Организационно-правовая защита информации
Такая подсистема предназначена для регламентации деятельности пользователей ИС и представляет собой упорядоченную совокупность организационных решений, нормативов, законов и правил, определяющих общую организацию работ по защите информации в ИС.
Достижение высокого уровня безопасности невозможно без принятия должных организационных мер. С одной стороны, эти меры должны быть направлены на обеспечение правильности функционирования механизмов защиты и выполняться администратором безопасности системы. С другой стороны, руководство организации, эксплуатирующей средства автоматизации, должно регламентировать правила автоматизированной обработки информации, включая и правила ее защиты, а также установить меру ответственности за нарушение этих правил.
Организационно-правовую защиту структурно можно представить так:
Организационно-правовые вопросы:
органы, подразделения и лица, ответственные за защиту;
нормативно-правовые, методические и другие материалы;
меры ответственности за нарушение правил защиты;
порядок разрешения спорных ситуаций.
Регистрационные аспекты:
фиксация "подписи" под документом;
фиксация фактов ознакомление с информацией;
фиксация фактов изменения данных;
фиксация фактов копирования содержания.
Юридические аспекты:
Утверждение в качестве законов:
правил защиты информации;
мер ответственности за нарушение правил защиты;
регистрационных решений;
процессуальных норм и правил.
Морально-психологические аспекты:
подбор и расстановка кадров;
обучение персонала;
система моральных и материальных стимулов;
контроль за соблюдением правил.
Для организации и обеспечения эффективного функционирования СЗИ должны быть разработаны документы, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности информации при ее обработке в ИС, а также документы, определяющие права и обязанности пользователей при работе с электронными документами юридического характера (договор об организации обмена электронными документами).
План защиты информации может содержать следующие сведения:
назначение ИС;
перечень решаемых ею задач;
конфигурация;
характеристики и размещение технических средств и программного обеспечения;
перечень категорий информации (пакетов, файлов, наборов и баз данных, в которых они содержатся), подлежащих защите в ИС;
требования по обеспечению доступности, конфиденциальности, целостности различных категорий информации;
список пользователей и их полномочий по доступу к ресурсам системы;
цель защиты системы и пути обеспечения безопасности ИС и циркулирующей в ней информации;
перечень угроз безопасности ИС, от которых требуется защита, и наиболее вероятных путей нанесения ущерба;
основные требования к организации процесса функционирования ИС и мерам обеспечения безопасности обрабатываемой информации;
требования к условиям применения и определение ответственности, установленных в системе технических средств защиты от НСД;
основные правила, регламентирующие деятельность персонала по вопросам обеспечения безопасности ИС (особые обязанности должностных лиц ИС);
цель обеспечения непрерывности процесса функционирования ИС, своевременность восстановления ее работоспособности и пути ее достижения;
перечень и классификация возможных кризисных ситуаций;
требования, меры и средства обеспечения непрерывной работы и восстановления процесса обработки информации (порядок создания, хранения и использования резервных копий информации и дублирующих ресурсов и т.п.);
обязанности и порядок действий различных категорий персонала системы в кризисных ситуациях по ликвидации их последствий, минимизации наносимого ущерба и восстановлению нормального процесса функционирования системы;
разграничение ответственности субъектов, участвующих в процессах обмена электронными документами;
определение порядка подготовки, оформления, передачи, приема, проверки подлинности и целостности электронных документов;
определение порядка генерации, сертификации и распространения ключевой информации (ключей, паролей и т.п.);
определение порядка разрешения споров в случае возникновения конфликтов.
Так же стоит проводить организационные и организационно-технические мероприятия по созданию и поддержанию функционирования комплексной системы защиты
Они включают:
· разовые (однократно проводимые и повторяемые только при полном пересмотре принятых решений) мероприятия;
· мероприятия, проводимые при осуществлении или возникновении определенных изменений в самой защищаемой АС или внешней среде (по необходимости);
· периодически проводимые (через определенное время) мероприятия;
· постоянно (непрерывно или дискретно в случайные моменты времени) проводимые мероприятия.