Проблема коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм
Проблема коллизий международно-правовых норм и российского законодательства составляет существенный аспект теории соотношения международного и внутригосударственного права При этом решение вопроса о причинах возникновения, юридической природе и методах урегулирования коллизий тем или иным автором зависит от того, какова его позиция по более общей проблеме — самой теории взаимодействия в РФ норм различных правовых систем.
Как известно, общая норма о способе разрешения коллизий международных и внутригосударственных норм зафиксирована в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона о международных договорах, иных актах законодательства. Однако правило «если, то» не регулирует всех аспектов проблемы коллизий. Возникают следующие вопросы.
1. Равны ли по юридической силе межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры РФ и, соответственно, законы, акты Президента и Правительства, ведомственные акты?
2. Могут ли последующие внутригосударственные акты отменять ранее принятые по этому же вопросу международные договоры по принципам:
а) «последующий закон отменяет предыдущий»,
б) «норма с большей силой отменяет норму с меньшей силой»,
в) «специальный закон отменяет общий»?
3. Какова юридическая сила «первоначально» внутригосударственных и имплементационных норм (т.е. норм, принятых во исполнение международных документов)?
На эти вопросы должны быть даны следующие ответы.
1. Международные договоры имеют большую юридическую силу, чем акты внутригосударственного законодательства любого уровня, поскольку в Конституции РФ имеется коллизионная норма типа «если,то».
Необходимо также учитывать, что международные договоры, предусматривающие отличные от национального законодательства правила, подлежат обязательной ратификации, а поскольку ратификация производится в форме принятия федерального закона, то, ратифицируя договор, РФ придает ему силу не меньшую, чем сила федерального закона.
Исключение составляют нормы Конституции РФ, согласно которым международный договор, предусматривающий иные правила, чем зафиксированные в Конституции, может быть ратифицирован только после внесения в нее соответствующих изменений.
2. Что касается правила о приоритетном (преимущественном) применении международных норм в случае коллизии с нормами права РФ, то его существование вполне обоснованно и соответствует общей тенденции гармонизации российского законодательства с международными обязательствами РФ. При этом коллизии в этой области также существуют: международные договоры по борьбе с преступностью, например, определяют не только формы борьбы с правонарушениями, но и перечень преступных с точки зрения международного права деяний. При этом составы преступлений по международному праву зачастую шире, чем по уголовному законодательству России.
Правоохранительные органы на практике иногда учитывают положения международно-правовых норм, иногда — нет; в последнем случае мы имеем несоблюдение конституционного положения (ч. 4 ст. 15).
Представляется, что казусы такого рода необходимо решать следующим образом: нормы международных договоров, предназначенные для прямого действия в РФ, либо договоров, согласие на которые дано в форме федерального закона, должны непосредственно регулировать правоотношения в нашей стране и иметь приоритет перед национальным правом; нормы договоров, которые реализуются с помощью российского права, являются основанием для приведения законодательства РФ в соответствие с международными договорами.
3. Правила «последующий закон отменяет предыдущий», «норма с большей силой отменяет норму с меньшей силой», «специальный закон отменяет общий» к соотношению права РФ и международных норм неприменимы.
А. Последующая норма права РФ не может отменять или изменять ранее заключенный международный договор (пока, разумеется, договор остается в силе для РФ).
Б. Последующий внутренний нормативный акт не может отменять или изменять действие предыдущих документов, принятых во исполнение международных норм. Иное противоречило бы конституционному принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
В. Внутригосударственная норма специального характера не может отменять или изменять международные нормы более общего характера, поскольку это нормы различных правовых систем.
- Кировский филиал
- Международное публичное право
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность «Юриспруденция».
- Предисловие
- Тематический план лекций (очное отделение)
- Учебная программа курса
- 1 Тема. Международное публичное право как особая правовая категория Понятие международного права
- Предмет регулирования международного публичного права
- Функции международного публичного права
- Система международного публичного права
- Понятие норм международного публичного права
- Структура норм международного права
- Виды норм международного права
- Понятие и виды источников международного права
- Международный договор
- Международно-правовой обычай
- Акты международных конференций и совещаний
- Обязательные резолюции международных организаций
- 2 Тема. История возникновения и развития международного публичного права Зарождение международного права
- Международное право в средние века
- Формирование буржуазных институтов международного права
- Возникновение и развитие современного международного права
- Российское государство и международное право
- 3 Тема. Основные принципы международного публичного права
- 4 Тема. Субъекты международного публичного права Понятие международной правосубъектности
- Международная правосубъектность государств
- Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- Международная правосубъектность международных организаций
- Международная правосубъектность государственно-подобных образований
- Международно-правовой статус субъектов федерации
- Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации
- Международно-правовой статус физических лиц
- Признание в международном праве
- Формы и виды признания
- 5 Тема. Взаимодействие международного и внутригосударственного права Соотношение международного и внутригосударственного права: общие вопросы
- Проблема коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм
- 6 Тема. Международно-правовые средства разрешения международных споров
- Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
- Международная примирительная процедура
- Международные третейские суды (арбитраж)
- Международная судебная процедура
- Разрешение споров в международных организациях
- 7 Тема. Международное право прав человека Понятие населения в международном публичном праве
- Международно-правовая защита прав женщин и детей
- Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- Правовое положение иностранцев
- Право убежища
- Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 8 Тема. Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы
- 9 Тема. Право внешних сношений Понятие и источники права внешних сношений
- Органы внешних сношений государств
- Торговые представительства
- Постоянные представительства государств при международных организациях
- Специальные миссии
- 10 Тема. Право международных договоров
- 11 Тема. Право международной безопасности
- Система всеобъемлющей международной безопасности
- Универсальная система коллективной безопасности
- Предоставление рф военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
- Меры доверия
- 12 Тема. Международное экономическое право Понятие и источники международного экономического права
- Международные экономические организации
- 13 Тема. Международное уголовное право Понятие и источники права международного сотрудничества в борьбе с преступностью
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
- 14 Тема. Международное космическое право Понятие, источники, субъекты международного космического права
- Правовой статус космического пространства и небесных тел
- Правовой статус космонавтов
- Ответственность в международном космическом праве
- 15 Тема. Международное экологическое право Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства
- Международно-правовая охрана животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами
- Ядерная безопасность и радиационная защита
- 16 Тема. Территория в международном публичном праве Понятие и виды территорий в международном праве
- Государственная территория
- Государственная граница
- Международные и пограничные озера и реки
- Правовой режим Арктики
- Правовой режим Антарктики
- 17 Тема. Международно-правовая ответственность и ее основания
- Понятие международного правонарушения
- Виды международных правонарушений
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
- Санкции в международном праве
- План семинарских занятий
- Тема 6 правовые средства решения международных споров
- Тема 7 международное право прав человека
- Тема 8 организация объединенных наций и ее специализированные учреждения
- Тема 9 право внешних сношений (дипломатическое и консульское право)
- Тема 10 право международных договоров
- Тема 11 право международной безопасности
- Тема 12 международное экономическое право
- Тема 13 гражданство и международное право
- Тема 14 международное космическое право
- Тема 15 международное экологическое право
- Тема 16 территория в международном праве
- Тема 17 международно-правовая ответственность и ее основания
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Международное публичное право»
- Рекомендуемая литература: