Право граждан на обращение 12.10.2011
Статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепленоправо граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Право на обращение - это один из действенных механизмов защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также это одна из форм реализации народовластия. Существуют две формы обращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений. Допускаются также телефонные обращения. Объявления о номерах таких телефонов и времени приема по ним обращений помещаются в общедоступных местах и публикуются в местных средствах массовой информации. Обращения анонимных заявителей фиксируются только в том случае, если в обращении содержится важная, общественно значимая информация. В журнале делается отметка о принятом по телефонному обращению решении, о чем сообщается заявителю в письменной форме или по телефону. Допускаются как индивидуальные (исходящие от одного лица), так и коллективные (исходящие от группы лиц) обращения. Обращение может затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение в соответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства с человеком. Право на обращение подразумевает, и обязанность адресата рассмотреть и соответствующим образом отреагировать на него. Адресатом обращения может выступать государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо. Допустимо обращение в государственный орган любой ветви власти (законодательный, исполнительный, судебный), а также к любым государственным и межгосударственным институтам (Уполномоченный по правам человека, прокуратура, Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека и т.д.). Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения. Специфика органов местного самоуправления заключается в большей информации о ситуации "на местах". В пределах своих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Недопустимо установление каких-либо препятствий, введения цензов (имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.). Гражданин может направлять в любые государственные органы, органы местного самоуправления и любым должностным лицам любое по содержанию обращение. Свободное осуществление своего права непосредственно связано с добровольностью его осуществления. Никто не должен принуждать гражданина к обращению в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам либо к отказу от обращения. Однако при реализации гражданином конституционного права в полной мере применим принцип недопустимости нарушения при этом прав и свобод других лиц. Рассмотрение обращений граждан должно осуществляться на безвозмездной основе. Недопустимо прямое или косвенное взимание платы за реализацию гражданином своего права. Любое не предусмотренное законом взимание платы за рассмотрение обращений граждан будет считаться нарушением их прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, - взяткой.
- Понятие и предмет конституционного права России
- Конституционно-правовые нормы и отношения
- Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.
- Источники конституционного права России
- Основные черты, функции и Юридические свойства Конституции
- Классификация конституций
- Государственное устройство
- Местное самоуправление
- Значение
- Конституция рсфср 1925 года
- Конституция рсфср 1937 года
- Причины принятия
- Политические изменения Органы государственной власти Верховный Совет
- Коллективный глава государства
- Органы местной власти
- Автономия
- Права граждан
- Конституция рсфср 1978 года
- Преамбула
- Политическая система
- Экономическая система
- Органы власти
- Принятие (1993)
- Структура
- Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
- Российская Федерация – федеративное государство
- Россия — демократическое государство
- Экономические основы конституционного строя
- Понятие и принципы правового статуса личности
- Гражданство рф: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства
- Личные права и свободы человека в России
- Право на жизнь
- Право на свободу и личную неприкосновенность
- Право указывать и определять национальную принадлежность
- Право избирать и быть избранным
- Принципы выборов
- Право граждан на обращение 12.10.2011