logo search
Реале Дж

Либертинизм эрудитов и светский либертинизм

У истоков этого течения стоит Савиньен Сирано, более известный как Сирано де Бержерак (1619— 1655). За свою недолгую жизнь он написал комедию «Наказанный педант» (1645), трагедию «Смерть Агриппины» (1654), философские романы «Иной свет, или Государства и империи Луны» (1657), «Государства и империи Солнца» (1662). Вселенная, по Сирано, — гигантское животное, части которого

— более мелкие животные, самые незаметные из них — атомы. Читая его работы, мы вспоминаем Кардано и Кампанеллу, Эпикура и Лукреция. Вечные атомы скомпонованы по рисункам Провидения, душа — из атомов, и она смертна.

Франсуа Ла Мот ле Вайе (1588—1672) — автор «Диалогов в подражание Горацию Тиберию», преисполненных невозмутимостью эпикуреизма и силой стоицизма. В годы службы у Ришелье Вайе показал себя конформистом, зато на склоне лет вновь почувствовал тягу к вольномыслию: «Прогулки» и «Скептические монологи» стали апологией пирронизма и критикой фальшивой морали.

Принципы исторической методологии были сформулированы Габриэлем Нодэ (1600—1653), практиковавшим в Париже и Падуе. Будучи врачом Мазарини, он собрал библиотеку из 40 тысяч томов. Нодэ обрушился на магов, ведьм, дьяволов, чародеев и на простаков верящих во все это. Критичность,