logo search
071283_2E579_kopylov_v_a_informacionnoe_pravo

2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг

В этой области в отличие от предыдущей сосредоточена ретроспективная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает определение понятия информационных ресурсов: «...информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» (ст. 2).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернет и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

Выделяются следующие виды субъектов в этой области:

граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства; организации:

библиотеки; архивы; музеи;

информационные центры и другие информационные структуры; информационные фонды; центры анализа информации;

информационные агентства, другие органы массовой информации;

другие организации - собственники и владельцы информационных ресурсов;

органы государственной власти:

федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание РФ

Совет Федерации Федерального Собрания РФ Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Президент РФ, Администрация Президента РФ

Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Правительство РФ

федеральные министерства, ведомства, комитеты; органы государственной власти субъектов РФ: органы представительной власти органы исполнительной власти органы судебной власти;

органы местного самоуправления.

Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее - информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т.п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг. В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» раскрываются понятия этих терминов: «...информационные продукты (продукция) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей». А информационные услуги - «действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами» (ст. 2).

По способам формирования информационных массивов и распространения информации из них информационные ресурсы могут быть разделены на два больших класса - стационарные и мобильные.

Стационарные информационные ресурсы формируются и используются, как правило, в специализированных информационных организациях с помощью их информационных систем и сетей, в том числе и через Интернет. Основной механизм распространения информации из таких информационных ресурсов реализуется в порядке предоставления информационных услуг, т.е. через поиск информации в информационных системах этих организаций при обращении к ним пользователей (потребителей). Причем, это может осуществляться как непосредственно самим пользователем, если такие возможности предоставляются ему соответствующей информационной системой, так и через посредника. Потребитель должен знать место расположения информационной организации и условия получения информации из ее ресурсов. Эта функция наиболее эффективно исполняется ныне с помощью Интернет. Такой механизм основывается как бы на принципе центростремительного привлечения (подключения) пользователя к держателям информационных ресурсов - потребитель движется к ресурсу.

Передвижные (мобильные) информационные ресурсы формируются государственными и частными (коммерческими) информационными организациями как специальные информационные продукты, главным образом, в виде банков данных. Такие информационные продукты тиражируются и распространяются в комплексе - банк данных включает в свой состав и базу данных и поисковый аппарат к ней. В этом случае, приобретая такой банк, потребитель получает возможность индивидуального пользования им на собственном компьютере. Следовательно, здесь используется принцип центробежного распространения информационных ресурсов - ресурс «движется» к потребителю. Естественно, этот принцип не нов, на его основе и ранее создавались и распространялись «составные» информационные продукты на бумажных носителях - сборники, энциклопедии, антологии и т.п. Но они получили особенно широкое распространение в связи с развитием новых информационных технологий и, в частности, с появлением лазерных дисков. Примером такого рода деятельности являются информационные продукты, подготавливаемые известными фирмами «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС».

Информационные ресурсы можно классифицировать по различным основаниям.

Информационные ресурсы по виду информации:

правовая информация; научно-техническая информация; политическая информация; финансово-экономическая информация; статистическая информация; информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация; социальная информация; политическая информация; информация о здравоохранении; информация о чрезвычайных ситуациях; персональная информация (персональные данные); кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие).

Информационные ресурсы по способу доступа:

открытая информация (без ограничения); информация ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, коммерческая тайна, профессиональная тайна, служебная тайна, персональные данные, личная (персональная) тайна.

Информационные ресурсы по виду носителя: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; в канале связи; на других видах носителей.

Информационные ресурсы по способу формирования и распространения: стационарные; передвижные (мобильные).

Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования: традиционные формы: массив документов, фонд документов, архив; автоматизированные формы: Интернет, банк данных, автоматизированная информационная система (сеть), база знаний.

Информационные ресурсы по форме собственности: общероссийское национальное достояние; государственная собственность; федеральная собственность; собственность субъектов Российской Федерации; совместная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная собственность: частная собственность; коллективная собственность.

Информационные продукты и информационные услуги также делятся на виды.

Информационные продукты: документы, данные; подборки документов, данных; справки, аналитические справки; базы данных, банки данных; другие виды информационных продуктов.

Информационные услуги: услуги по информационному обслуживанию: поиск информации, обработка информации, выдача данных (документов), хранение информации; услуги по пользованию Интернет, АИС, БД, их сетями: консультационные услуги, услуги по передаче информации, услуги по доступу к Интернет, услуги по пользованию Электронной почтой и формированию личных сайтов.

Информационные продукты и услуги предоставляются потребителям в соответствии с различными основаниями: на основе закона; на основе договора; на основе запроса; по другим основаниям.

Они получаются потребителем либо в порядке самообслуживания, либо через посредника. Информация может предоставляться как за плату (в некоторых случаях - на льготных основаниях), либо бесплатно. Возможен обмен информацией.

При формировании информационных ресурсов, подготовке и предоставлении пользователям информационных продуктов, информационных услуг, особенно при включении таких ресурсов в трансграничные информационные сети, в мерную очередь Интернет, необходимо защищать от их несанкционированного доступа.

Должны защищаться: информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа; Информационные системы и их сети; информационные технологии и средства их обеспечения; машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи или криптографии; базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; программные средства в составе электронных вычислительных машин (ЭВМ), их сетей.

Структура и содержание средств и механизмов защиты информации определяются новыми возможностями ЭВМ и их сетей при формировании и использовании информационных ресурсов. Необходимо решить вопросы защиты любой документированной информации материальном носителе от несанкционированного доступа, в том числе в информационных системах и их сетях. Для обеспечения защиты информации должны разрабатываться и внедряться механизмы защиты - технические, программные, организационные, правовые и другие.

Особое внимание обращается на формирование и использование государственных информационных ресурсов в части, касающейся обеспечения полноты и своевременности их формирования и актуализации. Основная цель - максимально полное и открытое предоставление информации из этих ресурсов пользователям и, прежде всего, гражданам в порядке реализации основного конституционного права на поиск и получение информации.