Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
Л.И.Рахматуллина,
зав.отделом Управления Депеши Кабинета Министров Республики Башкортостан
В сфере конституционного регулирования одним из основных вопросов является организация государственной власти.
Конституция Республики Башкортостан в статье 8 определяет базовые принципы организации государственной власти: разделение ее на законодательную, исполнительную и судебную; самостоятельность всех трех ветвей власти; единство государственной власти.
Разделение властей, ихсамостоятельность позволяют создатьв государстве сбалансированную системуравнозначных разнофункциональ-ных органов. Принципединства государственной власти продиктован конечной целью деятельности всех органов государственной власти: этособлюдение прав и свободчеловека и гражданина, создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека.
Исполнительная власть - ветвь государственной власти, выраженная системой органовисполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивающих его развитие на основе законодательства и обладающих государственно-властнымиполномочиями.
Статья 100 Конституции Республики Башкортостан, конкретизируя это положение, устанавливает, что Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан является органом исполнительной власти,
В связи с тем,что Конституция не содержит норм о других органах исполнительной власти, можно сделать вывод, что Кабинету Министров Республики Башкортостан вверяется полный объемисполнительной власти а республике.
Правовой статус Кабинета Министров Республики Башкортостан базируется на принципиальных положениях статей 6, 7,100-107 Конституции Республики Башкортостан.
Провозглашенные Конституцией принципы верховенства, приоритета конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к определению статуса Кабинета Министров - Правительства Республики Башкортостан. В этом отношении характерно содержание статьи 104 Конституции, которая определяет, что Кабинет Министров строит
свою работу на основе и во исполнение законовРеспублики Башкортостан, решений Государственного Собрания Республики Башкортостан.указови распоряжений Президента Республики Башкортостан. Таким образом, определяется подзаконность действий и решений Кабинета Министров Республики Башкортостан. В то же время, подчеркивая место Кабинета Министров в системе органов власти, Конституция Республики Башкортостан в той же 104-йстатье определяет обязательность исполненияактов Кабинета Министров навсей территории республики.
Важно отметить и продолжение статьи 104 Конституции, где сказано, что Кабинет Министров действует также на основе и во исполнение законов Российской Федерации, решений Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, принятых по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации. Это полностью соответствует тому, что Республика Башкортостан является полноправным и самостоятельным субъектом Российской Федерации.
В развитие конституционных положений законы Республики Башкортостан «О Кабинете Министров - Правительстве Республики Башкортостан», «О республиканских органах исполнительной власти Республики Башкортостан» конкретизируют полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Республики Башкортостан и других республиканских органов исполнительной власти.
В соответствии с указанными законами в РеспубликеБашкортостансистему органовисполнительной власти образуютКабинет МинистровРеспублики Башкортостан,министерства, государственные комитеты иведомстваРеспублики Башкортостан, а также органыместного государственного управления РеспубликиБашкортостан. КабинетМинистров объединяети направляет работуреспубликанских органов исполнительной власти, а такжеосуществляет контроль за ихдеятельностью. Следует отметить, что в соответствии с законодательством органыисполнительной власти осуществляют взаимодействие с органами представительной, судебной власти, Президентом Республики Башкортостан.
Наиболее актуальным является вопрос отграничения полномочий КабинетаМинистров от полномочий техгосударственных органов, которые представляютиные ветви власти. Отметим некоторые существенныеособенностивзаимоотношений Кабинета Министров Республики Башкортостан с ПрезидентомРеспублики Башкортостан какглавой и высшим
должностным лицом ]Fa^^Ee^sa•
Президент республики, согласно статье 95 Конституции, обеспечивает права и свободы человека и гражданина, государственный суверенитет, государственно-территориальную целостность республики, закон-
ность и правопорядок на ее территории, а это обуславливает содержание деятельности Кабинета Министров по реализации указанных направлений.
Президент оказывает решающее влияние на процесс формирования Кабинета Министров, он назначает с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан Премьер-министра и осуществляет формирование всей системы органов исполнительной власти, включая назначение министров, других руководителей органов исполнительной власти и освобождение их от должности, а также руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Конституция Республики Башкортостан, в соответствии с принципом разделения властей, четко определяет и отношения Кабинета Министров с Государственным Собранием. Они базируется на нормах статей 6, 88, 100, 102, 103, 104 Конституции Республики Башкортостан. Анализ норм Конституции дает основание выделить два основных направления взаимоотношений этих двух государственных органов, олицетворяющих две ветви государственной власти.
Первое направление вытекает из установленной статьей 100 Конституции подотчетностью Кабинета Министров Государственному Собранию. Это полномочия Государственного Собрания на дачу согласия на назначение Премьер-министра Республики Башкортостан, решения вопроса о доверии Кабинету Министров, определение совместно с Президентом республики внутренней и внешней политики Республики Башкортостан, реализуемой в дальнейшем органами исполнительной власти.
Вторым важнымнаправлением взаимоотношений Кабинета Министров иГосударственного Собрания является согласование интересов при принятии республиканского бюджета и рассмотрении проектов законов. Здесь следует отметить установленные Конституцией широкие полномочия Кабинета Министров, который организует разработку государственного бюджета, атакже прогнозов экономического и социального развития республики.
В соответствии с частью второй статьи 129 Конституции Республики Башкортостан законопроекты о введении или отмене налогов, частичном или полном освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств республики и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены любым субъектом законодательной инициативы только при наличии заключения Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Согласно части пятойстатьи 22 ЗаконаРеспублики Башкортостан «ОКабинете Министров - Правительстве Республики Башкортостан» Кабинет Министров Республики Башкортостан направляет Государственному Собранию Республики Башкортостан заключения, замечания и предложения по рассматриваемым Государственным Собранием проектам
нормативных правовых актов, что, в свою очередь, обязывает Государственное Собрание направлять в Кабинет Министров все законопроекты, независимо от того, какой субъект законодательной инициативы их внес на рассмотрение Парламента.
Конституция Республики Башкортостанне содержит норм, регламентирующих взаимодействие исполнительной и судебной ветвей власти, С созданием Судебного департаменга при Верховном суде Республики Башкортостан с органов исполнительной власти снимаются вопросы организационного обеспечения судебной деятельности, однако по-прежнемунаорганы исполнительной власти возложена важнаязадача поисполнению судебных решений.
Представляется необходимым отметить и тот факт, что Конституция Республики Башкортостан в статье 103 закрепляет в общей форме предметную компетенцию Кабинета Министров Республики Башкортостан какоргана государственной власти.
Перечень закрепленных в Конституции полномочий Кабинета Министров свидетельствует о том, что его компетенция исключительно обширна и имеет отношение ковсем сферам общественной жизниреспублики.
Следовательно, в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь общества. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан. Отсюда та тщательность, с которой в нашей республике подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.
Роль исполнительной власти весьмавелика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение внешней и внутренней обстановки, потребности экономики и растущие социальные нужды. Роль исполнительной власти особенно важна сейчас, в период проведения реформ, затронувших все аспекты социально-экономической жизни, поскольку проведение политики реформ возложено главным образом именно на исполнительную власть, чтоопределяет необходимость для нее быть сильной и независимой.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система