logo search
Конституционное право Бащкирии

Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики

И.М. ГОлбарисов,

начальник Информационно-аналитического управленияАдминистрации ПрезидентаРеспублики Башкортостан

М.А. Шайхулов,

главный специалист Информационно-аналитического управленияАдминистрации Президента Республики Башкортостан

Для развития и укрепления Республики Башкортостан как суверен­ного демократического государства в составе Российской Федерации пер­востепенное значение' имеет установление ею широких торгово-экономических, культурных и научных связей с другими странами. Осно­вой для такого рода деятельности является Конституция республики и принятое на ее основе законодательство.

Важнейшей вехой,предопределившей определения статуса Респуб­ликиБашкортостан, стала Декларация о ее государственном суверенитете, принятая 11 октября 1990 года. Идеи и принципы Декларации получили дальнейшее развитие в Конституции респу блики -

Основной ЗаконРеспублики Башкортостан содержит целый ряд статей, касающихся осуществления республикой международной и внеш­неэкономической деятельности.

В статье 74 Конституции закрепляется, что «Республика Башкорто­стан является самостоятельным участником международных и внешнеэко­номических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переда­ны по Договору в ведение Российской Федерации». Республика Башкорто­стан вступает в отношения с другими государствами, заключает междуна­родные договоры, обменивается представительствами; участвует в дея­тельности международных организаций.

Статья 75 ОсновногоЗакона определяет принципы внешнеполити­ческой деятельности Республики Башкортостан, которая«основывается на признании и уважении принципов государственного суверенитета и суве­ренного равенства всех стран, неотъемлемого права на самоопределение, равноправия и невмешательства вовнутренние дела, уважения территори­альной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от при­менения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов

давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод чело­века, включая права национальных меньшинств, добросовестного выпол­нения обязательств и других общепризнанных принципов и норм между­народного права». В Конституции закреплен также приоритет общепри­знанных принципов и норм международного права над законами Респуб­лики Башкортостан.

В статье 76 Конституции яснообозначено право Башкортостана участвовать в межгосударственных объединениях, входить в содружества государств и передавать им часть своих полномочий в соответствии с ме­ждународными договорами, если это не влечет ограничения прав и свободчеловекаи гражданина и не противоречит основам конституционногострояреспублики.

Таким образом, закрепленная в Конституции приверженность Баш­кортостана общепризнанным принципам международного права подчер­кивает не только ее демократическую направленность, но и характеризует основы международно-правового статуса Башкортостана, окончательное определение которого связано с уточнением объема международной пра-восубъектности и разграничением компетенции Республики Башкортостан и Российской Федерации в сфере внешней политики, что требует новых научных исследований.

В Конституции Республики Башкортостан нашли своеотражение также вопросы распределения предметов ведения и полномочий высших органов государственной власти в сфере внешних связей.

Так, к ведению Государственного Собрания Республики Башкорто­стан относятся: определение совместно с Президентом Республики Баш­кортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан; ра­тификация и денонсация международных договоров Республики Башкор­тостан (статья 88).

В связи с упоминанием высшего законодательного и представи­тельного органа республики нельзя не отметить изменения, вошедшие в новую редакцию Закона «О международных договорах Республики Баш­кортостан». В нем помимо трех стандартных (межгосударственного, меж­правительственного и межведомственного) видов договоров устанавлива­ется еще один вид - межпарламентский международный договор, заклю­чаемый от имени Государственного Собрания республики.

Данное обстоятельство еще раз подчеркивает значение междуна­родных договоров и соглашений, являющихся в соответствии с Конститу­цией Республики Башкортостан (статья 127) одним из приоритетных на­правлений развития системы законодательства Башкортостана. Об этом свидетельствуют также десяткиподписанных республикой международ­ных договоров.

давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод чело­века, включая права национальных меньшинств, добросовестного выпол­нения обязательств и других общепризнанных принципов и норм между­народного права». В Конституции закреплен также приоритет общепри­знанных принципов и норм международного права над законами Респуб­лики Башкортостан.

В статье76 Конституции ясно обозначено право Башкортостанаучаствовать вмежгосударственных объединениях, входить в содружества государств и передавать им часть своих полномочий в соответствии с ме­ждународными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя республики. ^

Таким образом, закрепленная в Конституции приверженность Ваш-' кортостана общепризнанным принципам международного права подчер­кивает не только ее демократическую направленность, но и характеризует основы международно-правового статуса Башкортостана, окончательное определение которого связано с уточнением объема международной пра-восубъектности и разграничением компетенции Республики Башкортостан и российской Федерации в сфере внешней политики, что требует новых научных исследований.

В Конституции Республики Башкортостан нашли своеотражение также вопросы распределения предметов ведения и полномочий высших органов государственной власти в сфере внешних связей.

Так, к ведению Государственного Собрания Республики Башкорто­стан относятся: определение совместно с Президентом Республики Баш­кортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан; ра­тификация и денонсация международных договоров Республики Башкор­тостан (статья 88).

В связи супоминанием высшего законодательного и представи­тельного органареспублики нельзя не отметить изменения, вошедшие вновуюредакцию Закона «О международных договорах Республики Баш­кортостан». В нем помимо трехстандартных (межгосударственного, меж­правительственного и межведомственного) видов договоров устанавлива­ется еще один вид - межпарламентский международный договор, заклю­чаемый от имени Государственного Собрания республики.

Данное обстоятельство еще раз подчеркивает значение междуна­родных договоров и соглашений, являющихся в соответствии с Конститу­цией Республики Башкортостан (статья 127) одним из приоритетных на­правлений развития системы законодательства Башкортостана. Об этом свидетельствуют также десятки подписанных республикой международ­ных договоров.

Согласно Конституции гарантом соблюдения международных до­говоров и соглашений Республики Башкортостан, защитой государствен­ного суверенитета, экономических и политических интересов республики выступает Президент Республики Башкортостан.

Президент как глава республики является ее высшим должностным лицом, представляющим Башкортостан не только внутри республики, но и в международных отношениях. Президент Башкортостана участвует от имени государства в решении вопросов, предусмотренных Договором с Российской Федерацией (в том числе и вопросов внешних отношений рес­публики), а также назначает и отзывает представителей республики в ино­странных государствах и международных организациях.

В соответствии со статьей 95 Конституции Указом Президента Рес­публики Башкортостан назначен представитель республики в Австрий­ской Республике. Этим же Указом на данное Представительство возложе­на функция регионального представительства Республики Башкортостан в ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Словакии, Венгрии, а также в исполни­тельных и судебных органах Европейского Союза, других учреждениях и Организациях, включая международные, расположенные в Европе.

Среди последних Указов Президента Республики Башкортостан нужно отметить Указ «Об образовании Комитета Республики Башкорто­стан по делам ЮНЕСКО», принятый в целях развития международных связей Башкортостана в сфере образования, науки и культуры. В соответ­ствии с данным Указом Комитет, являясь межведомственным органом, должен обеспечивать взаимодействие и координацию сотрудничества с ЮНЕСКО республиканских государственных учреждений, общественных организаций, а также лиц, имеющих признанный авторитет в сферах ком­петенции ЮНЕСКО.

Большое внимание Президент уделяет развитию прямых контактов Башкортостана с такими международными организациями и программами, как ПРООН, ЮНИДО, ТАСИС, Европейский банк реконструкции и разви­тия, Ассамблея европейских регионов. Конгресс местных региональных властей Европы, фондами им. Конрада Аденауэра, «Евразия» и другие.

В соответствии с Конституцией внутреннюю и внешнюю политику, выработанную Президентом и Государственным Собранием республики, проводит Кабинет Министров Республики Башкортостан, осуществляя в пределах своих полномочий руководство вобласти отношенийреспубли­ки с другими государствами.

Таким образом, Конституция Республики Башкортостан закрепила право республики на осуществление международной и внешнеэкономиче­ской деятельности, также четко обозначила полномочия высших органов государственной власти Республики Башкортостан в рассматриваемой сфере.

Важнейшие идеи и принципы Конституции реализуются в Догово­ре «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании пол­номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 авгу­ста 1994 года. В нем был окончательно признан договорно-конституционный характер отношений России и Башкортостана. В веде­ние Республики Башкортостан передано «осуществление международных и внешнеэкономических связей; установление отношений с иностранными государствами; участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкорто­стан и настоящему Договору».

Вместе с тем есть случаи, когда достигнутые договоренности не всегда своевременно и полностью проводятся в жизнь.

В неизменном виде остается редакция Федерального закона «О го­сударственном регулировании внешнеторговой деятельности», положения отдельных статей которого противоречат заключенным договорам. Сохра­няется ущемление интересов республики Постановлением Правительства РСФСР «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями». Со­гласно Постановлению предприятия, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тысяч деноминированных рублей, подлежат реги­страции федеральными органами исполнительной власти.

Помимо этого существуют и другие проблемы в данных отношениях республики и Российской Федерации, которые в настоящее время не нахо­дят решения.

Таким образом,формирование системы нормативно-правового регу­лирования внешнеэкономической деятельности республик Российской Федерации связано с двусторонним процессом.

С одной стороны, развивается федеральное законодательство, уста­навливающее в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ста­тья 71) правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредит­ное, таможенное регулирование, с передачей части полномочий федераль­ных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с принятием подзаконных и иных пра­вовых актов, включая документы по развитию конкретных субъектов, с созданием в них, в рамках их компетенции, благоприятных условий для развития международных, внешнеэкономических связей.

С другой стороны, развивается законодательство республик Россий­ской Федерации,имеющих с Российской Федерацией договорно-конституционные отношения. Неслучайно пункт 3 статьи 11 Конституциироссийской Федерации устанавливает, что разграничение предметов веде­ния и полномочиймежду органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и ины­ми договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Важно, что эта норма помещена в первой главе первого раздела Конституции - ос­новы конституционного строя, которой не могут противоречить положе­ния других частей Конституции России, в том числе и нормы текущих за­конов, в ряде случаев которые при разграничении предметов ведения су­жают полномочия субъектов, определенные в Федеративном договоре и двусторонних договорах. Не следует упускать из виду, что и Федератив­ный договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан и Дого­вор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 3 ав­густа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегиро­вании полномочий, как и Конституция Российской Федерации, вступили в силу при соблюдении всех необходимых юридических процедур. Умале­ние, принижение роли любого из этих документов не будет способство­вать сбалансированному развитию и становлению в России подлинно фе­деративных отношений.

Учитывая накопленный опыт законодательного регулирования меж­дународной и внешнеэкономической деятельности республики, представ­ляется очевидной необходимость целенаправленной работы в данном на­правлении всех органов государственной власти Башкортостана в сотруд­ничестве с другими регионами Федерации.

Растущая роль республик России в сфере международных отноше­ний, их потенциал, несомненно, - хорошая основа для преодоления огра­ниченности соответствующих прав и полномочий. Важной задачей стано­вится задача создания эффективного механизма согласования интересов субъектов и федерального центра.

Реализации этой задачи могли бы способствовать:

- совместные усилия республик в отстаивании своих интересов при разработке и принятии законов, затрагивающих вопросы осуществления субъектами Федерации международной и внешнеэкономической деятель­ности;

- активизация работы Башкортостана в рамках Ассоциации эконо­мического взаимодействия областей и республик Уральского региона;

- более активное участие республики в подготовке, подписании и выполнении международных договоров России;

- расширение представительства республики в работе Российских делегаций с зарубежными партнерами, участие в деятельности междуна­родных организаций и фондов и развитие всестороннего сотрудничества с ними.