Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
О.В.Чащин,
старшийпреподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин У ЮИ МВД РФ
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (статья 1), принятой 24 декабря 1993 года, Республика Башкортостан есть «суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики» и «обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политик)', принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории». Характеристика власти Республики Башкортостан осуществляется через признаки государственного суверенитета. Базовой категорией, раскрывающей объем власти республики, является ее статус, который включает в себя права, обязанности, ответственность по отношению к гражданам и федеральному центру.
Соотношение суверенитета Республики Башкортостан и властных полномочий Российской Федерации как единого федеративного государства непосредственно связано с наиболее рациональным разграничением предметов ведения между ними. Именно со свойством суверенитета, присущим государству, связан вопрос о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, обладающими государственной властью.
Конституционное законодательство РоссийскойФедерации иРеспубликиБашкортостан исходят из того,что предметы ведения - это закрепленные в законодательстве сферы общественных отношении и деятельности органов государственной власти поосуществлению ими функций государства, находящихся в юрисдикции соответственно федеральных органовгосударственной власти либо соответственно органов государственной власти Республики Башкортостан.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 73) предметы ведения субъектов Российской Федерации, в том числе и республик, определяются в соответствии с принципом - вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов российской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной
власти. Перечень конкретных предметов ведения субъекта Российской Федерации в Конституции России не приводится (исключая предметы совместноговедения Российской Федерации и ее субъектов), Они устанавливаются, как правило, учредительными документами субъектовФедерации. Вчастности, предметы ведения Республики Бшкортостан устанавливаются прежде всегоКонституцией Республики Башкортостан.
Конституция Республики Башкортостан определяет статус Республики Башкортостан как самостоятельного субъекта обновленной Российской Федерации,который входит в состав РоссийскойФедерации на добровольнойи равноправной основе. Своеотражение этот принципнаходит в том,что отношения Республики Башкортостан и РоссийскойФедерацииопределяются Договором об основахмежгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями. Данное положение получилоразвитиев процессе подготовки и подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который явился важным правовым рычагомстановления и дальнейшего развития государственности Башкортостана, очередным шагом в формировании реальных федеративных отношений.
Являясьсубъектами конституционно-правовых отношений, субъекты Российской Федерациимогут участвовать в них непосредственно или посредством государственных органов, выступающих от ихимени» Выполняя функции государства, реализуя в подавляющем большинстве случаев его компетенцию, органы государства, как правило, представляютего вконкретных правоотношениях. Поэтому,наделяя высший илицентральный орган государстваконкретными компетенционными полномочиями, законодатель одновременно представляет их самому государству как единому субъекту правоотношений. В этой связинеобходиморазличать понятие «компетенция» и «предметы ведения».
Компетенция всякого государственного органа начинается с установленияопределенной области (сферы) общественных отношений, в рамках которойдействует орган государства, т.е. круга его деятельности или тех областей или сфер общественной жизни, на которые направлена деятельность соответствующего органа государства. Этоткруг деятельности органа государства в егоюридически значимом отражении в законодательстве называется предметами ведения органа государства. Причем важно иметь в виду, что предметы - это не отдельные вопросы и не совокупность каких-товопросов, а обозначение определенных областей
государственной деятельности. Сферы общественной жизни - явление не юридическое. Но будучи выделенными и закрепленными в законодательстве в качестве предмета деятельности органа государства данные области (сферы) общественных отношений становятся юридической категорией. Предметы ведения - структурный элемент понятия «компетенция» -выступают как способ юридического обозначения тех общественных отношений, тех сфер общественной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа.
При этом необходимо учитывать, что вопрос о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами - это вопрос об отношениях между Федерацией и ее субъектами. Вопрос же о разграничении компетенции между органами государственной власти - это вопрос об отношениях между отдельными видами федеральных органов, отдельными видами органов субъектов Российской Федерации и между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации.
Возможные рамки договорного разграниченияпредметов ведения иполномочийфедеральной Конституцией не определены. В некоторых публикациях указывается, что установление и разграничение полномочий и передача осуществления отдельных полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами властисубъектовРоссийской Федерации осуществляется наряду с Договором оразграничениипредметов ведения и полномочий такжеи федеральнымзаконом. При этом договоры и соглашения какправовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти должны использоваться вкачестве дополнительной формы в томслучае, если закон явно недостаточендля урегулирования отношений. При определении содержания договора (соглашения) важноучитывать, в состоянии ли субъект Федерации экономически, политически и организационно реализовывать права, которые ему передаются. Для установления «состоятельности» субъекта потребуются исследования независимых экспертов, заключения соответствующих финансовых, экономических идругих федеральныхорганов и служб.
Однако необходимо отметить, что статья 11 Конституции Российской Федерации в перечне источников разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации называет федеральную Конституцию, Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. О федеральных конституционных законах и федеральных законах, которые принимаются
по предметам ведения Российской Федерациии предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектовРоссийской Федерации, в этойстатье не упоминается. Речь обэтих законах идет в статье 78 Конституции Российской Федерации. Ноэта статья, как впрочем и все положения главы 3 Конституции Российской Федерации «Государственное устройство»,обладает меньшей юридической силой, чем статья 11, находящаяся в главе 1, которая представляет какбы Конституцию в Конституции, ибо ее юридическаясила выше,чем у остальной части Конституции.
По этой же причине «рассуждения» о том, что имеются отдельные противоречия между Конституцией Российской Федерации и Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» в части «расширения» предметов ведения и полномочий Башкортостана последним в отличие от закрепленных в Конституции Российской Федерации в статьях 71-73 юридически несостоятельны, Договор от 3 августа 1994 года закрепляет: отношения Башкортостана с Россией «определяются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором, настоящим Договором, другими договорами и соглашениями».
Противопоставление Договора Конституции Российской Федерации противоестественно. Договор дополняет эту Конституцию, так же, как и Конституцию Республики Башкортостан. Значение Договора в том, что он значительно четче определяет государственно-правовую природу республики. Договор явился важной правовой формой расширения полномочий республики. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 5 и 11) является одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации, который закрепляется в первой главе Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Разграничение предметов ведения и полномочий весьма подвижно. На него влияют условия экономического и социально-культурного строительства, соображения политической целесообразности и иные факторы. Но при всех обстоятельствах это соотношение должно быть таким, чтобы оно обеспечивало обоюдные интересы сторон,
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система