logo search
Архив2 / курсовая docx525 / kursovaya_2_kurs

Глава 3. Автоматизация комплектования государственных архивов

3.1 Причины и основные проблемы автоматизации комплектования государственных архивов

3.2 Оптимизация процесса комплектования государственных архивов документоами в электронном формате

Заключение……………………………………………….…………….........30

Библиографический список...………………………….…………………….32

Введение

Название «архив» появилось в русском законодательстве впервые при Петре 1. в «генеральном регламенте коллегиям» предписано было иметь два архива – один, общий для всех петровских министерств, в специальном ведении коллегии иностранных министерств. Второй – финансовый. Было постановлено, чтобы в канцеляриях и конторах оконченные дела хранились не более трех лет, а затем сдавались в архив под расписку архивариуса. В конце 1980-х годов Московское археологическое общество подготовило проект коренной реформы всего русского архивного дела. Предусматривалось образование центрального единого государственного архива, под ним лежала вторая ступень архивов – центральные областные архивы, расположенные в 12 крупных городах России. Под ними должен находиться третий слой – губернские центральные архивы, которые предполагалось открыть во всех главнейших провинциальных городах, где не было областных архивов. но поступив на рассмотрение министра внутренних дел. проект дальнейшего движения так и не получил. Архивисты стремились, во всяком случае, задержать уничтожение ценных документов. После революции с государственными архивами Российской империи произошли крупные изменения. Декретом от 1 июня 1918 года все архивы правительственных учреждений ликвидировались и становились частью единого Государственного архивного фонда. Было создано множество государственных архивов – центральных, краевых, областных, городских и т.п. В ФЗ №125 дается определение терминам «архивный документ»и «архив».

Комплектование – это систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем.

Под профилем архива следует понимать установленный для архива состав документов, который определяется признаками классификации документов Архивного фонда РФ.

Главной целью комплектования является наиболее полная концентрация документов, относящихся к профилю каждого архива.

Целью курсовой работы является описание основных моментов комплектования государственных архивных фондов.

Задачами курсовой работы являются:

  1. раскрыть понятие и содержание комплектования архива;

  1. раскрыть определение источников комплектования;

  1. описать организацию комплектования;

  1. рассказать об экспертизе ценности документов;

  1. рассмотреть экспертизу ценности документов на основе научных критериев;

  1. рассмотреть экспертизу ценности документов по перечням.

Актуальность темы исследования заключается в том, что роль государственных архивов в современном обществе многопланова и многоаспектна. Их значение определяется прежде всего составом и содержанием хранящихся в них документов, а также выполнением тех важных задач и функций, которые возложены на них государством. Архивы, являющиеся хранилищами исторической памяти, должны постоянно пополняться архивными документами, отражающими материальную и духовную жизнь общества, имеющими историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, то есть документами, относящимися к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Комплектование документами Архивного фонда Российской Федерации выходит на первый план, как показывает исторический опыт, в первую очередь в период различных реформации, как политического, так и экономического характера, а также в кризисные периоды, возникающие в ходе вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций.

Степень изученности темы. Литературу, затрагивающую аспекты темы, можно разделить на две группы: 1. архивоведческие исследования, затрагивающие решение проблем экспертизы ценности документов, отбора документов на постоянное государственное хранение и комплектования государственных архивов разработаны, начиная с 1960-х достаточно полно и всесторонне , однако в новейшее время специалисты отмечают, что все более актуальными становятся вопросы, связанные с качественными и количественными характеристиками АФ РФ в целом, репрезентативности АФ РФ, соответствии его потребностям общества . Сюда же можно отнести и общие исследования, касающиеся вопросов комплектования госархивов в «новых» условиях, ведь отечественные архивисты долгие десятилетия работали в рамках жестко заданной схемы: выбор источников комплектования – выбор части их документального фонда – архивоведческий анализ избранного комплекса. В условиях 90-х этот алгоритм стал давать серьезные сбои, что незамедлительно сказалось на качестве формирования источниковой базы по истории российского общества. 2. отдельные статьи и разработки по проблеме комплектования документами именно в современных условиях, в основном это работы архивистов-практиков, занятых непосредственно в этой сфере. Так как обе эти группы исследований тесно взаимосвязаны, представляется целесообразным рассматривать их в качестве единого целого. Как видно из анализа литературы, архивистам удалось рассмотреть далеко не все вопросы практики работы с документами в современных условиях, некоторые только обозначены. В течение последних лет они разрабатывались лишь на уровне методических пособий для отдельных государственных и муниципальных архивов конкретного региона . До сих пор нет отраслевых разработок, подготовленных на основе анализа деятельности различного рода организаций последней четверти ХХ в. и опыта фондирования их документов. Однако, несмотря на все трудности, госархивы России вели и продолжают вести прием документов. Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена двумя важными моментами: - требованиями к разработке основных теоретических положений по комплектованию государственных архивов согласно изменившимся социально – экономическим, политическим и иным объективно существующим условия в современной России; - с другой стороны, отсутствием научных разработок такого рода. Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение практического опыта работы государственных архивов по комплектованию документами в соврмеенных условиях. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: - исследовать понятие и сущность комплектования государственных архивов документами; - изучить процесс комплектования государственных архивов документами в современных условиях; - отдельно изучить проблемы комплектования государственных архивов электронными документами. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является нормативно – правовая и методическая база РФ, регулирующая процесс комплектования государственных архивов документами. Предметом исследования являются организационно-правовые вопросы комплектования госархивов документами с учетом требований современности. Источниковая база исследования. В качестве источниковой базы был использован весь материал, который затрагивает проблему комплектования государственных архивов документами, в частности, законодательные акты и иные правовые документы по архивному делу, методические документы, определяющие деятельность архивных учреждений по вопросам комплектования архивов документами, их отбору и фондированию.

Комплектование архива.

1. Понятие и содержание комплектования архива.

Комплектование архива – систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующим законодательством. Профиль архива определяется Федеральной архивной службой РФ.

Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимися в деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, организаций и предприятий или приобретенными этими архивами, а также документами, переданными им негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.

Целью комплектования является наиболее полная концентрация в архиве профильных ему документов. До передачи документов в госархивы они хранятся у фондообразователей в ведомственных или частных архивах.

Работа по комплектованию архива документами складывается:

 Из установления профиля архива;

 Определения источников комплектования;

 Определения состава документов, подлежащих хранению в архиве;

 Организации комплектования.

Источник комплектования – юридическое или физическое лицо, чьи документы поступают или могут поступить на хранение в архив. Если фондообразователь создает в своей жизнедеятельности весь документальный фонд, то источник комплектования передает на хранение в архив только архивный фонд, поэтому понятие «фондообразователь» шире понятия «источник комплектования».

Критериями источников комплектования являются:

 Функционально-целевое назначение учреждения;

 Масштаб его деятельности;

 Вид организации;

 Полнота отражения в ее документах ценной информации.

Для документов личного происхождения учитываются:

 Значимость творческой и общественной деятельности фондообразователя:

 Степень сохранности его фонда;

 Взаимосвязь его фонда с другими фондами.

2. Определение источников комплектования.

Источниками комплектования государственных архивов, хранящих документы постоянно, являются организации и физические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче в госархивы документы Архивного фонда РФ. Росархив определяет категории государственных организаций, документы которых передаются в госархивы. Совместно с собственниками Росархив определяет, какие документы негосударственных организаций и физических лиц могут быть приняты на договорной основе на госхранение.

Комплектование госархива осуществляется в соответствии со списками юридических и физических лиц – источников комплектования, составляемыми в архиве на основе критериев источников комплектования и утверждаемыми Росархивом.

Выделяются следующие группы источников комплектования:

 Учреждения и организации, документы которых полностью передаются в госархив;

 Учреждения и организации, частично передающие документы в госархив, поскольку они либо входят в состав документов особо ценными;

 Учреждения и организации, от которых осуществляется групповой выборочный прием документов, имеющих ценную или необычную информацию, в совокупности отражающую их деятельность;

 Учреждения и организации, от которых осуществляется повидовой выборочный прием документов, имеющих особое значение как типовых для данного вида учреждений и организаций.

В реальной архивной практике создаются два списка источников комплектования.

В первый список входят учреждения и организации, в деятельности которых создаются документы, имеющие государственное значение, поступающие в госархив в полном объеме, а также учреждения и организации, в деятельности которых документы неравнозначны, а потому поступают в госархив выборочно, как типовые для них; кроме того, учреждения и организации, сдающие в госархив лишь отдельные, особо значимые виды документов, характеризующих их деятельность. Все эти учреждения и организации сдают документы в госархив. Их ведомственные архивы контролируются госархивом.

Второй список составляют учреждения и организации, не сдающие свои документы в госархив, но находящиеся под контролем госархивов как возможные источники комплектования.

Кроме списков учреждений и организаций, сдающих в госархив документы на бумажной основе, ведутся списки физических лиц – источников комплектования, а также, при приеме этих документов в архив, списки учреждений и организаций, являющихся источниками комплектования кинофотофоно- и видеодокументов и электронных документов. Дополнительно может вестись список негосударственных источников комплектования до заключения с ними договоров о передаче ими своих документов в госархив.

При приеме документов в госархив возможно поступление их полностью или выборочно. При полном поступлении документов учреждения и организации передают в архив все свои архивные документы.

При выборочном приеме в архив поступают все ценные документы от отдельных организаций определенного вида (групповой выборочный прием), или часть ценных документов из числа неповторяющихся в фондах других организаций от конкретной организации (видовой выборочной прием).

Документы в ведомственный архив передаются из структурных подразделений через год после их завершения делопроизводством. В госархив дела из ведомственных архивов поступают по мере истечения их срока хранения в ведомственных архивах в соответствии с Положением об Архивном фонде Российской Федерации.

Передача документов из ведомственных в государственные архивы происходит по согласованному между ними графику ежегодно. Передача производится по утвержденным госархивом описям с полистным просмотром каждого дела. Вместе с делами в госархив сдаются их описи и научно-справочный аппарат к ним.

На основе последней редакции примерных списков каждый государственный архив ведет в соответствии со своей зоной комплектования списки своих источников комплектования. Списки должны постоянно уточняться и пересматриваться. В современных редакциях списков источников комплектования архивов вместо Верховного Совета СССР значится Федеральное Собрание, вместо Совета Министров СССР – Правительство РФ, вместо исполкомов – мэрии и префектуры. Но принцип составления списков остался прежним. Так, например, в 1992 г. Росархив направил на места новые примерные отраслевые списки учреждений, организаций и предприятий, являющихся и не являющихся источниками комплектования государственных архивов. Особое внимание было уделено изучению состава и содержания документов вновь образованных органов: Администрация Президента РФ, аппарата глав исполнительной власти (президентов республик в составе РФ), администраций краев, областей, автономных областей, автономных округов, местной администрации, представительств и представителей Президента РФ, мэрий, муниципалитетов, префектур, дум, департаментов и др.

Особого внимания требует отбор на государственное хранение документов о подготовке и проведении массовых политических кампаний (референдумов, выборов). Кроме того, весьма усилилась роль учреждений и организаций социально-культурной сферы, общественных организаций и творческих союзов. После пересмотра списков многие из этих учреждений стали самостоятельными источниками комплектования.

Такова система критериев и методика комплектования государственных архивов, которая сложилась к началу 1990-х гг. и вполне может быть использована при комплектовании архивов документами, созданными до 1991 г. Однако изменения в государственном аппарате, общественно-политической жизни страны, экономическом развитии привели к тому, что в комплектовании появился целый ряд новых проблем.

Во-первых, после распада СССР бывшие союзные республики, ставшие независимыми государствами, приняли собственное архивное законодательство, в связи с чем возникла проблема, связанная с претензиями бывших союзных республик на материалы, которые уже поступили на государственное хранение. Однако в соответствии с основным научным принципом архивоведения – «недробимости архивных фондов и комплексов фондов» – было принято нелегкое решение – не перемещать материалы.

Во-вторых, с изменением статуса архивных фондов (объекты федеральной собственности и собственности субъектов Федерации, муниципалитетов) уточняется профиль комплектования архивов: архивы федерального уровня, архивы субъектов федерации, муниципальные архивы. Архивисты предлагают способ решения этой проблемы на основе «принципа территориальности комплектования», т.е. где родился (архивный фонд), там и пригодился (принят на государственное хранение независимо от формы собственности и подчинения).

В-третьих, в связи с распадом централизованной ведомственной системы во всех отраслях управления пересматриваются критерии определения источников комплектования. Так, например, особое внимание архивистов обращено на критерий места учреждения в отраслевой системе, поскольку уровень подчиненности учреждений уже не отражает реального значения его деятельности. Рост самостоятельности государственных учреждений приводит к тому, что все меньше их документации поступает на хранение в фонды вышестоящих органов. В связи с этим растет число государственных учреждений – самостоятельных источников комплектования.

В условиях реформирования экономики архивисты столкнулись также с неотложной проблемой приема на государственное хранение документов ликвидированных учреждений, которые не имеют правопреемников. Это создает для архивов «девятый вал» внепланового приема документов, вследствие чего они «тонут», не успевая обрабатывать поступающие документы временного и постоянного хранения. Особое внимание в данной ситуации следует обратить на документы по личному составу, срок хранения которых 75 лет; иногда они могут быть отданы на постоянное хранение. Сведения из этих документов порой могут решить судьбу человека. Прием этих документов в государственный архив в составе фондов ликвидированных учреждений – это один путь решения проблемы, другой – создание специальных межведомственных архивов по личному составу, особенно на районном и городском уровнях. Эти «промежуточные» архивы могли бы освободить Федеральную архивную службу РФ от большого количества социально-правовых запросов.

В-четвертых, в 1990-е гг. наблюдается устойчивая тенденция к «разгосударствлению» всех сфер управления. Роль государственных структур постоянно сокращается в таких отраслях как экономика, культура, общественно-политическая жизнь. Поэтому, если Федеральной архивной службой РФ не будут приняты меры по сохранению документов негосударственных структур, значительная часть ценных источников по истории современности будет утрачена. В связи с этим перед государственными архивами стоит двуединая задача:

Выявить негосударственные структуры, фонды которых относятся к профилю комплектования данного архива, и установить, какие из них являются источниками комплектования;

Установить «договорные отношения» с представителями этих структур.

В результате выявления негосударственных структур составляются списки потенциальных источников комплектования госархивов.

Источниками комплектования негосударственных архивов являются организации нового типа, в деятельности которых образуются документы, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое, политическое значение, подлежащие обязательной передаче на государственное хранение (организации с государственной или муниципальной формой собственности) и на основе договора (с другими формами собственности).

Списки источников комплектования составляются на основе несколько видоизмененной системы критериев, которая активно обсуждается в современном архивоведении.

Критерий Пояснение

1. Функционально-целевое назначение учреждения Выполнение основных задач отрасли, уникальность деятельности, новизна товаров и услуг, стабильность существования, конкурентоспособность, участие в международных и региональных программах

2. Масштаб деятельности Многопрофильность производства товаров и услуг; объем уставного фонда; состав учредителей и участников; межрегиональная деятельность; численность работников

3. Вид организации Сложившаяся структура и организация деятельности, наличие иностранного партнера, наличие уникальных или наиболее типичных структур

4. Полнота отражения информации Степень повторения ценной информации, в том числе в фонде других организаций

Среди источников комплектования особую группу составляют общественные организации – партии, союзы, движения, студии, клубы и др. Критерии определения источников комплектования отношении этой категории фондообразователей только разрабатываются. Однако, опираясь на опыт ЦАОДМа и других центров хранения современной документации и архивов общественных движений, можно наметить общие тенденции в отборе на постоянное хранение документов этих организаций. На основании изучения хроники общественно-политической жизни архивисты делят всю совокупность современных общественно-политических организаций по направлениям и характеру их деятельности на общественно-политические, религиозные, правозащитные, культурные, экологические и др.

Политические организации в свою очередь по ориентации подразделяются на национал-патриотические, марксистские, социал-демократические, либерально-демократические и др.

В каждой из этих групп выделяются, в свою очередь, лидирующие организации, в документах которых наиболее полно должна отразиться история того или иного общественно-политического направления. Далее, при непосредственном изучении архива организации вступает в силу критерий истории фонда, т.е. наличие в архиве организации документов, наиболее полно отражающих важнейшие события общественно-политической жизни страны и региона, а также деятельность самой партии и ее лидеров и различных движений, структуру региональных отделений движения.

3. Организация комплектования.

Рассмотрим процесс принятия документов на хранение в ведомственном и государственном архивах.

Передача дел на хранение в ведомственный архив. После оперативной работы с документами дела структурных подразделений должны быть переданы на хранение в ведомственный архив. В ведомственный архив сдаются дела, оконченные производством, на срок хранения более 10 лет, а также дела по личному составу. Передача дел в ведомственный архив осуществляется по описи, составляемой в структурном подразделении.

В процессе передачи дел необходимо проверить:

Правильность формирования и оформления дел;

Соответствие количества дел постоянного и долговременного хранения, заведенных в соответствии с номенклатурой, и количество этих же дел, включенных в опись.

Проверка формирования дела предполагает установление соответствия между заголовком дела на его обложке и содержимым дела. Принципы формирования дел отражены в их заголовках, которые, в свою очередь, закреплены в номенклатуре дел учреждения.

Дела, передаваемы в ведомственный архив, должны подвергаться в структурном подразделении полному оформлению. Это означает, что каждое дело должно быть переплетено и подшито, листы дела должны быть пронумерованы, причем нумерация должна быть скреплена заверительной надписью в конце дела, где указывается общее количество листов; обложка дела должна быть правильно оформлена, т.е. содержать название учреждения и структурного подразделения, делопроизводственный индекс дела, заголовок дела, крайние даты дела, срок хранения дела, количество листов в деле. Кроме того, на особо ценные, личные, судебные и следственные дела, а также другие категории дел составляется внутренняя опись, в которой указывается заголовок и дата каждого документа, его индекс и номер листов дела, на которых находится документ.

Сопоставление количества дел в номенклатуре и в описи – очень ответственная задача. Если в описи дел постоянного и долговременного хранения меньше, чем было заведено в соответствии с номенклатурой, об этом следует составить справку и предпринять все меры к розыску недостающих дел.

Материалы долговременного хранения по личному составу (до 75 лет), по которым исполняется множество социально-правовых запросов граждан, поступают на хранение в объединенные межведомственные архивы. Сроки хранения документов в ведомствах, имеющих отраслевые фонды, определяются специальным соглашением между ведомством и Росархивом.

Ниже приводятся сроки хранения документов в архиве учреждения.

Вид документации Срок хранения, лет

Записи актов гражданского состояния; документы по личному составу; записи нотариальных действий и судебных дел; хозяйственные книги

75

Научная, технологическая, патентная документация

10

Конструкторская документация

15

Проектная документация по капитальному строительству

25

Телеметрическая документация

5

Кинодокументы, фонодокументы, видеофонограммы

3

Фотодокументы

3

Документы на машинных носителях

5

Передача дел на хранение в государственный архив. Документы принимаются от ведомств по описям дел постоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреждения, а также по акту приема-передачи.

В государственном архиве строго следят за соблюдением сроков передачи документов от источника комплектования в госархив. Ниже приводятся сроки передачи документов от источников комплектования в государственный архив.

Источники комплектования Срок передачи, лет

Федеральные органы государственной власти; Генеральная прокуратура РФ; органы государственной власти и прокуратуры республик; отраслевые академии; государственные объединения; учреждения, организации, предприятия федерального и республиканского подчинения - 15

Органы государственной власти и прокуратура краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; прокуратура городов и районов, государственных учреждений, организаций, предприятий краевого, областного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения – 10 лет

Органы местного самоуправления; учреждения, организации, предприятия городского и районного подчинения; предприятия сельского хозяйства - 5

Совместные предприятия с участием государства; организации и объединения смешанных форм собственности, в уставном капитале которых имеется преобладающая доля федеральной или государственной собственности - 10

Передач дел из каждого учреждения – источника комплектования в государственный архив осуществляется ежегодно или раз в 3 – 5 лет (в зависимости от объема документов фондообразователя). Естественно, что если у архива 200 источников комплектования, регулярное комплектование возможно только при составлении графика приема документов из учреждений. комплектование государственного архива документами данного фондообразователя осуществляется в несколько этапов:

Сначала на заседании ЭПК госархива утверждается опись дел постоянного хранения, которые должны быть переданы в архив (этот экземпляр описи остается в государственном архиве);

Затем в ведомственный архив выезжает сотрудник государственного архива для проверки физического и санитарно-гигиенического состояния дел, оформления дел и т.д.;

Наконец, на последнем этапе, в соответствии с описями поединично передаются дела на постоянное хранение. В особо ценных делах проверяется количество листов. Если количество дел в описи больше количества реально передаваемых дел, в описи делается новая итоговая запись, а ведомственный архив составляет справку о причинах отсутствия дел.

Основным документом, на основании которого производится прием документов на хранение, является акт приема-передачи документов на хранение. В акте указывается учреждение, передающее документы, и архив, в который они поступают, причина передачи (истечение сроков ведомственного хранения или ликвидация учреждения), а также реальное количество передаваемых копий, количество особо ценных дел и др. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителями государственного и ведомственных архивов.

Вместе с документами передаются еще два экземпляра описи (в дополнение к экземпляру, оставшемуся в архиве после утверждения описи на ЭПК государственного архива). Один экземпляр описи остается в ведомственном архиве. На трех экземплярах описи, переданных в государственный архив, делается отметка о передаче документов. Всего составляется четыре экземпляра описи.

Прием документов от источников комплектования негосударственной части Архивного фонда РФ имеет свою специфику. Как показывает опыт, сохранность документов у этих фондообразователей оставляет желать лучшего, поэтому рекомендуется принимать документы через пять лет после окончания их делопроизводства. Собственники документов могут передавать свои документы в собственность государства на хранение в учреждения Федеральной архивной службы России, государственные музеи и библиотеки. При этом передача права собственности на документы оформляется соглашением (договором) с архивным учреждением.

В случае необходимости условия хранения и использования документов могут включать ограничения права доступа и использования документов, содержащих тайну личной жизни, коммерческую тайну, являющихся объектом авторского права и др.

Документы личного происхождения также могут поступать в государственный архив по договору дарения, по завещанию, по решению суда или нотариальных органов о признании документов бесхозными, по договору купли-продажи.

На временное хранение (депонент) документы личного происхождения передаются на основании личного заявления владельца.

При приеме документов также составляется акт приема-передачи, к которому прилагается сдаточная опись.

Особое важное значение имеет договор между архивом и владельцем, поскольку на его основе документы передаются в государственную собственность. Поэтому следует детально обсудить с владельцем каждый его пункт.

В современных условиях архивисту зачастую необходимо использовать методы «активного комплектования»:

Проведение бесед с фондообразователями о важности сохранения их документов;

Выявление потенциальных источников комплектования в органах регистрации юридических лиц, а также на основе изучения хроники общественно-политической жизни;

Анкетирование, интервьюирование лидеров и членов партий и движений, запись митингов и других событий общественно-политической жизни, запись устных воспоминаний;

Сбор воспоминаний, составление хроники событий;

Сбор документов, отражающих общественное мнение, участие во встречах, «круглых столах» с фондообразователями.

Основой работы по «активному комплектованию» является высокий профессионализм, компетентность, вежливость и активная жизненная позиция архивиста.

4. Экспертиза ценности документов.

4.1. Экспертиза ценности документов на основе научных критериев.

При формировании Архивного фонда страны из огромного количества документов лишь незначительная часть поступает на государственное хранение.

Процесс изучения документов на основании принципов и критериев ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранение называется экспертизой ценности документов.

Основы методики экспертизы начали закладываться в 14-18 вв. Более бурное развитие экспертиза ценности получила в 19 в. и окончательно сформировалась в 20 в.

Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, на основе нормативно-методических пособий: перечней, номенклатур дел, классификаторов.

Однако эти пособия, как и законы, обратной силы не имеют. Поэтому не проводится экспертиза ценности документов, например 1920-х гг. по перечням 1990-х гг. В данном разделе будет рассмотрена экспертиза ценности документов на основе научных критериев.

Итогом экспертизы ценности документов является полноценное комплектование государственных архивов и всего Архивного фонда страны. Именно в итоге экспертизы происходит формирование архивных фондов, которые концентрируются в государственных архивах.

Задачи экспертизы ценности документов.

Первая задача – отбор наиболее ценных документов из ведомственных в государственные архивы на государственное (постоянное) хранение и определение профильности документов тому или иному государственному архиву.

Вторая задача – определение сроков хранения документов, информация в которых может быть использована в течение какого-то периода времени. В зависимости от установленных сроков хранения такие документы могут быть разделены на две группы:

1) для долговременного хранения (например, документы по личному составу со сроками хранения 75 лет или 75 лет минус возраст лица на момент заведения дела);

2) для временного хранения.

Третья задача – обеспечение полноты состава архивного фонда путем восполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичных документов из фондов однородных учреждений, а также выше- или нижестоящих учреждений.

Четвертая задача – отбор на хранение наиболее информативно емких документов.

Экспертиза ценности документов проводится в три этапа: в делопроизводстве, в ведомственном и государственном архивах.

В делопроизводстве решается проблема определения сроков хранения документов уже при составлении номенклатуры дел, т.е. когда дело еще «не родилось».

В ведомственном архиве происходит выделение из документального фонда учреждения дел для постоянного хранения и подготовка их к сдаче в государственный архив.

Если в учреждении имеются юридически самостоятельные структурные подразделения, то из ценных документов формируют несколько архивных фондов.

Кроме того отбирают для уничтожения документы временного хранения, срок хранения которых истек. При этом особое внимание должно быть уделено документам, срок хранения которых 75 лет (по личному составу), ведь за каждым из них стоит судьба человека. Все эти важные задачи решаются совместно с комиссией, которая по-научному может называться центральной экспертной комиссией (ЦЭК) или просто экспертной комиссией (ЭК).

В государственном архиве, во-первых, проверяют решение экспертных органов ведомственных архивов и утверждают их и, во-вторых, проводят целевую комплексную экспертизу ценности документов или разбор россыпи документов.

Целевая комплексная экспертиза – это экспертиза, которая проводится в целях выявления дублетности сразу по нескольким фондам:

- вышестоящих и подчиненных одному ведомству учреждений;

- однородных учреждений, действовавших на одной территории (школы одного района);

- лиц, связанных родственными или личными отношениями.

Такой комплексный подход возможно осуществить только в государственном архиве, куда поступают сотни и тысячи фондов разных учреждений.

В результате экспертизы ценности документов выделяются две группы дел:

Дела постоянного и долговременного (75 лет) хранения;

Дела, предназначенные для уничтожения.

На дела, подлежащие уничтожению, составляется акт; дела для постоянного и долговременного хранения в дальнейшем заносятся в описи.

Акты и описи представляются на рассмотрение соответствующей экспертной комиссии, или экспертно-проверочной комиссии, или центральной экспертно-проверочной комиссии (ЦЭПК).

Критерии экспертизы ценности документов. Критерии экспертизы ценности документов – это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов – это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов.

Все критерии могут быть подразделены на три большие группы:

1) критерии происхождения документов (значение учреждения в жизни общества, значимость событий, отраженных в документах, время и место образования документов);

2) критерии содержания документов (источник информирования, повторяемость документной информации, целевое назначение документов, вид и разновидность документа);

3) критерии внешних особенностей документов (подлинность, внешний вид документа, т.е. форма передачи содержания, удостоверения и оформления документов, в том числе художественные, палеографические, языковые и другие особенности, физическое состояние документов).

Особенности проведения экспертизы ценности документов личного происхождения.

С учетом специфики документов личного происхождения критерии экспертизы ценности документов личного происхождения подразделяют на две группы:

1) критерии ценности фондов личного происхождения;

2) критерии ценности документов личного происхождения.

К группе критериев ценности фондов личного происхождения относятся:

- значение творческой и общественной деятельности фондообразователя;

- история фонда и его состав;

- взаимосвязь фонда с другими комплексами документов (так, документы малоизвестного лица могут быть ценны в связи с уже имеющимися в государственных архивах документами, могут подтверждать и дополнять их).

К группе критериев ценности документов личного происхождения относятся:

- значение творческой и общественной деятельности автора документа;

- время и место создания документа;

- значимость содержания документа, его информационная, художественная и научная ценность;

- внешние признаки документа (сохранность, степень автографичности, наличие помет и др.);

- взаимозаменяемость с другими документами (может носить характер повторяемости информации).

4.2. Экспертиза ценности документов по перечням.

Для установления комплекса документов постоянного хранения, определения конкретных сроков хранения по отдельным группам документов, унификации сроков хранения однородных документов в различных учреждениях, организациях и на предприятиях, а также для оперативного «избавления от ненужных бумаг» существует целостная система нормативно-методических пособий по отбору документов, в которую входят списки источников комплектования, перечни документов, номенклатуры дел, классификаторы, методические рекомендации, указания, памятки и т.п.

Перечни документов – это систематизированные списки документов учреждений, организаций и предприятий, содержащие нормативные указания о сроках хранения документов или о составе документов. Они являются как бы ключом к созданию конструкции Архивного фонда страны.

Сложившаяся к 1990-м гг. система перечней достаточно полно выполняла свою функцию для государственных организаций.

Но уже с начала 1990-х гг., когда в стране поменялись политические и экономические устои и в связи с этим возникли организации иных форм собственности (организации нового типа или негосударственные организации), в систему нормативно-методических пособий по отбору документов, естественно, были привнесены и новые моменты. В большей степени они коснулись именно перечней.

Современная система перечней документов. Внутреннее устройство современной системы перечней документов представлено в графическом варианте на рис.1.

В данной системе традиционно различают два типа перечней документов:

1) с указанием сроков хранения;

2) подлежащих постоянному хранению.

Перечни документов с указанием сроков хранения могут быть нескольких видов. В типовых перечнях для всей системы государственных учреждений унифицируются сроки хранения однородной типовой документации, образующейся в деятельности всех учреждений, организаций и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности и отраслевой направленности. Кроме того, типовые перечни определяют состав документов, подлежащих передаче в госархивы.

Создание типовых перечней обусловлено тем, что во всех учреждениях, организациях и на предприятиях формируются дела с приказами руководства, с планами и отчетами, с документами по личному составу, с бухгалтерской документацией, материалами общественных организаций. Все эти и другие так называемые типовые документы выполняют одинаковые для всех учреждений функции, а поэтому должны иметь и одинаковые сроки хранения.

Но типовые перечни не содержат сведений о документах, отражающих отраслевые и другие специфические направления деятельности.

Для больших и сложных фондов, а также для групп однородных фондов обычно разрабатываются примерные перечни документов, которые являются своего рода методическими пособиями по экспертизе ценности при научно-технической обработке документов фонда.

В примерных перечнях называются документы, подлежащие государственному хранению, а также документы, подлежащие выделению к уничтожению как не представляющие научной, исторической, экономической ценности.

Ведомственный перечень представляет собой справочник о составе и содержании документов учреждений, организаций и предприятий одного ведомства, одной отраслевой системы. Перечень предусматривает максимально полный охват видов и разновидностей документов, систематизированных в соответствии с основными функциями и направлениями деятельности учреждений этого ведомства, с указанием сроков хранения каждого вида документов.

Таким образом, типовая документация с едиными общими и обязательными сроками хранения входят составной частью во все ведомственные перечни.

До 1990-х гг. перечни документов, подлежащих постоянному хранению, были одного вида – типовые. В них были указаны документы, подлежащие приему только в государственные архивы СССР, которые ориентировались на документы государственных учреждений. Последним таким перечнем является типовой перечень документов, выпущенный в 1989 г.

В 1990-е гг. с появлением организацией разных форм собственности возникла потребность в подготовке новых видов перечней документов, учитывающих происшедшие изменения.

Сегодня уже можно говорить о новом, третьем виде перечней, где даны группы документов как постоянного, так и временного хранения, но последние не только не дифференцированы по срокам, а напротив, обозначены лишь как «тяготеющие» к постоянному сроку хранения. Среди них нет документов, однозначно имеющих тот или иной временный срок хранения.

Из вышедших в последнее время (2000) типовых перечней наиболее современным является «Перечень типовых документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», который явился логическим продолжением Типового перечня документов, вышедшего в 1989 г. Правовая база архивного дел На сегодняшний день положение основ законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, безоговорочно включающее в систему Федеральной архивной службы России органы управления архивным делом городов и районов стало не конституционным. По конституции РФ и действующему законодательству органы МСУ1 не входят в систему органов государственной власти, хотя могут выполнять отдельные государственные функции, наделяться государственными полномочиями для решения вопросов местного значения. К ним, согласно Фз: «Об общих принципах организации МСУ в РФ», относятся организация и содержание муниципальных архивов. Согласно Гл. 1., ст. 7: «законодательство РФ об архивном деле состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов МСУ об архивном деле не должны противоречить настоящему закону. В случае расхождения между настоящим ФЗ и указанными актами действуют нормы настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации хранения, комплектования, учета, использования документов Архивного фон­да Российской Федерации и других архивных документов независимо от форм собственности на них, а также по управлению архивами в интересах граждан, общества и государства»2. Проект Федерального закона отражает в себе главным образом управление архивным делом в РФ, состав архивного фонда РФ, создание архивов, доступ к архивным документами их использование, хранение и учет архивных документов, финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела. В нем также четко оговорены обязанности органов государственной власти, органов МСУ, и иных юридических лиц по обеспечению сохранности архивных документов и другие их права и обязанности. Проект Федерального закона «Об архивном деле в РФ»2 в сравнении с предыдущими3 не только имеет преимущества общего характера (более широкая сфера применения, отсутствие деления Архивного фонда страны на государственную и негосударственную части и др.), но и уделяет больше внимания муниципальному архивному звену. Но вместе с тем проект закона содержит некоторые изъяны, пробелы и противоречивые формулировки. В его последней публикации1 имеется четыре концептуально спорных момента, которые затруднят практическое применение закона после его официального утверждения. В основном, при чтении многих статей проекта закона заметно предпочтение, оказываемое документам, относимым к Архивному фонду Российской Федерации, по сравнению с теми, которые в него не входят. Между тем в 1970 - 1980-е годы рядом архивистов, в том числе и А. Т. Черешней, проводились примерные подсчеты, согласно ко­торым ежегодно создававшиеся документы Государственного архивного фонда (без учета личного состава) составляли от 4 до 6 % всех вновь образующихся документов в СССР. Думается, что в современных усло­виях, когда около 70 % имущества находится в частной или иной него­сударственной собственности, этот процент соотношения между доку­ментами постоянного и временного хранения, соответственно входящи­ми и не входящими в состав Архивного фонда Российской Федерации, стал еще меньше. Безусловно, историко-культурное значение общерос­сийского архивного фонда велико. Еще Конвенцией ООН от 14 мая 1954 г. архивные документы такого рода были определены как абсолют­ные ценности, имеющие особое значение для культурного насле­дия нации. Все же оттеснять на второй план вопросы сохранности и использования документов, не вошедших в состав Архивного фонда Рос­сийской Федерации, было бы серьезным заблуждением. В условиях социально-экономических реформ увеличился массив документов долговременного хранения, подтверждающих право на имущество предприятий и граждан. Такого вида документация должна храниться до сноса зданий десятки, сотни лет. Другой признак правового неравенства состоит в самой конструкции разделов проекта закона и формулировании базовых понятий. Напри­мер, при определении понятия «архивное дело» (ст. 3) говорится об Ар­хивном фонде Российской Федерации и «других архивных документах». Что подразумевает термин «другие архивные документы» не ясно; скорее всего, документы, не включенные в состав Архивного фонда Рос­сийской Федерации. Такие же формулировки есть в ст. 4 и ряде других статей проекта. Формулировки, относящиеся к «другим архивным документам», рассредоточены по раз­ным разделам проекта, часто в весьма спорных истолкованиях. На мой взгляд, и юридически, и архивоведчески было бы правильней вслед за главой II «Архивный фонд Российской Федерации» дать специальную главу III «Архивные документы, не входящие в состав Архивного фон­да Российской Федерации» с соответствующими статьями об обеспече­нии их сохранности, условиях доступа и использования, порядке унич­тожения или передачи другим собственникам. Другой существенный недочет обсуждаемого проекта применительно к праву собственности на документы связан с недостаточным правовым обобщением практики выполнения работ хозяйствующими субъектами. Есть случаи, когда государственные организации в процессе работ, выполняемых по заказу негосударственных структур и частных лиц, со­здают аудиовизуальные и другие документы, которые затем по ус­ловиям договора в полном комплекте (подлинники и копии) передают­ся заказчику. В этом случае их правомерно рассматривать как архивные документы частной собственности. Так как в соответствии со ст. 6 федераль­ного закона «Об информации, информатизации и защите информации»: «физические и юридические лица являются собственниками тех доку­ментов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на закон­ных основаниях, получены в порядке дарения или наследования». Ис­ходя из этой правовой нормы, наверное, нуждаются в корректировке ст. 7 и 9 проекта, в которых следовало бы указать, что архивные до­кументы, созданные государственными органами и организациями за счет средств физических и юридических лиц на базе имущества, нахо­дящегося в частной собственности, не относятся к архивным докумен­там государственной собственности. Недостаточно обоснованы, на мой взгляд, сроки временного хране­ния документов до их передачи в госархивы, зафиксированные в ст. 22 проекта. В архивных законах большинства европейских стран установ­лен единый срок временного хранения документов в организациях без подразделения по уровням управления. Например, по датскому закону об архивах документы общегосударственного уровня передаются на хранение в Национальный архив, а регионального – в провинциальные архивы через 30 лет после их создания1. Формулировка ст. 25 проекта нуждается в уточнении. Из нее ни как не следует, что гражданин может обжаловать ограничение или отказ госархива в доступе к документам, однако такая возможность ему предоставлена Федеральным Законом «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 15 апреля 1933 г.. В этом случае в проект архивного закона целесообразно включить норму о том, что граждане (пользователи) могут в установлен­ном федеральным законодательством порядке обжаловать в суде отказы в предоставлении архивных документов, если считают их необоснован­ными. Одновременно и на пользователях архивных документов должны лежать обязательства и ответственность за раскрытие какой-либо информации, способной нанести ущерб интересам, а также правам | других лиц, в процессе ознакомления по специальным разрешениям с ограниченно доступными архивными фондами. Определенная ответст­венность должна быть закреплена и за архивистами2 Здесь выявлены далеко не все недочеты и пробелы данного проекта, а высказанные суждения и рекомендации носят во многом дискуссионный характер. Однако они могут способствовать уточнению отдельных положений, дополнить и охарактеризовать ряд статей проекта закона «Об архивном деле в РФ». ^ 2. Основные задачи и функции государственных архивов В первые годы существования государственных архивов, когда они были заняты, главным образом научно-технической обработкой документальных материалов, их организационное устройство было следующим. Все документальные материалы были по подведомственно-тематическому принципу распределены между несколькими отделами, и каждый из этих отделов проводил над своими материалами все основные виды работ: хранение, научно-техническую обработку, организацию использования и т. д. только для публикации документов в большинстве архивов создавались специальные отделы или группы. Такое организационное устройство позволяло направить наибольшие силы для решения основной задачи. Но оно имело и недостатки: создавался параллелизм в работе, было трудно добиться применения единых методов и приемов при проведении одних и тех же видов работ, рассредоточенных по разным отделам, квалификация научных сотрудников, вынужденных заниматься разными видами архивной деятельности, по настоящему не повышалась, и им трудно было решать конкретные теоретические задачи. В 1950-х годах, по мере завершения научно-технической обработки документальных материалов, государственные архивы получили возможность направлять свои силы на решение других важных задач. В связи с этим организационное устройство государственных архивов стало меняться. В настоящее время структура большинства государственных архивов, в особенности центральных, приведена в соответствие с основными направлениями их деятельности. Законодательство определило государственные архивы как научно-исследовательские учреждения, задачами которых являются практическая и теоретическая деятельность в области архивного дела. В связи с этим государственным архивам свойственен ряд функций. Основными из них являются: комплектование, обеспечение сохранности и, как один из путей к этому, учет документальных материалов, экспертиза научной и практической ценности документальных материалов, научно-техническая обработка документальных материалов, а также создание научно-справочного аппарата. Рассмотрим функции комплектования поподробнее. ^ 3. Комплектование как основная функция государственных архивов В широком значении под комплектованием архивов понимается вся система мероприятий, цель которых отбор и передача документальных материалов на государственное хранение и распределение их по сети государственных архивов. Согласно ст. 19 проекта Федерального закона «Об архивном деле в РФ» органы государственной власти, органы МСУ, организации и граждане, в деятельности которых образуются документы Архивного фонда РФ, передают эти документы на постоянное хранение государственные и муниципальные архивы, в этом качестве органы государственной власти, органы МСУ, организации и граждане являются источниками комплектования государственных и муниципальных архивов. Государственные и муниципальные архивы составляют списки источни­ков комплектования. Включение в списки источников комплектования органи­заций, созданных на базе имущества, находящегося в частной собственности. Собственности общественных и религиозных объединений и организаций, а также граждан, осуществляется на основе договора (соглашения).1 Делопроизводственные документальные материалы дореволюционного периода уже давно нашли свое место в государственных архивах (центральных и местных), а также в специальных архивах соответствующих ведомств и учреждений. Сложнее обстоит дело с образовавшимися до революции личными, семейными и родовыми фондами. Подавляющее большинство их также находится на государственном хранении, однако многие из них рассредоточены между разными государственными архивами, отделами рукописей, музеями и т. д., что затрудняет их использование. Основными задачами в области комплектования архивов документальными материалами дореволюционного периода является: исправление отдельных случаев неточности в распределении фондов между архивами; выявление и прием на государственное хранение (в виде подлинников и микрофотокопий) представляющих научную ценность документов личного происхождения, все еще находящиеся в частных руках, в том числе и зарубежом, выявление документальных материалов ведомственного происхождения, хранящихся в зарубежных архивах (главным образом о внешней политике, экономических и культурных связях с другими странами), и получение их микрофотокопий; розыски материалов ГАФ СССР, похищенных во время Великой Отечественной войны немецко-фашистскими захватчиками. Комплектование архивов в наши дни производится непрерывно и планомерно, главным образом за счет текущего делопроизводства учреждений и организаций. Более сложным в этом случае является выявление и сбор материалов личного происхождения, которые нередко уничтожаются ввиду того, что современники не всегда представляют себе их значение как источников для изучения истории общества. Архивные органы и государственные архивы ведут в этом плане большую разъяснительную и информационную работу, которая дает ощутимые результаты. Заключение:

Комплектование архива – систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующим законодательством. Профиль архива определяется Федеральной архивной службой РФ.

Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимися в деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, организаций и предприятий или приобретенными этими архивами, а также документами, переданными им негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.

Работа по комплектованию архива документами складывается:

Источниками комплектования государственных архивов, хранящих документы постоянно, являются организации и физические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче в госархивы документы Архивного фонда РФ. Росархив определяет категории государственных организаций, документы которых передаются в госархивы. Совместно с собственниками Росархив определяет, какие документы негосударственных организаций и физических лиц могут быть приняты на договорной основе на госхранение.

В реальной архивной практике создаются два списка источников комплектования.

Передача дел на хранение в ведомственный архив. После оперативной работы с документами дела структурных подразделений должны быть переданы на хранение в ведомственный архив. В ведомственный архив сдаются дела, оконченные производством, на срок хранения более 10 лет, а также дела по личному составу. Передача дел в ведомственный архив осуществляется по описи, составляемой в структурном подразделении.

Документы принимаются от ведомств по описям дел постоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреждения, а также по акту приема-передачи.

При формировании Архивного фонда страны из огромного количества документов лишь незначительная часть поступает на государственное хранение.

Процесс изучения документов на основании принципов и критериев ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранение называется экспертизой ценности документов.

Для установления комплекса документов постоянного хранения, определения конкретных сроков хранения по отдельным группам документов, унификации сроков хранения однородных документов в различных учреждениях, организациях и на предприятиях, а также для оперативного «избавления от ненужных бумаг» существует целостная система нормативно-методических пособий по отбору документов, в которую входят списки источников комплектования, перечни документов, номенклатуры дел, классификаторы, методические рекомендации, указания, памятки и т.п.

Библиографический список

I. Источники

  1. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об архивном деле в Российской Федерации» // Парламентская газета. - № 201. - 27.10.2004.

  2. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук / Утверждены приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. (№ 19). Зарегистрированы в Минюсте России 6 марта 2007 г. (№ 9059). П. 1.3.

  3. Приказ Минкультуры РФ от 18.01.2007 № 19 (ред. от 16.02.2009) «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9059) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 20. - 14.05.2007.

  4. Основные Правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) // СПС Консультант плюс.

II. Литература

  1. Алексеев, Е.В. Архивоведение / Е.В. Алексеев. – М.: Академия, 2006. – 276 с.

  2. Алексеева, Е.В. Архивный фонд Российской Федерации: организация документов по архивам / Е.В. Алексеев //Делопроизводство. – 2008. - № 2. С. 15-16.

  3. Алексеева, Е.В. Организация документов в архивах / Е.В. Алексеев //Делопроизводство. – 2009. - № 3. – С. 18-19.

  4. Артемьева, С.И., Иванцова, Н.Ф., Архивоведение / С.И. Артемьева, Н.Ф. Иванцова. - Бийск, 2002. – 378 с.

  5. Горфейн, Г.М., Шепелев, Л.Е. Архивоведение / Г.М. Горфейн, Л.Е. Шепелев. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  6. Еремченко, В. А. К вопросу о стратегии формирования Архивного фонда Российской Федерации / В.А. Еремченко // Отечественные архивы. - 2004. - № 1. - С. 29.

  7. Козлов, В.П. Российское архивное дело / В.П. Козлов. — М.: Приор, 2009. – 330 с.

  8. Крайская, З.В., Челлини, Э.В. Архивоведение: Учебное пособие / З.В. Крайская, Э.В. Челлини. — М.: Наука, 2006. – 540 с.

  9. Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики: Сб. статей / Д.С. Лихачев. - Киев, 1991. – 211 с.

  10. Мещерина, Т.А. Комплектование государственных архивов как проблема сохранения исторической памяти в условиях экономических и социальных преобразований / Т.А. Мещерина // Делопроизводство. - 2006. - № 3. - С. 120.

  11. Мякушев С. Д. Большая проблема «маленьких людей»: социальная история и архивы //Отечественные архивы. - 2001. - № 2. - С. 12-16

  12. Новиков, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (постатейный) / Е.А. Новиков. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 456 с.

  13. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. – М.: Проспект, 2000. Ст. 337, 349, 350.

  14. Смирнов, В.В. Государственный архив документов по личному составу Калужской области: история возникновения, цели и задачи / В.В. Смирнов // Секретарское дело. - 2004. - № 10. - С. 65-69.

  15. Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России». Парламентские слушания // Отечественные архивы.- 2003. - № 6. - С. 4.

  16. Тельчаров, А.Д. Архивоведение / А.Д. Тельчаров. - М.: Проспект, 2005. – 389 с.

  17. Литература

  18. Алтайский архивист. 2002. №1 (3).

  19. Отечественные архивы. 2002. №1.

  20. Кутафин О.Е., Фадеев В.Н. муниципальное право РФ. Учебник. М., 1997.

  21. Международное гуманитарное право в документах. М., 1996. 1 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник. М., 1997. С. 158.

2004 г. Принят Федеральный закон ≪Об архивном деле в Российской

Федерации≫, в связи с чем утратили свою силу Основы

законодательства 1993 г. По ряду позиций закон сохранил преемственность,

но есть в нем и ≪потери≫. Он регулирует отношения в

сфере организации хранения, комплектования, учета и использования

документов Архивного фонда Российской Федерации (АФ

РФ) и собственных архивных документов государственных и негосударственных

учреждениий, организациий и предприятий.

Впервые в законе даны определения понятий ≪документ Архивного

фонда Российской Федерации≫ и ≪документ по личному составу

≫, тем самым повысился статус документов по личному составу

в деле их упорядочения и сохранения; также даны трактовки

двух понятий ≪временное хранение≫ — для архивных документов

в целом и для документов АФ РФ. Введены новые понятия —

≪владелец архивных документов≫ и ≪пользователь архивных документов

≫. Для документов АФ РФ нормативно подтверждены старые

и закреплены новые сроки временного хранения документов

в организациях до поступления в государственные или муниципальные

архивы. В ст. 4 прописаны полномочия муниципальных

образований в области архивного дела; в ст. 6 — состав АФ РФ и

порядок включения в него архивных документов, особенности

гражданского оборота документов.

Право собственности на архивные документы независимо от их

форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов

возможно только в соответствии с федеральным законодательством.

Изъятые как вещественные доказательства, они подлежат

возврату собственнику или владельцу.

Сложным остается вопрос о создании архивов в организациях

и на предприятиях. В Основах законодательства 1993 г. запрещалось

создание тайных архивов, в том числе затрагивающих права и законные

интересы граждан. Организации и предприятия руководствуются

в работе как законодательными и нормативными правовыми

актами, так и правилами, установленными архивным органом.

Они обеспечивают соответствующие материальные и финансовые

условия.

50

В законе обобщенно и достаточно подробно прописаны нормы,

касающиеся сохранности документов в случае ликвидации,

банкротства или реорганизации организаций и предприятий. Ряд

статей посвящен порядку доступа к архивным документам и их

использования, государственного учета документов АФ РФ, отнесения

организаций и предприятий к числу источников комплектования.

Законодательством Российской Федерации установлена гражданско-

правовая, административная и уголовная ответственность

юридических лиц, должностных лиц и граждан.

Современная архивная правовая база не ограничивается лишь

законодательными актами в области архивного дела. В стране действует

не менее 50 законодательных актов, прямо или косвенно

регулирующих вопросы архивной сферы, — о культуре; информатизации

и защите информации; государственной тайне; службе

внешней разведки; оперативно-розыскной деятельности; авторском

праве; о правовой охране программ для ЭВМ и др.

Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации впервые

прямо упомянуто о документах и правонарушениях, связанных с

ними.

В ст. 140 ≪Отказ в предоставлении гражданину информации≫

прописано, что гражданин имеет право получить определенную

информацию по любому законодательству (архивному и уголовному).

Ст. 164 ≪Хищение предметов, имеющих особую ценность≫

содержит норму о том, что архивные документы имеют особую

ценность, рассматриваемую в юриспруденции как вещь, предмет

движимого имущества. Ст. 188 ≪Контрабанда≫ прописывает

права граждан, вывозящих за границу документы, представляющие

государственную и общественную ценность, и права таможни

в этой ситуации. О противодействии преступному деянию говорится

и в ст. 90 — ≪Невозвращение на территорию Российской

Федерации предметов художественного, исторического и археологического

достояния народов Российской Федерации и зарубежных

стран≫.

Ст. 243 ≪Уничтожение или повреждение памятников истории

или культуры≫ — о противодействии преступлению, которое наносит

урон общественной нравственности: по Закону РСФСР ≪О

памятниках истории и культуры≫ 1976 г. документы были отнесены

к памятникам истории и культуры. Ст. 284 — о ее содержании

говорит само название: ≪Утрата документов, содержащих государственную

тайну≫. Ст. 324 ≪Приобретение или сбыт официальных

документов и государственных наград≫ — за это преступление

предусмотрено наказание штрафом в размере от 100 до 200 минимальных

размеров оплаты труда. Ст. 325 ≪Похищение или повреждение

документов, штампов, печатей≫ — амплитуда наказаний за

данное преступление в совокупности может быть от 200 минимальных размеров оплаты труда до лишения свободы на срок от 7

до 12 лет с конфискацией имущества.

В своей деятельности архивы вступают в самые разнообразные

отношения с другими сферами: бюджетной (действует бюджетное

и налоговое законодательство), имущественной (гражданское законодательство),

трудовой (законодательство о труде) и т. д.

Федеральные законы и другие нормативные правовые акты,

принятые в 1991—1996 гг. и составленные научно-справочной библиотекой

федеральных архивов, в той или иной степени затрагивают

архивные учреждения. Таких законов свыше 150, из них по

собственно архивному законодательству несколько десятков актов,

и все они условно разделяются на три группы:

1) фундаментальные — по всему комплексу вопросов архивной

сферы;

2) по процессам комплектования, хранения, учета и вывода

документов;

3) о доступе к архивным документам и их использовании1.

Первую группу представляют главный архивный закон страны —

Федеральный закон от 27 октября 2004 г. ≪Об архивном деле в

Российской Федерации≫ — и Положение об Архивном фонде Российской

Федерации (с дополнением, внесенным Указом Президента

от 1 апреля 1996 г.). К ним примыкают законы и положения

об архивных фондах и архивах субъектов Российской Федерации.

Во второй группе основное место занимают акты о деятельности

так называемых спецслужб и некоторых других министерств и

ведомств — об условиях функционирования их собственных архивов

и главное — об их праве на долговременное и депозитарное

хранение архивных документов. Это — федеральные законы

≪О внешней разведке≫ 1996 г. (новая редакция), ≪О федеральных

органах правительственной связи и информации≫ 1993 г., ≪Об

органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации

≫ 1995 г., ≪Об обязательном экземпляре документов≫ 1994 г.;

утвержденные Указом Президента от 14 марта 1995 г. и распоряжением

от 25 марта 1994 г. Положение о Министерстве иностранных

дел Российской Федерации и Положение о Президентском архиве;

принятый Правительством Российской Федерации 13 декабря

1995 г. Устав Гостелерадиофонда. Эту группу дополняют закон ≪О

вывозе и ввозе культурных ценностей≫ 1993 г. и постановление

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

от 21 апреля 1995 г. ≪О моратории на возвращение культурных

ценностей, перемещенных в годы Великой Отечественной

войны≫.

См.: Артизов А.Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и

перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы — 1996 - КМ -

С. 4-5. ' " '

52

Особенностью третьей группы является то, что входящие в нее

акты рассматривают более общие проблемы защиты прав и интересов

гражданина, обеспечения информационной открытости

общества, соблюдения тайны личной жизни, а также коммерческой

и государственной тайны. Сложность объекта правового регулирования

в этой сфере порождает своеобразное взаимопроникновение

норм законов, поэтому для принятия ответственного решения

приходится обращаться к нормам двух или более нормативных

правовых актов.

Анализ нормативных правовых документов данной группы —

тема специального разговора. Перечислим важнейшие акты: федеральные

законы — ≪Об оперативно-розыскной деятельности≫

1992 г., ≪О государственной тайне≫ 1993 г., ≪Об авторском праве и

смежных правах≫ 1993 г., ≪Об информации, информатизации и

защите информации≫ 1995 г.; указы Президента Российской Федерации

— ≪О снятии ограничительных грифов с законодательных

и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий

≫ 1992 г., ≪О Межведомственной комиссии по защите государственной

тайны≫ 1995 г., ≪Об утверждении перечня сведений,

отнесенных к государственной тайне≫ 1995 г., ≪Вопросы Межведомственной

комиссии по защите государственной тайны≫ 1996 г.;

постановления Правительства Российской Федерации — ≪О перечне

сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну

≫ 1992 г., ≪Об установлении порядка рассекречивания и продления

сроков засекречивания архивных документов Правительства

СССР≫ 1995 г. и ≪Об утверждении Правил отнесения сведений,

составляющих государственную тайну, к различным степеням

секретности≫ 1995 г. и др.

Здесь достаточно неполно перечислены законодательные акты,

регламентирующие действия с архивными документами и информацией

из них. Но даже из указанного перечня видно, насколько

сложно их применять в совокупности при решении конкретной

проблемы. Поэтому необходим дальнейший комплексный анализ

законодательных актов — архивных и смежных, совершенствование

самого архивного законодательства и детальная разработка

мер по реализации отдельных законодательных статей.

Список источников и литературы

/. Опубликованные источники

Федеральный закон ≪Об архивном деле в Российской Федерации≫ от

27 октября 2004 г. // Сборник законодательства Российской Федерации. —

2004. - № 43. - Ст. 4169.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня

2004 г. ≪О Федеральном архивном агентстве≫ // Российская газета. —

2004. - 22 июня.

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде

Российской Федерации и архивах1.

Положение ≪Об Архивном фонде Российской Федерации≫1.

Постановление Правительства Российской Федерации ≪Об утверждении

Положения о лицензировании деятельности по обследованию состояния

архивных фондов, экспертизе, описанию, консервации и реставрации

архивных документов≫1.

Постановление Правительства Российской Федерации ≪О порядке ведомственного

хранения документов и организации их в делопроизводстве

≫1.

Постановление Правительства Российской Федерации ≪Об утверждении

Положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской

Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров

хранения документации≫1.

Постановление Правительства РФ ≪Об утверждении Положения о

Федеральной архивной службе России≫1.