34. Характеристика исключительного права на товарный знак
Под товарным знаком и знаком обслуживания (далее — товарный знак) понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 477 ГК РФ).
Представляется, что различие между товарным знаком и знаком обслуживания следует проводить только по объекту маркировки. Иных различий в правовом режиме данных категорий в законодательстве не содержится.
Товарным знаком признается обозначение, условный знак, символ, который помещается на выпуск продукции, ее упаковку или сопроводительную документацию. Зачастую такое обозначение заменяет собой длинное и сложное название изготовителя товара.
Для признания обозначения товарным знаком оно должно отвечать ряду признаков. Обязательным признаком товарного знака называют оригинальность (выразительность), которая заключается в том, что обозначение, символ должен быть запоминающимся, создающим у потребителя устойчивые положительные связи между качеством продукции и знаком. В этом проявляется индивидуализирующая функция товарного знака.
Условием правовой защиты товарного знака является его новизна. Признак новизны выражается в том, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с ранее зарегистрированными или заявленными обозначениями в качестве товарных знаков.
Российское законодательство закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков, т.е. регистрация иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком в Российской Федерации, если иное не вытекает из международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация.
Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано. Российское законодательство охраняет незарегистрированные в Роспатенте обозначения, за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу международных обязательств.
Идентификация товаров и услуг может производиться различными способами. Соответственно по форме товарные знаки могут быть разделены на словесные знаки, изобразительные знаки, объемные знаки и другие обозначения (звуковые, световые и т. п. ) или их комбинации.
Особой разновидностью товарных знаков следует считать коллективный товарный знак. Его специфика заключается в том, что если индивидуальный товарный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного предпринимателя, то коллективным товарным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (ст. 1510 ГК РФ). Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.
В зависимости от степени известности выделяют обычные и общеизвестные товарные знаки. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. В частности, необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регистрация обозначения. В отличие от этого, общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров.
Общеизвестным признается товарный знак или обозначение, если они в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров (ст. 1508 ГК РФ).
Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
В соответствии со ст. 6bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности общеизвестным товарным знакам обеспечивается правовая охрана еще до их регистрации.
При использовании товарного знака рядом с обозначением проставляется предупредительная маркировка, указывающая на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (М, ТМ, Reg и т. п. ). Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, образует уголовное преступление, предусмотренное ст. 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ.
- 1. Пример инт. Собственности, как результат творческой деятельности
- 2. Каковы концепции творческих прав
- 3. Расскажите об идеальной природе объектов интеллектуальной собственности
- 4. Субъекты права инт. Собственности
- 5. Каковы особенности правового статуса иностранных физических и юридических лиц, как субъектов права инт. Собственности
- 6. Расскажите о системе права интеллектуальной собственности
- 7. Общая характеристика актов гражданского законодательства в сфере интеллектуальной деятельности и её результатов
- 8. Понятие авторского права
- 9. Объекты авторского права
- 10. Виды произведений, охраняемых авторским правом
- 11. Субъекты авторского права 1257 гк рф
- 12. Кем характеризуется правовой статус работодателей, правоприемников, как субъектов авторского права
- 13. Личные неимущественные авторские права
- 14. Имущественные авторские права
- 15. Особенности договоров о передаче авторских прав
- 16. Общая характеристика прав смежных с авторскими
- 17. Объекты и содержание прав смежных с авторскими
- 18. В чем заключается нарушение авторских и смежных прав
- 19. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
- 20. Что собой представляет и чем характеризуется патентное право
- 21. Источники патентного права
- 22. Объекты патентного права
- 23. Субъекты патентного права
- 25. Процедура оформления патентных прав
- 26. Каковы личные неимущественные патентные права автора объекта промышленной собственности Статья 1345. Патентные права
- 27. Что вы знаете о содержании исключительных прав патентообладателя
- 28. Договоры о передаче исключительных патентных прав
- 29. Понятия и формы нарушения исключительных патентных прав
- 30. Способы защиты патентных прав
- 31. Виды споров, связанных с выдачей патента и признания его недействительным
- 32. Как осуществляется защита авторских и патентных прав средствами уголовного права Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав
- 33. Характеристика исключительного права на фирменное наименование
- 34. Характеристика исключительного права на товарный знак
- 35. Право владельца товарного знака и формы его использования
- 36. Исключительное право на доменное имя
- 37. Каков правовой режим служебной и коммерческой тайны