в РФ не иначе как с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности Министерством внешней торговли. Центральным банком. Министерством юстиции, Торгово-промышлен-
127
ной палатой РФ, а также другими министерствами и ведомствами. В разрешении указываются цель открытия представительства; условия, на которых фирме разрешается это сделать; срок, на который выдается разрешение;
количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан — служащих фирм. Представительство выступает от имени и по поручению представляемой им фирмы и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Представительства открываются, как правило, на срок не свыше 3 лет, который может быть продлен.
Разрешение на открытие представительства РФ выдавалось иностранным фирмам, известным на мировом рынке; положительно зарекомендовавшим себя в качестве партнеров наших организаций по сотрудничеству в различных сферах; заключившим с нами крупномасштабные сделки; осуществляющим промышленную кооперацию с нашими предприятиями и организациями;
заключившим с нашими организациями наиболее важные соглашения о научно-техническом сотрудничестве.
Деятельность представительства прекращается с истечением срока разрешения; прекращением деятельности фирмы; прекращением действия межправительственного соглашения, на основании которого было открыто представительство; по решению самой фирмы, а также по решению соответствующего министерства и ведомства, при котором было аккредитовано представительство (в случае нарушения представительством условий его деятельности).
В определенных вопросах иностранное юридическое лицо будет подчиняться законам страны своей национальности. Речь идет о вопросах, которые определяются личным статутом этого юридического лица, в частности относительно его учреждения и ликвидации. Если соответствующее юридическое лицо за границей будет ликвидировано, то и в РФ оно или его отделение тоже будет считаться ликвидированным. По другим же вопросам действует российское законодательство.
При осуществлении деятельности в РФ юридическое лицо должно подчиняться соответствующим нормам нашего права, а также положениям торгового договора, заключенного РФ с соответствующим государством.
128
Наряду с представительствами иностранные юридические лица могут создать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г. иностранные юридические лица могут создать на территории России предприятия с долевым участием российских и иностранных инвестиций (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Из действующего законодательства РФ можно сделать вывод, что иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность лишь путем создания каких-либо организационно-правовых структур. Согласно Закону о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г., субъектами такой деятельности в России могут быть граждане иностранных государств и лица без гражданства «в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР». Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия, то есть, иными словами, речь применительно к иностранному предпринимателю может идти о создании им принадлежащего иностранцу предприятия.
- Методические рекомендации по изучению учебного курса международного частного права
- Глава 1 понятие, предмет и система международного частного права
- § 1. Понятие международного частного права
- § 2. Содержание международного частного права
- § 3. Природа норм международного частного права и его место в системе права
- § 4. Исходные начала российской доктрины международного частного права
- § 5. Система международного частногоправа
- § 6. Обзор литературы по международному частному праву
- Глава 2 источники международного частного права
- § 1. Виды истопников международного частного права. § 2. Международные договоры. § 3. Внутреннее законодательство. § 4. Судебная и арбитражная практика. § 5. Обычаи
- § 1. Виды источников международного частного права
- § 2. Международные договоры
- § 3. Внутреннее законодательство
- § 4. Судебная и арбитражная практика
- § 5. Обычаи
- Глава 3 общие понятия международного частного права
- § I. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования
- § 2. Место и роль материально-правовых норм в регулировании
- § 3. Система коллизионных норм
- § 4. Толкование и применение коллизионных норм
- § 5. Оговорка о публичном порядке
- § 6. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим
- § 7. Взаимность и реторсия
- Глава 4 гражданско-правовое положение иностранцев
- § 1. Положение иностранцев в различных государствах. § 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в рф. § 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом
- § 1. Положение иностранцев в различных государствах
- § 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в рф
- § 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом
- Глава 5 правовое положение юридических лиц
- § 1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях и определение их государственной принадлежности
- § 2. Иностранные юридические лица в рф
- § 3. Правовое положение российских юридических лиц за границей
- § 4. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности
- § 5. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в рф
- Глава 6 правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений
- §1. Государство как субъект имущественных отношений. §2. Иммунитет государства и его виды. §3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством
- § 1. Государство как субъект имущественных отношений
- § 2. Иммунитет государства и его виды
- § 3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством
- Глава 7 право собственности
- § 1. Вопросы собственности в международных отношениях
- § 2. Коллизионные вопросы права собственности
- § 3. Применение за границей законов о национализации
- § 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- § 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах
- § 6. Правовое положение собственности рф и российских организаций за границей
- Глава 8 внешнеэкономические сделки
- § 1. Понятие внешнеэкономической сделки
- § 2. Форма договора
- § 3. Применение права по вопросам содержания сделок
- § 4. Универсальные международные конвенции по внешнеторговой купле-продаже. Типовые договоры. Торговые термины. Общие условия поставок
- § 5. Компенсационные соглашения
- § 6. Контракты по оказанию технического содействия и строительству предприятий
- § 7. Концессионные и иные соглашения
- § 8. Договоры в области научно-технического сотрудничества
- Глава 9 международные перевозки грузов и пассажиров
- § 1. Понятие международных перевозок
- 8 2. Международные железнодорожные перевозки
- § 3. Международные автомобильные перевозки
- § 4. Международные воздушные перевозки
- § 5. Международные морские перевозки
- Глава 10 международные кредитные и расчетные отношения
- § 1. Валютное законодательство рф и международные соглашения
- § 2. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств
- § 3. Международные неторговые расчеты
- Глава 11 обязательства из причинения вреда
- § 1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств. § 2. Причинение вреда в рф. В 3. Причинение вреда за рубежом
- § 1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств
- § 2. Причинение вреда в рф
- § 3. Причинение вреда за рубежом
- Глава 12 авторское право
- § I. Международное культурное сотрудничество и международная охрана авторских прав
- § 2. Авторские права иностранцев в рф
- § 3. Охрана и использование произведений отечественных авторов заграницей
- § 4. Многосторонние соглашения в области авторского права
- § 5. Соглашения рф с другими странами о взаимной охране авторских прав
- Глава 13 патентное право
- § L. Международное научно-техническое сотрудничество и зарубежное патентование изобретений
- § 2. Охрана прав иностранцев на изобретения в рф
- § 3. Патентование отечественных изобретений за границей
- § 4. Лицензии на изобретения и «ноу-хау»
- § 5. Право на товарный знак и борьба с недобросовестной конкуренцией
- § 6. Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки
- Глава 14 семейное право
- § 1. Коллизионные вопросы в области семейного права
- § 2. Заключение брака
- § 3. Расторжение брака
- § 4. Правоотношения между супругами
- § 5. Правоотношения между родителями и детьми
- § 6. Усыновление
- § 7. Опека и попечительство
- Глава 15 наследственное право
- §1. Коллизии законодательств» в облает наследования. §2. Наследственные права иностранцев в рф. § 3. Наследственные права российских граждан за границей
- § 1. Коллизии законодательства в области наследования
- §2. Наследственные права иностранцев в рф
- § 3. Наследственные права российских граждан за границей
- Глава 16 трудовые отношения
- § 1. Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений
- § 2. Трудовые права иностранцев в рф
- §3. Трудовые права российских граждан за рубежом
- § 4. Социальное обеспечение
- Глава 17 рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия
- § 1. Понятие международного гражданского процесса
- § 2. Определение подсудности и пророгационные соглашения
- § 3. Право на судебную защиту и гражданские процессуальные права иностранцев в рф
- § 4. Процессуальное положение иностранного государства
- § 5. Установление содержания иностранного права
- § 6. Исполнение судебных поручений
- § 7. Признание и исполнение решений иностранных судов
- § 8. Нотариальные действия
- Глава 18 рассмотрение споров в порядке арбитража
- § 1. Понятие арбитража и виды третейских (арбитражных) судов
- § 2. Арбитражное рассмотрение споров в практике российских организаций
- § 3. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров
- § 4. Признание и исполнение арбитражных решений