Введение
Учебная дисциплина «Юридическая психология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующих базовые знания, необходимые для подготовки бакалавров по специальности 030900.62 Юриспруденция.
Целькурса – формирование у студентов комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологи-ческих задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества.
Задачами дисциплины являются:
раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии,
формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества,
изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов,
формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.
Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов психолого-юридического мышления.
Концепция освоения курса включает следующие аспекты:
реформирование российского общества, развитие новой государственности, фундаментальное обновление законодательства;
осуществляемые реформы в сфере судопроизводства и исполнения наказаний, направленные на усиление защиты прав и свобод граждан;
психологический анализ основных правовых категорий (правовая социализация личности, социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения);
психологическую культуру как фактор, детерминирующий гуманизацию и эффективность правоохранительной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны:
иметь представление:
о подходах к раскрытию юридико-психологической реальности;
о сущности психологических явлений, формируемых в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества;
о психологических аспектах противодействия и профилактики преступности;
знать:
основы общей и социальной психологии;
психологические особенности девиантной и делинквентной личности;
психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;
психологическую специфику культуры судебного процесса;
основы психологического анализа следственных ситуаций;
уметь:
ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;
анализировать психологические аспекты противоправных действий;
психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;
реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;
обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;
пользоваться профессиональными психотехнологиями;
актуализировать и углублять психологические познания.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК–1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Содержание
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел 1.
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере.
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение.
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3.
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация.
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве.
- Раздел 4.
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности.
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния.
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения.
- Тема 4.4. Криминальная субкультура.
- Раздел 5.
- Тема 5.1. Психология личности юриста.
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая).
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности.
- Раздел 6.
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве.
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании.
- Вопрос 1