logo search
Конституционное право Бащкирии

О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан

Р.Ф.Хабиров, зам. деканаюридическогофакультетаБашП

Особое значение в понимании и определении ориентиров дальней­шего развития законодательства Республики Башкортостан имеет про­блематика имплементации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека во внутреннее законодательство. Как известно, статья 16 Конституции Республики Башкортостан провозгласила:

«...общепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры Республики Башкортостан являются частью ее право­вой системы...».

Если перевести это положение в плоскость зашиты прав и свобод человека и при этом учесть положения статьи 19 Конституции о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно дейст­вующими, возникает следующая дилемма, согласно которой человек (ис­ходя из содержания статей 16 и 19 Конституции республики) имеет право в обоснование своих требований ссылаться на те или иные международно-правовые стандарты, закрепленные либо в «общепризнанных принципах и нормах», либо в «международных договорах Республики Башкортостан».

В тоже время в действующем законодательстве нет четких подходовк такомутолкованию конституционных норм.Между тем необходимо за­метить, что этот вопросимеет важное значение не только спозиции науч­ных исследований, но и с позиций правоприменения, защиты прав и сво­бодчеловека и гражданина.

Так уже во время одного из первых заседаний экспертного совета при Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека чле­ны комиссии разошлись во мнении, что нужно понимать под общепри­знанными принципами и нормами международного права. Нет единства и в понимании этого вопроса в научно-теоретической литературе. Так, по мнению коллектива авторов одного из Комментариев Конституции Рос­сийской Федерации под общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права необходимо иметь в виду «принципы и нормы, уста­новленные и признанные международным сообществом государств», к ко­торым в частности относятся «нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, нормы общего международного обыч-

ногоправа и общиепринципы права, признанные цивилизованными на­циями».

По смыслу же Комментария к статье 17 в круг общепризнанных

принципов и стандартов включаются те международные стандарты прав человека, которые закреплены soВсеобщей Декларации прав человека 1948 года, Международных пактах 1966 года, в документах Совета Евро­пы и СБСЕ, в различных международных договорах.

Несколько иной расклад представлен в работе «Общая теорияправ человека» (ред. Е.А. Лукашева), который, в частности, в качестве обще­признанных упоминает принципы уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела, принцип самоопре­деления народов и наций, принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, принцип равенства мужчины и женщины и т.д.

Серьезно запутывает проблему определение понятия «общепризнан­ные принципы», данное во втором томе «Курса международного права» 1989 года, согласно которому общепризнанные принципы международно­го права - это исторически сложившиеся основополагающие идеи, опреде­ляющие содержание современного международного права.

В то же время именно это определение наиболее полно выражает традиционный подход к этой проблеме российской школы международно­го права и абсолютно совпадает с положениями статьи 2 Устава ООН, где по сути закреплены принципиальные правовые основы миропорядка XX-XXI веков.

Вместе с тем даже с позиций таких подходов весьма сложно четко идентифицировать понятие «общепризнанные принципы» и из плоскости декоративных положений перевести его в плоскость конкретного право­применения.

Рамки понятия«общепризнанные принципы» должны более кон­кретно вырисовываться в результате деятельности и практики правоохра­нительных органов, в частности судов. И это,очевидно, вопрос времени. Нынешняя ситуация характеризуется реальным отсутствием судебной практики подобного рода и слабой квалификацией судей в области меж­дународного права. Более того,в ряде случаев судебная практика напря­мую идет вразрез с узловыми положениями конституционных норм о пра­вах человека. Особенно это проявляется в стойкой тенденции судебной практики рассматривать конституционные нормы о правах человека как либо имеющие отсылочный характер, либо требующие дополнительной регламентации. Тем самымчасто игнорируются положения статьи 19 Кон­ституции Республики Башкортостан о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, А это по сути

означает, что человек может осуществлять и защищать свои права, ссыла­ясь на положения Конституции.

Возвращаясь к проблеме имплементации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство Респуб­лики Башкортостан, необходимо отметить, чтонеопределенность в пони­мании нормативного содержания общепризнанных принципов являетсядалеко неединичной проблемой в этом аспекте. Многие международно-правовыестандарты, в томчисле и те, которые нашли свое отражение а' международных договорах Российской Федерации, не получили четкого закрепления во внутригосударственном законодательстве и неподкрепле­ны эффективными механизмами их обеспечения и защиты. Представляет­ся, что, не дожидаясь выхода в свет Комментария Конституции Республи­ки Башкортостан (который опять же не будет иметь статуса официального толкования), Конституционный суд Республики Башкортостан в рамкахсвоихполномочий, определенных статьей 3 (в частности пункт 4), мог бы решить одну из узловых проблем процесса имплементации международно-правовыхнорм посредством толкования положений статьи 16 ичасти 1 статьи 18 Конституции Республики Башкортостан.