logo search
Философские словари / НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / А

Ашаризм —см. Калам. Аш-шахрастанй -см. Шахрастани.

АЭТИЙ ('AeTiOQ), согласно концепции Г. Дильса —автор единственного сохранившегося полностью доксографиче-ского (см. Доксографы) компендия «Свод мнений», состав­ленного ок. 100 и реферирующего «Физические воззрения» греческих философов от Фалеса до Ксенарха (современник Августа). Текст Аэтия реконструирован Дильсом в 1879 из двух редакций: 1-й книги «Физических эклог» (выборок) Иоанна Стобея (нач. 5 в.) и дошедшего под именем Плу­тарха «Компендия физических мнений философов» в 5 книгах (лат. сокращение «De Placitis Philosophoram», или просто «Placita» — «Мнения»; составлен ок. 150), а так­же цитат гл. о. у патриотических авторов. После Дильса до недавнего времени было принято цитировать уже не Сто­бея и Псевдо-Плутарха, а Аэтия по сводному тексту. Одна­ко имя Аэтия засвидетельствовано очень плохо (только у церковного писателя 5 в. Феодорита, нередко путающего имена), атрибуция и датировка Дильса ненадежна; на сводный текст следует поэтому ссылаться как на «Мнения философов». Возможно, автором их был философский учитель Августа Арий Дидим. В любом случае их следует датировать 2-й пол. 1 в. до н. э. Согласно Дильсу, для периода от Фалеса до Платона «Мнения философов» ис­пользуют материал «Физических мнений» Теофраста и в своей композиции отражают их структуру: первоначала (кн. 1), космология (кн. 2), метеорология (кн. 3), психоло­гия (кн. 4), эмбриология и физиология (кн. 5).

Издания. Сводный текст: Diet H, Doxographi Graeci. Berolini, 1879, p. 267—444. Редакция Стобея: Stobaeus I. Anthologium, rec. С Wachsmuth et O. Hense, v. 1. Berolini, 1884 (Printed in Germany, 1958). Редакция Псевдо-Плутарха: Plutarchi Moralia, ed. J. Mau, v. 5, fasc. 2, p. 1. Lpz., 1971.

А. В. Лебедев

АЮРВЕДА (от санскр. ayus — долголетие и veda — знание, букв.—знание [о том, как поддержать] жизнь, или долголе­тие)—система традиционной медицины, включающая ос­новные антропологические идеи индийской мысли. Сфор­мировалась в рамках брахманизма. Систематизирована Су-шрутой в известном собрании медицинских текстов «Суш-рута самхита», датируемом 2—3 вв., а также придворным врачом царя Канишки Чаракой (1 в.) в «Чарака самхите», окончательно отредактированной Дридхабалой ок. 5 в.

Медицинская теория аюрведы опиралась на философские схемы устройства мира и человека, развитые гл. о, в двух школах — вайшешике и санкхье, хотя в ней встечаются термины и понятия других систем, таких, как ньяя, ведан­та, йога, буддизм и джайнизм. У вайшешики аюрведа заимствует идею атомистического строения вселенной и тела человека, у санкхьи —идею эволюции Пракрити и взаимодействия гун. Однако, хотя механистические взгляды вайшешики и эволюционистские представления санкхьи во многом исключают друг друга, авторы аюр-ведических текстов, игнорируя возможные противоречия, используют те и другие для решения задач медицинской науки. По словам индолога Дж. Ларсона, «философия для медицины выступает как служанка естественного наблю­дения и эксперимента».

Главным предметом аюрведы является жизнедеятельность человеческого организма в контексте жизнедеятельности природы. Поэтому из пяти первоэлементов (см. Бхуты), которыми занималась индийская натурфилософия, на пер­вый план выступают те, которые составляют основу жиз­ненной активности — ветер, огонь и вода. Все вместе они образуют питательную жидкость — расу. Ветер проявляет себя в моторной деятельности организма -^дыхании, гло­тании, говорении, пищеварении, выведении экскрементов, воды, кровообращении и двигательной активности вооб­ще. Все это составляет вату (соответствует гумору ветра у Гиппократа). Огонь, соответствующий гумору питта, или желчи, — это энергетическая система, которая поддержива­ет температуру тела и способствует перевариванию пищи (пака, букв. — подогревание на огне), окрашиванию крови в красный цвет, цвету лица, является предпосылкой зре­ния, чувственной активности. Вода представляет собой соединительную ткань организма, капху, или флегму, про­являющуюся в поте, плазме и всех других жидкостях, которые поддерживают ткани и части тела в состоянии единого целого. К трем основным флюидам добавляется еще семь элементов: питательная жидкость, кровь, плоть, жир, кости, желчь и семя. Все они происходят из питатель­ной жидкости путем «варения», все твердые части тела являются результатом «варки» жидких. Физиология тела, по аюрведе, отражает действие стихий в природе, где все вегетативные процессы протекают под воздействием жара Солнца, которое также «варит» все жидкости. Дыхательная, пищеварительная и интегративная функции биологической системы исчерпывают формы жизнедеяте­льности организма. В состоянии сбалансированности они выступают как «три дхату» («три элемента»), что соответст­вует здоровью. Нарушение их баланса соответствует болез­ни. Все люди, животные и растения, а также природные и психологические явления (времена года, стихии, пище­вые продукты, климатические условия, темпераменты, ти­пы поведения, запахи, вкусы, ощущения и т. п.), включая их нормальное и анормальное функционирование (болез­ни), делятся в аюрведе на три класса по преобладанию в них вата, питта или капха. На индивидуальном уровне воссоздание равновесия трех классов элементов достига­ется за счет «подавления» избыточного элемента. Напр., болезни, вызванные желчью, рекомендуется лечить водя­ной пищей, остужающей огонь, в условиях прохладного дождливого климата или прохладного времени года, соот­ветствующими остужающими средствами гигиены, запаха­ми и ощущениями, успокаивающим общением и т. п. Бо лезни, вызванные флегмой, напротив — огненной пищей, жарким климатом и т. п. Кроме нарушения баланса гумо-ров причиной болезни могут стать нарушения элементов тела (дхату), а также внешние факторы, не имеющие от-нощения к теории гуморов: повреждение частей тела, от­равление и происки сверхъестественных сил (духов пред­ков, демонов и т. п.). Признается и влияние кармы — проступков человека в прошлых существованиях (карма-випака).

Т. о., здоровье и болезнь с т. зр. аюрведы являются слож­ными многофакторными явлениями, связанными не толь­ко с физиологией и экологией, но и с моральным состоя­ние как индивида, так и вселенной в целом. Это очевидно и из следующей распространенной классификации основ­ных причин болезней: 1) неправильное соединение ор­ганов чувств с их объектами, являющееся сферой действия врача и устраняемое с помощью диеты, хирургического вмешательства, специальных лекарств; 2) недостаток мудрости, представляющий собой субъективную причину за­болевания, связанную с аффективной, мыслительной, ре­чевой и моторной деятельностью индивида или, иными словами, с одержимостью страстями. Поддается лечению с помощью йоги и медитации; 3) время или смена времен года, включающие окружение человека, его среду. Страте­гия устранения каждой из трех причин заключается в по­исках того, что больше всего подходит (сатмья, букв.-совпадающее с сутью, душой) данному конкретному чело­веку, начиная с питания и кончая климатом и средой. Аюрведу часто называют холистической медициной, по­скольку она предполагает взгляд на природу, человека, общество и культуру как единое целое, или же экологиче­ской медициной, т. к. она подразумевает создание некой гармоничной экосистемы.

В. Г. Лысенко АЯТАН Ы — см. Дхармы.