Всемирная конвенция об авторском праве
Одной из причин, по которым США и СССР откладывали подписание Бернской конвенции, была необходимость серьёзных изменений в национальных законодательствах, регулирующих авторское право, в частности отмены процедуры регистрации произведений, подлежащих охране. Только с принятием в 1952 году Всемирной конвенция об авторском праве (т. н. Женевской конвенции) этот юридический конфликт международной и национальной правовой норм удалось устранить.
В отличие от Бернской конвенции, которая исходит из факта создания произведения как достаточного основания для охраны авторских прав на него, Женевская конвенция предусматривает выполнение определенных формальностей для предоставления такой охраны в тех странах-участницах договора, где для охраны произведения требовалось депонирование экземпляров, регистрация или другие формальные действия (например, США и СССР). Статья 3 Всемирной конвенция об авторском праве устанавливает в частности, что такие требования считаются выполненными, если, начиная с первого выпуска произведения в свет, все его экземпляры будут иметь знак охраны авторского права с именем правообладателя и указанием года первого выпуска в свет. С принятием в Париже в 1971 году новой действующей редакции Женевской конвенции, к ней в 1973 году присоединяется и Советский Союз.
К Бернской конвенции Российская Федерация присоединились 13 марта 1995 года с оговоркой о том, «что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием»1. Объявив, таким образом, национальным достоянием в том числе и произведения еще вполне здравствующих зарубежных авторов, Российская Федерация создала весьма парадоксальный прецедент в истории авторского права. Дело в том, что, будучи по праву «самой читающей» страной в мире, в которой к тому же книгоиздание активно поддерживалось государством, не затруднялось конкуренцией, борьбой за рынки сбыта и прочими прелестями рыночной экономики, как, впрочем, и международными договорными обязательствами, Россия успела издать до 1995 года почти всех значимых мировых классиков. Так что оговорка к Бернской конвенции практически сводила на нет суть самого подписываемого соглашения. И действительно, произведения Ремарка, Экзюпери, Гессе и многих других всемирно популярных авторов Россия продолжала печатать, не заключая лицензионных соглашений и не выплачивая роялти правообладателям.
Только со вступлением в силу 1 января 2008 года 4 части Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Россия де факто присоединилась к действующим международным конвенциям.
Примерные темы кейсов и эссе:
1. История авторского права Америке.
2. История авторского права в странах Европы.
3. История авторского права в России.
4. Издания «доконвенционки» (примеры на выбор).
- Тема 2. Международная практика защиты авторских прав:
- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
- Всемирная конвенция об авторском праве
- Лекция 5. Современное правовое регулирование авторского права в России и за рубежом Национальные законодательства в сфере авторского права
- Международные организации, осуществляющие контроль над охраной авторских прав
- Противоречия национальных и международных правовых норм в сфере авторского права и практика их урегулирования
- Литература
- Бернская Конвенция по Охране Литературных и Художественных Произведений. Официальный сайт воис. Http://www.Wipo.Int/treaties/ru/ip/berne/berne.Html