logo search
Конспект лекций

5.2 Государственная система предупреждения и ликвидации чс(гсчс)

Для обеспечения безопасности постановлением Совета Министров РБ от 10 апреля 2001 г. № 495 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» создана государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

ГСЧС построена по территориальному, отраслевому и производственному принципам.

ГСЧС образуют:

1) правительственная комиссия по ЧС, 2) МЧС, 3) территориальные и 4) отраслевые подсистемы.

ГСЧС имеет четыре уровня:

1) республиканский, 2) территориальный, 3) местный 4) объектовый.

Каж­дый уровень ГСЧС имеет:

- координирующие органы,

-постоянно действующие органы повседневного управления по ЧС,

-силы и средства,

-системы связи, оповещения, информационного обеспечения

- резервы финансовых и матери­альных ресурсов

Главной задачей ГСЧС является обеспечение безопасного проживания населения, защита его от поражающих факторов ЧС, предупреждение и лик­видация ЧС .Она включает:

1) разработку и реализацию правовых и экономи­ческих норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

2) осу­ществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организа­ций, а также объектов социального назначения в ЧС;

3) обеспечение готовности к действиям органов управления по ЧС, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

4) создание республи­канского, отраслевых, территориальных, местных и объектовых резервов ма­териальных ресурсов для ликвидации ЧС;

5) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

6) подготовку населения к действиям в ЧС;

7) прогнозирование и оценка социально- экономических "последствий ЧС;

8) осуществление государственной экспер­тизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

9) ликвидация ЧС;

10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

11) реа­лизация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

12) международное сотруд­ничество в области защиты населения и территорий от ЧС;

13) планирование и осуществление комплекса мер по защите населения и территорий от ЧС; организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий ГО;

14) оперативное доведение до государственных органов и других орга­низаций и населения сигналов оповещения и информации о возникающих ЧС, порядке и правилах поведения в сложившейся обстановке;

15) монито­ринг и прогнозирование ЧС.

Органами повседневного управления по чрезвычайным ситуациям являются:

- на республиканском уровне – МЧС, отделы (секторы) по чрезвычайным ситуациям республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- на территориальном уровне – областные и Минское городское управления МЧС;

- на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управления МЧС;

- на объектовом уровне – структурные подразделения организации (объекта) - отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Структура ГСЧС:

1) комиссии по ЧС (правительственные, областные, го­родские, районные, ведомственные, объектовые);

2) Министерство по чрез­вычайным ситуациям (МЧС);

3) силы и средства наблюдения и контроля со­стояния природной среды и потенциально опасных объектов;

4) силы и сред­ства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств

Силы и средства ГСЧС состоят из:

1) органов и подразделений МЧС;

2) территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;

3) организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министер­ства здравоохранения;

4) штатных аварийно-спасательных, аварийно- восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учре­ждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

5) учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

6) территориальных и объектовых аварийно- спасательных формирований;

7) специализированных подразделений, созда­ваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Режимы функционирования ГСЧС:

1) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химиче­ской, биологической, сейсмической и гидрологической обстановке;

2) режим повышенной готовности - при ухудшении этих составляющих или получе­нии прогноза о возможной ЧС;

3) режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основные мероприятия при введении режимов функциони­рования системы :

Режим повседневной деятельности:

Режим повышенной готовности:

Режим ЧС:

Функционирование ГСЧС обеспечивает республиканский орган государ­ственного управления по ЧС – МЧС.

Мероприятия по защите населения и территорий от ЧС, совершенствованию материально-технической базы госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации ЧС предусматриваются программами социально-экономического развития РБ.

Объектовое звено территориальной подсистемы ГСЧС предназначено для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения:

1) для ликвидации по­следствий ЧС,

2) обеспечения безопасности постоянного и переменного со­става в учебных, производственных помещениях и на территории объекта,

3) защиты окружающей среды и уменьшения материального ущерба от ЧС.

Ос­новными задачами объектового звена являются:

1) участие в проведении единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;

2) руководство разработкой и осуществлением мероприятий по преду­преждению ЧС, повышению надёжности функционирования потенциально опасных лабораторий, цехов и структурных подразделений объекта, обеспе­чению устойчивости их функционирования при возникновении ЧС;

3) орга­низация и выполнение работ по созданию и поддержанию в состоянии готов­ности локальных систем контроля и оповещения;

4) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликви­дацией ЧС и эвакуацией личного состава объекта и членов их семей;

5) руководство созданием и подготовкой мероприятий по эффективному использо­ванию резервов финансовых и материальных ресурсов для предотвращения и ликвидации ЧС;

6) прогнозирование и оценка экономических и социальных последствий ЧС;

7) организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также структурных подразделений и служб к действиям в ЧС.