4.5. Система рабочих органов президента
Для выполнения многочисленных функций президент нуждается в квалифицированном экспертном и техническом обеспечении. Аналитической, подготовительной и контрольной работой занимается администрация президента Российской Федерации. В отличие от правительственных структур, превалирующими заботами которых являются экономические проблемы, президентские структуры, прежде всего администрация, занимаются решением более широких (национально-политических и социально-экономических) проблем.
Администрация президента была создана сразу же после избрания Б. Н. Ельцина в 1991 г. За время существования неоднократно менялись ее состав, структура и руководство. На посту руководителя Администрации за это время побывали известные политики Ю. В. Петров (1991—1993), С. А. Филатов (1993—1996), Н. Д. Егоров (1996), А. Б. Чубайс (1996—1997), В. Б. Юмашев (1997—1998), Н. Н. Бордюжа (1998—1999), А. С. Волошин (1999—2003), Д. А. Медведев (2003-2005), С. С. Собянин (2005-2008). С мая 2008 администрацию возглавляет Сергей Евгеньевич Нарышкин.
При президенте Российской Федерации действует ряд консультационно-совещательных органов. Важнейшим из них является Совет безопасности (СБ), возглавляемый президентом Российской Федерации. Он был образован 3 июня 1992 г. В состав СБ входят постоянные члены (председатель правительства, секретарь СБ, директор ФСБ, министры иностранных дел и обороны), а также члены Совета, назначаемые президентом на персональной основе.
Важную роль играет фигура секретаря Совета безопасности, обеспечивающего всю постоянную работу органа. С мая 2008г. эту должность занимает Николай Платонович Патрушев, ранее бывший директором Федеральной службы безопасности.
Решения Совета безопасности оформляются указами президента.
Помимо Совета безопасности при президенте действуют и другие консультативно-совещательные советы и комиссии. Наиболее политически значимыми из них считаются включающие глав исполнительных (Государственный совет) и представительных (Совет законодателей) органов власти всех субъектов Российской Федерации, комиссии по государственным премиям, по вопросам гражданства и др. В качестве научно-учебного центра при президенте Российской Федерации 20 сентября 2010г. создана Российская академия народного хозяйства и государственной службы, а также более 80 ее филиалов во всех регионах страны.
Расходы государства на функционирование системы президентской власти включают содержание президента (заработную плату и представительские расходы), администрации и аппарата, управления делами и прочие расходы.
Резюме
1. Президент Российской Федерации как глава государства и гарант прав и свобод граждан является ключевой фигурой политической власти в стране.
2. Президент не принадлежит ни к одной ветви власти, но выступает координатором всех трех ветвей.
3. Обширные полномочия президента не означают его всевластия. В соответствии с принципами демократизма в рамках системы «сдержек и противовесов» президент находится в системе политического контроля.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов