logo search
Административное право Украины

§ 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов

Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению (ст. 134 Конституции Украины).

Правительством АРК является Совет министров. Председатель Совета министров АРК назначается на должность и освобождается от должности Верховным Советом АРК по согласованию с Президентом Украины. Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховного Совета АРК и Совета министров АРК определяются Конституцией Украины и законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховного Совета АРК по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В соответствии со ст. 137 Конституции Украины АРК осуществляет нормативное регулирование по вопросам: 1) сельского хозяйства и лесов; 2) мелиорации и карьеров; 3) общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительности; 4) градостроительства и жилищного хозяйства; 5) туризма, гостиничного дела, ярмарок; 6) музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников; 7) транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов; 8) охоты, рыболовства; 9) санитарной и лечебной служб.

К ведению АРК относится:

1) назначение выборов депутатов Верховного Совета АРК, утверждение состава избирательной комиссии АРК;

2) организация и проведение местных референдумов;

3) управление имуществом, принадлежащим АРК;

4) разработка, утверждение и исполнение бюджета АРК на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины;

5) разработка, утверждение и реализация программ АРК по вопросам социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования, охраны окружающей среды — в соответствии с общегосударственными программами;

6) признание статуса местностей как курортов; установление зон санаторной охраны курортов;

7) участие в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, содействие охране правопорядка и общественной безопасности;

8) обеспечение функционирования и развития государственного и национального языков и культур в АРК; охрана и использование памятников истории;

9) участие в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных народов;

10) инициирование введения чрезвычайного положения и установление зон чрезвычайной экологической ситуации в АРК или в отдельных ее местностях.

Законами Украины АРК могут быть делегированы также иные полномочия (ст. 138 Конституции Украины).

Нормативно-правовые акты Верховного Совета АРК и решения Совета министров АРК не могут противоречить Конституции Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение.

Исполнительную власть в областях и регионах, городах Киеве и Севастополе согласно ст. 138 Конституции Украины и Закону Украины «О местных государственных администрациях» осуществляют местные государственные администрации, состав которых формируют председатели местных государственных администраций, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Председатели местных государственных администраций при осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.

Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами. Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ. Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.

Решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, иным актам законодательства Украины, могут быть отменены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.

Особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

Местные государственные администрации в своей структуре образуют управления, отделы и другие структурные подразделения, которые осуществляют функции отраслевого и межотраслевого управления экономикой, социально-культурной и административной деятельностью на соответствующей территории[9].

На территории своей деятельности местные государственные администрации обеспечивают выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти, соблюдение прав и свобод граждан, законность и правопорядок, подготовку и исполнение соответствующих областных и районных бюджетов, отчет об их исполнении. Важные функции местных государственных администраций состоят также в обеспечении выполнения государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств — также программ их национально-культурного развития.

Обеспечивая взаимодействие с органами местного самоуправления, местные государственные администрации реализуют делегированные им соответствующими советами полномочия и полномочия, которые переданы им государством.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Термин "система" — греческого происхождения и означает порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей целого.

[2] См.: Офіційний вісник України. - 2001. - №22. - Ст. 985.

[3] См.: Приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 11 июля 2001 г. "Функциональные полномочия Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украины" // Офіційний вісник України. - 2001. - №28. - Ст. 1246.

[4] См.: Офіційний вісник України. - 2000. - № 7. - С. 283; 2001. - № 37. -Ст. 1698.

[5] См.: Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти // Офіційний вісник України. - 1999. - №50. - Ст. 2435.

[6] См., напр.: О системе центральных органов исполнительной власти // Там же. -Ст. 2434.

[7] См.: Урядовий кур'єр. - 1996. - № 58-59. - С. 5.

[8] См.: ЗП України. -1993. - № 1-2. - Ст. 28; 1994. - № 10. - Ст. 250; Офіційний вісник України. - 1999. - № 42. - Ст. 1551.

[9] См.: Постановления Кабинета Министров Украины от 27 апреля 2000 г. "О примерном перечне управлений, отделов, других структурных подразделений Киевской городской и районной в городе Киеве государственных администраций" и от 18 мая 2000 г. "Об упорядочении структуры местных государственных администраций" // Офіційний вісник України. - 2000. - № 18. - Ст. 745; № 20. - Ст. 835.