Правовая охрана конституции республики башкортостан
Ю.Х.Яхина,
преподаватель кафедры государственно-правовыхдисциплинУЮИМВДРФ
Любоегосударство, считающее себя цивилизованным, имеет свою Конституцию. И такое положение,безусловно, является закономерным,
поскольку «Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти». А самое главное- Конституция придает высшую юридическуюсилу фундаментальным правам и свободам человекаи гражданина.
Конституция Республики Башкортостан 1993 года- не первая в историиреспублики. До еепринятия действовали три Конституции. Но нынешняя Конституция значима тем, что она является первым ОсновнымЗаконом суверенной республики. Какотмечается в преамбуле Конституции Республики Башкортостан, ее принятие связанос решимостью создать демократическое правовоегосударство. Конституция впервые закрепила важнейшие демократические идеалы и принципы государственно-правового строительства, создала легитимные предпосылки осуществления в Республике Башкортостан кардинальных преобразований во всех сферах общественной жизни.
В статье 15 Конституции отмечается,что Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики. Также предусмотрена недопустимость противоречия ей иных правовых актов, принимаемых в Республике Башкортостан. Конституция подлежит обязательному соблюдению органами государственной власти, органами местногосамоуправления, должностными лицами, а также гражданами и ихобъединениями.
Однако для достижения выполнения всех установленных Конституцией норм, соблюдения режима конституционной законности закрепления приведенных положений недостаточно.
Это объясняетсятем, что, как показывает опыт многих стран, нередки случаи принятия актов, не соответствующих Конституции,спорных ситуаций применения конституционных норм.
В связи с этим возникает необходимость правовой охраны Конституции.
В юридической литературе нет единойпозиции поопределениюправовойохраны Конституции. Так,Б.В.Щетинин определял ее как «конституционные гарантии законности». Ж.И.Овсепян,анализируя зарубежный опыт правовойохраны Конституций, относит кее механизму такиеинституты, как«конституционный надзор и судебныйконституционный контроль, конституционный контроль, осуществляемый парламентом, конституционный референдум, вето главы государства». По мнению Н.А,Михалевой, «правовая охрана Конституции - этосовокупность юридических средств, с помощью которыхдостигается выполнение всех установленных Конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности».
По существу, правовая охрана Конституции - задача и обязанность всех государственных органов, должностных лиц, осуществляемая ими путем применения различных правовых средств в рамках предоставленной компетенции. При этом особая ответственность возлагается на высшие государственные органы. Рассмотрим некоторые из них.
Так, важная роль в соблюдении и охране Конституции Республики Башкортостан принадлежит Президенту республики, который согласно Конституции является гарантом ее соблюдения. При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется «... строго следовать Конституции Республики Башкортостан».
Следует выделить и такие формы реакции Президента Республики Башкортостан по охране Конституции, какприменение в законодательномпроцессе праваотлагательного вето;право отмены решений руководителей исполнительной власти на территории республики при их противоречии Конституции и законам Республики Башкортостан; право отстранения от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства республики; также правона обращение в Конституционный суд с запросами о проверке конституционностинормативныхправовых актов, о толковании Конституции РеспубликиБашкортостан.гуШ
Всеэти полномочия дают возможностьПрезиденту играть важнуй|рольв системе сдержек и противовесов, применять меры в случае приня-|
тиязаконодателями, руководителями исполнительной власти поспешных неконституционных решений.
Немаловажна роль Государственного Собрания Республики Башкортостан в правовой охране Конституции. Его Палаты осуществляют предварительный конституционный контроль при подготовке и принятии ими законов, приняв новый закон, отменяют действующий, считая его противоречащим Конституции. Представляется, что эти полномочия относятся скорее к самоконтролю. Палаты Государственного Собрания полномочны принимать постановления по проблемам конституционной законности, которые носят лишь рекомендательный характер.
Опосредованную роль в правовой охране Конституции Государственное Собрание осуществляет путем направления в Конституционный суд Республики Башкортостан запросов о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции республики. Так, на сегодняшний день из восьми рассмотренных Конституционном судом дел пять инициированы депутатами Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Наряду с этими полномочиямиКонституция возлагает на Государственное Собрание специальное полномочие по ее охране. Всоответствии с пунктом 25 статьи 88Конституции к ведению Государственного Собрания относится отмена указов и распоряжений Президента з случае их несоответствия Конституции и законам Республики Башкортостан- По данномуполномочиюсреди законодателей, ученых-государствоведов в последнеевремяшли дебаты, поскольку соответствующее полномочие конституционно предусмотрено и за Конституционным судом. Темсамым возникла неясность - какой органобладает приоритетом в признании неконституционности нормативных актовПрезидента Республики Башкортостан (Государственное Собрание или Конституционный суд Республики Башкортостан), не нарушается ли при этом принципразделения властей, закрепленный в Конституции. Эту спорнуюситуацию разрешил Конституционный суд путем толкованияпункта 25 статьи 88 Конституции Республики Башкортостан. В своем постановлении он разъяснил, чтоГосударственное Собрание вправе отменять только те неконституционные нормативные акты Президента, которыеизданы по вопросам,требующим законодательного регулирования.
Приведенный пример позволяет выделить и такой орган, как Конституционный суд Республики Башкортостан, главный элемент механизма правовой охраны Конституции республики. Значимость Конституци-
онного суда обусловлена тем, что он функционируетисключительно для осуществления правовойоценки конституционности нормативных правовых актов высших органов государственной властии в его деятельностиданнаяфункция является главнейшей. Такая правовая оценка осуществляется и при рассмотрении споров о компетенции, жалобграждан на нарушения их прав и свобод ит.п. Объектомпроверки в этих процедурах являются законы и иные нормативные правовые акты. Всеэто подчеркиваетсамостоятельностьи обособленность Конституционного суда, показывает своеобразие специализированного органа правовой охраныКонституции Республики Башкортостан.
Наиболее действенными полномочиями Конституционного суда за двухлетний период егодеятельности явились такие полномочия, как разрешение дел о соответствии Конституции республики законов и иныхнормативныхправовых актов (6дел), толкование Конституции Республики Башкортостан.
Его создание - своевременный шаг в процессе формирования демократического правового государства. Конституционный суд выступает одним из институтов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного конституционного строя, системы законности и защиты интересов граждан.
Конституционный суд входит в единую судебную систему Республики Башкортостан. Его правовое положение закреплено в главе XII Конституции республики и Законе о Конституционном суде Республики Башкортостан.
Важное место Конституционного суда в системе судебных органов республики в иерархии судебной власти, в системе разделения властей обусловлена тем, что Конституционный суд решает дела, непосредственно связанные с высшей правовой материей - Конституцией Республики Башкортостан.
Среди элементов механизма правовой охраны Конституции республики следует выделить также институт конституционной ответственности.
Действие этого института является весьма актуальным, поскольку особенно опасна безответственностьвысших органовгосударственной власти, ихдолжностных лиц за нарушение норм Конституции.
Конституционная ответственность определяется как«самостоятельный вид юридическойответственности, когда наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционной ответственности, закре-
пленных в Конституции и иных источниках конституционного права, направлено прежде всего на защиту Конституции».
Согласно конституционному законодательству республики этот институт, при сравнении с федеральным законодательством, имеет дополнительные элементы своего механизма реализации. Так, в соответствии с Конституцией Конституционный суд Республики Башкортостан по запросу Государственного Собрания дает заключения о соответствии Конституции действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных высших должностных лиц республики.
При признании Конституционным судом действий и решений Президента Республики Башкортостан, несоответствующими Конституции, Государственное Собрание вправе выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан, принять постановление о его отрешении от должности и назначить выборы нового Президента республики.
Что касается признанных Конституционным судом несоответствующими Конституции действий и решений иных высших должностных лиц, предусмотрены полномочия Президента и Государственного Собрания об отзыве, освобождении от должности, отстранении от исполнения обязанностей или приведения в действие иного специального механизма ответственности этих лиц.
Таким образом, вышесказанное позволяет констатировать следующее: Конституция РеспубликиБашкортостан имеет особый механизм правовой охраны, способный обеспечить ее соблюдение, предотвратить нарушения Конституции какфизическими и юридическими лицами, так и самой государственной властью, различными ее органами.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система