logo search
Еврейский вопрос

1.1. Основные источники

A. Соломон Лурье. Антисемитизм в древнем мире: Попытки объяснения его в науке и его причины (нет URL). Пожалуй, самый авторитетный источник, поскольку его автор: еврей (по собственному признанию), профессор древней истории в 1-м Высшем Педагогическом Институте, 1914-1915гг. Но еврей это эмансипированный, плохо знающий иврит, весьма далекий от мистицизма, искренне отрицающий всякую "богоизбранность" своего народа. Наиболее трезвая работа из, я думаю, всех имеющихся по "еврейскому вопросу".

B. Андрей Дикий. Евреи в России и в СССР: исторический очерк. Издание 2-е (первое в России) -Новосибирск, БЛАГОВЕСТ, 1994 (нет URL). Хронологически описывает период до 1967г. Автор знаком с работой С.Лурье. Где-то треть книги выдержана в объективном ключе, но остальное изобилует выпадами против евреев- автор показывает свое лицо. Тем не менее, работа достаточно капитальная, и в целом источник заслуживает доверия.

C. Игорь Шафаревич. Русофобия. (URL портала). "Русофобия" написана в 1979-1982гг. Источник и интересный, и довольно авторитетный: все-таки крупный математик (его 80-летие справлялось газетой "Правда" в 2003г.). Критики Ш. упорно не замечают, что книга посвящена не еврейскому вопросу, а именно русскому. Однако есть материал и по нашей теме. Можно предположить некую психологическую проблему автора (какой он национальности?): он предлагал Понтрягину публиковать работы Кантора вместе с перепиской того с Дедекиндом, т.е. как бы еврей Кантор совершил плагиат идеи теории множеств. Как в случае А.Дикого, автор не выдерживает "объективного тона", ближе к окончанию книги переходя к эмоциональным выпадам против евреев. Ш. в курсе работ Дикого и Лурье.

D. Игорь Шафаревич. Русофобия: десять лет спустя. (URL портала). В концептуальном плане по сравнению с "Русофобией" ничего нового нет, несмотря на появление постперестроечного материала. В этой связи удивляешься только сбывшемуся предсказанию краха СССР (я целиком и полностью поддерживаю Ш. в анализе причин краха).

E. Платонов О. Загадка Сионских протоколов (главы 22-33) (нет URL). Прочитал только часть книги. Источник ненадежный в силу черносотенной тенденциозности автора, но по ряду позиций заслуживает доверия. Ценность его в том, что приводятся обширные дословные цитаты из первого издания Протоколов Сионских мудрецов (с филологической точки зрения всегда неприятно довольствоваться второисточниками). Также содержит ряд любопытных штрихов из истории скандальной книги, а также по случаю с Фордом. Писатель нашего времени, по крайней мере, после 1995г.

F. Генри Форд. Международное еврейство (нет URL). Примерно 20-30-е годы ХХ-го века. Ярый сторонник т.н. "конспирологии" и Протоколов. Должен признать источник надежным в отношении фактов, прежде всего политэкономических. Читая книгу, немного втягиваешься в ту, тогдашнюю жизнь начала века. В одном из книжных ларьков мне попалось довольно роскошное издание (но я уже к тому времени прочел е-версию), а между тем ранее Форду пришлось в срочном порядке изымать свою книгу из книгомагазинов США и Европы.

G. В.Ушкуйнин. Каган и его бек "НИВА", №6-8, 1984г. Источник сомнительный и ненадежный. Привожу его как основной, поскольку велик по объему. Автор- махровый конспиролог, но детализация жидомасонскохазарской (восходит к работе Д.Рида) темы весьма занимательна. Здравых идей немного, но есть.

H. Дуглас Рид. Спор о Сионе. (URL) Книга из 30глав (1931, в печати - с 1956г). Как явствует из предисловия, это журналист лондонского Таймс, чья карьера была сломана его увлечением конспирологией. Приводится много фактов из еврейской истории, прежде всего в отношении религии. Имеются по крайней мере две оригинальные концепции, на мой взгляд, ошибочные. Источник заслуживает доверия лишь в общем и целом. Вопросы вызывает отношение автора к ссылкам, когда часто происходит их натянутое истолкование. Впрочем, Шафаревич указал на точность ссылок Рида. Любопытно высказывание Хазарзара [O]: "Этот пасквиль, который его издатели и переводчики называют "выдающимся трудом, не имеющим себе равных в современной литературе", должен быть оценен однозначно - cacatum non est pictum. Полностью разбирать "Спор о Сионе", впервые изданный, кстати, на деньги двух евреев, и выявлять его многочисленные подтасовки и ошибки мы не будем - для этого пришлось бы писать отдельную книгу"

I. Вячеслав Лихачев "Потомки лысых болотных обезьян" (Идеологический антисемитизм и его мифы). (URL). Небольшая работа, но весьма благоразумная. Написана при содействии Московского бюро по правам человека (Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР). На мой взгляд, удачный анализ проблемы антисемитизма. Сам портал, где находится работа, - кладезь информации о евреях в Интернете.

J. Центр Лукштейна(?) Часть 3: Координаты политической дисперсии в Израиле (URL). Солидная работа, источник крайне надежный. Ценная (для меня) информация по истории совр.Израиля вплоть до наших дней. К сожалению, не имею представления, о чем вся книга. Но только одна часть- весьма объемное чтиво.

K. Моше Фейглин. Там, где нет людей. (URL). Политическая автобиография руководителя экстремистского движения "Зо арцейну" ("Это наша земля") в Израиле сер. 90-х годов ХХ-го века. Незаурядный интеллигент, попавший в тюрьму. Ценность источника скорее не фактологическая, а психологическая.

L. П. Полонский. Введение в философию иудаизма (URL). Автор, насколько я смог понять, постсоветский репатриант и прекрасный преподаватель. Источник надежный, его ценность и фактологическая (в отношении Каббалы и хасидизма), и психологическая (правоверный иудей). Это взято с магнитофонной записи курса лекций.

M. Песах Амнуэль. Высшая мера (URL портала). Это фантастический рассказ еврейского автора. В нем вплетено много тем, но солирует еврейский вопрос. Все остроумно завязано, достойный рассказ.

N. А. Львов. Список рода человеческого (URL). Взято с персонального сайта автора. По заказу радиостанции "Немецкая волна", 1999 г. Опубликовано в альманахе "Новая еврейская школа" № 6, 1999. Коротенький текст, содержащий красивую идею.

O. Руслан Хазарзар. Сын человеческий. (URL) Фундаментальная работа по христологии с филологическим уклоном. Содержит много сведений о древней Иудее. Авторитетный источник, сравнимый с Лурье.

P. Очерки по истории еврейского народа. ((URL)) Под ред. С.Эттингера, Тель-Авив: изд-во "Ам овед", 1972г. Взято с еврейского книжного развала Леона Дотана. Источник весьма обширный, нечто вроде институтского учебника. Масса информации, и прежде всего (для меня) по Талмудическому периоду.

Q. Э.Беркович. Вера после Катастрофы. (URL-портала). Автор, наш современник, достаточно мастит. Позиция его весьма яркая, и хотя есть и фактический материал, наибольшее значение имеют его теоретико-идеологические построения

R. Николай Лесков. Еврей в России: несколько замечаний по еврейскому вопросу. (URL). Нашел в б-ке Якова Кротова. Известный писатель 80-х годов Х1Х-го века анализирует "еврейский вопрос" с юдофильной позиции. Интересный, солидный по объему, источник.

S. А.И.Солженицын. Двести лет вместе. Я думаю, что этой книгой писатель-диссидент нажил себе много врагов в еврейской среде. Им показалось, что книга антисемитская. В действительности тон книги достаточно нейтрален (но не без выпадов), скорее присутствует желание рассказать о и выгородить русских, поводом для чего служат евреи. К сожалению, мне не удалось использовать так широко этот недавний капитальный труд, как это могло бы быть. Материал чересчур конкретен, историчен и компилятивен.

T. Дэвид Дюк. Еврейский вопрос глазами американца. (URL-портала). Юдофобское сочинение, примерно на уровне Рида, хотя стиль своеобразен. Интерес вызывают постоянные отклонения-воспоминания на тему "как я стал антисемитом". Автор ныне здравствует в качестве маргинального американского политика, защищающего права белых.

U. Адольф Гитлер. Майн Кампф. Изд."Т-ОКО" 1992г. (нет URL) Книга не нуждается в рекомендациях. Я считаю, что лучшее, что можно сделать для понимания природы нацизма- это взять вместо многотомных исторических работ оригинал.

V. Материалы форумов сайтов www.judea.ru и www.sedmoykanal.com. Незаменимый источник по сегодняшнему настроению евреев, как живущих в Израиле, так и за его пределами.

W. Мухсин М. Салих. Палестинский вопрос: его развитие и история до 2000г. (URL-портала). Взгляд мусульманской стороны. Аргументация автора, вероятно, не нова для тех, кто занимается ближневосточной политикой.

X. Алек Эпштейн. Реалии и мифы арабо-израильского конфликта: несколько критических мыслей о войнах и дипломатии. "Еврейские новости" (Москва), (рубрика "Ближний Восток"), 11, 2002 г., стр. 4.

Y. Материалы сайта www.middleeast.narod.ru П.Варбанца. Краткое изложение истории арабо-израильского конфликта в 20в.

Z. Encyclopedia Britannica 2003 (Эл.версия 15-го издания)

AA. Протоколы Сионских мудрецов (24 протокола) (URL-портала). Разбору этого произведения, получившего мировую известность, мы посвятим отдельную часть этой работы.

BB. Арье Кармаль. Иудаизм: еврейский образ жизни. Йерушалаим 5754-1994г. (URL-портала). По-видимому, нечто вроде учебника младших курсов еврейского института.

CC. Арье Форта. Знакомство с религиями мира: Иудаизм. (URL-портала). Также нечто вроде дидактического материала для еврейских школьников. Уровень изложения более прост по сравнению с предыдущим автором, но и более схематичен, компактен и фактичен (особенно, в отношении обычаев). В своей наивности прекрасно показывает, чем хотят быть раввины для еврейских детей. Учебник, вероятно, сер.70-х гг. 20в.

DD. Герман Вук. Это Б-о-г мой. (URL-портала). Имеет превосходство по сравнению с двумя предыдущими источниками, виден авторский почерк, и вся книга какая-то живая.. Американский литератор, еврей, просвещает своих эмансипированных соотечественников по вопросам иудаизма. Книга написана в 1959г, послесловие к ней- в 1969г. Очень интересный материал по евреям-отступникам и взаимодействию еврейской и европейской культур.

EE. Александр Бовин. Пять лет среди евреев и мидовцев. (нет URL). Мемуары популярного в советское время международника (вел телепередачу "Международная панорама"), отправленного послом в Израиль в 1991-1997гг. Скорее юдофильная, чем нейтральная вещь.

FF. Ф.М.Достоевский. Дневник писателя за 1877г. Отношение писателя наиболее представлено здесь, где он "в шутку" позволил себе рассмотреть еврейский вопрос. Сложная фигура Достоевского не позволяет так легко прицепить к нему ярлык "бытового антисемита экономического толка", но тем не менее…

GG. Aquirre. Еврейский вопрос (Публикация: "Свинец Сатурнианца" # 1, 2000 г.) (URL-портала). Анонимный автор в очень лаконичном стиле излагает арийский взгляд на евреев. Я был пленен прежде всего формой статьи. Нельзя не отказать автору в уме.

HH. Зенон Косидовский. Библейские сказания, ч.1. Представитель научного атеизма критикует Ветхий Завет. Его книги были в свое время популярны в СССР.

II. Исидор Эпштейн. Иудаизм (издание 1959г.) (нет URL). Один из составителей Энциклопедии Британика пишет об иудаизме. Это стиль справочного пособия.

JJ. Мартин Бубер. Два образа веры. Христианин еврейского происхождения известен этим своим главным произведением в кругах философов.

KK. Талмуд в редакции Сончино (англ.): некоторые трактаты. (URL-сайта). Единственный оригинальный источник, попавший в мое распоряжение. Остальное только о Талмуде. К сожалению, на английском и неполная версия. Поэтому я мог только проверять цитаты.

LL. Э. Дейтш. What is the Talmud? (пер. с англ., 1867) (URL-сайта). Старая журнальная статья-этюд библиотекаря английского музея (вероятно, еврея- омония фамилии с Deutch), выдержавшая много переизданий. Хорошо, за неимением лучшего на русском. На мой взгляд, немного "рассеянная" статья. Весьма интересен экскурс в историю Талмуда как книги (т.е. его библиография). Приводятся афоризмы и истории, почерпнутые из Талмуда- но, к сожалению, без точных ссылок

MM. Michael L.Rodkinson. History of Talmud. (Нью-Йорк, 1903, на англ.) (URL-прортала «Прийди и слушай»). Судя по всему, писал университетский преподаватель в качестве ликбеза для английских студентов.

NN. Кицур Шульхан Арух. Издание Конгресса Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России, Москва 1999-5760г. (URL). Труд раввина 19в. - малый справочник-компендиум для иудея. Прекрасно передает дух талмудической практики.