Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
Ф.Р.Муратшин,
зам. начальника
Государственно-правового управления, Администрации Президента Республики Башкортостан
Как известно, законодательство Республики Башкортостан представляет собой системное образование. Это означает, что и процесс его формирования и совершенствования также должен быть основан на принципе системности. Системность в формировании законодательства предполагает прежде всего наличие концепции развития законодательства того или иного уровня, определение приоритетных направлений в развитии регионального законодательства, научную обоснованность принятия отдельных нормативных правовых актов и их блоков, использование практики принятия наиболее общих законов с последующей их конкретизацией в других нормативных правовых актах, планирование процесса формирования законодательства.
Наиболее важным условием реализации рассматриваемого принципа является, на наш взгляд, наличие концептуальной основы в развитии законодательства Республики Башкортостан. В некоторых субъектах Федерации разрабатываются концепции развития законодательства. Есть и субъекты, где разрабатываются Концепции правовой реформы, содержащие отдельные разделы о развитии законодательства. В нашей республике во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 1 ноября 1995 года «О разработке Концепции правовой реформы в Республике Башкортостан» близится к завершению работа по созданию такой Концепции, первый раздел которой посвящен формированию республиканского законодательства. В некоторых субъектах Российской Федерации общие вопросы формирования законодательства содержатся в концепциях или программах социально-экономического развития регионов. В Башкортостане актуальные вопросы развития законодательства в обобщенном виде излагаются также в ежегодных Посланиях Президента республики Парламенту. Так, в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию 1998 года «Новые ориентиры нашей государственной политики (о положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)» поставлены конкретные задачи по развитию рес-
публиканского законодательства, признана необходимость скорейшего издания Свода законов Республики Башкортостан.
Вместе с тем большие трудности с разработкой и принятием Концепций развития законодательства связаны с тем обстоятельством, что на федеральном уровне необоснованно затянулась работа по созданию Концепции правовой реформы Российской Федерации. Многие регионы не торопятся с принятием своих концепций и ждут, когда появится аналогичная концепция на федеральном уровне. Такая позиция регионов понятна, т.к. региональная концепция, учитывая федеративное устройство России, не может не опираться на общие принципы, положенные в основу всего законодательства Российской Федерации. Отсутствие Концепции правовой реформы на федеральном уровне отрицательно влияет не только на развитие федерального законодательства, но и на формирование законодательства субъектов Российской Федерации.
Системность в формировании законодательства Республики Башкортостан предполагает и определение приоритетных направлений в его развитии. В Республике Башкортостан это сделано в самой статье Конституции. Статья 127 Основного Закона республики установила в качестве таких приоритетных направлений следующие: конституционное законодательство; законодательство, обеспечивающее развитие экономических (имущественных) отношений и иных связанных с ними отношений; законодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды; законодательство, обеспечивающее эффективное управление экономическим и социально-культурным развитием; законодательство, обеспечивающее эффективную деятельность правоохранительных и судебных органов республики; уголовное законодательство;
процессуальное законодательство; правоисполнительное законодательство; международные и межреспубликанские договоры и соглашения. В других субъектах Федерации они определены в каких-либо программных документах (концепциях, планах, посланиях и т.д.) в качествезадач, целей,основныхориентиров.
Каждый принимаемый органами государственной власти Республики Башкортостан нормативный правовой акт должен быть научно обоснован. В республике утвердилась практика рассмотрения Парламентом только тех законопроектов, которые имеют такое обоснование в виде приложения к законопроекту или пояснительной записки к нему. Эта практика нашла свое закрепление в Законе «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», где записано, что проект нормативного правового акта должен содержать пояснительную записку к нему, в которой дается краткая характеристика его содержания, приводится перечень органов и
организаций, которые участвовали в разработке данного проекта. К нему прилагаются финансово-экономические расчеты, статистические данные, прогноз возможных социальных, экономических, юридических и иных последствий действия принимаемого акта и другие сведения, необходимые для обоснования положений проекта. В необходимых случаях такие проекты подвергаются правовой, финансово-экономической, экологической и иной специализированной экспертизе.
В тех случаях, когда возникает необходимость принятия сразу целого пакета законов или иных нормативных правовых актов одной направленности, разрабатывается и утверждается концепция по реформированию этой сферы общественных отношений, а уже затем на ее основе идет подготовка нормативно-правовой базы. Например, после одобрения 27 октября 1992 года Верховным Советом Республики Башкортостан Концепции судебной реформы а республике был принят целый ряд законов «О статусе судей в Республике Башкортостан», «О судоустройстве в Республике Башкортостан», «Об ответственности за неуважение к суду», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Республики Башкортостан», <Ю Верховном суде Республики Башкортостан», «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан», «О Конституционном суде Республики Башкортостан» и другие. Многие из этих законов к настоящему времени существенно обновлены.
Принцип системности в формировании законодательства Республики Башкортостан получает наглядное отражение в планировании этой работыпосредством разработки программ правотворческих работ. Такиепрограммыделают возможным применить комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений с выделением его главных направлений в зависимости отсоциальных потребностей, позволяют рациональнее организовать работу по подготовке правовыхактов, провести необходимые исследования. В республике практически вся правотворче-ская работаосуществляется по планам. Плановостьзафиксирована вомногих нормативных правовых актах: законах,регламентах и постановлениях Парламента, Правительства. Здесь имеются некоторые недостатки, которые при внимательном изучении могут быть преодолены.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система