logo search
Еврейский вопрос

Черная кожа.

Овадия Йосеф (в то время - главный сефардский раввин Израиля) вынес постановление, согласно которому члены "Бейта Исраэль" - евреи из "колена Дана" (т. е. потомки Дана, одного из сыновей Якова) - и, следовательно, на них распространяется Закон о возвращении. Вследствие этого и с началом социально-экономических изменений в Эфиопии правительство Израиля организовало фактически нелегальный переезд в Израиль примерно 15 тысяч эфиопских евреев в 1984-85 гг. Всего на сегодняшний день в Израиле проживает примерно 60 тысяч выходцев из Эфиопии. Оговорка "выходцев из Эфиопии" неслучайна, т. к. многие утверждают, что к возможности эмиграции в Израиль присоединились многие жители Эфиопии (в т. ч. целые деревни), не относящиеся к "Бейта Исраэль". Старейшины (кейсы) общины не признавали этих новых репатриантов собратьями, однако тем временем выросло новое поколение уроженцев Эфиопии, некоторые из которых осознали, что увеличение численности "чёрных" израильтян, независимо от постановлений Главного Раввината, позволит увеличить и их политическую силу. Несмотря на периодические заверения "Сохнута", что "вся эфиопская община находится в Израиле", постоянно сохраняется почти мистическое число в 3-4 тысячи граждан Эфиопии, требующих предоставить им возможность репатриироваться в Израиль [J]. В мае 1991 израильскими самолетами были перевезены 14 тыс. эфиопских евреев (фалашей) из Аддис-Абебы.

Среди тяжёлых с точки зрения израильского общественного мнения страниц в истории репатриации первых лет существования Государства Израиль, одна из самых тяжёлых и до сих не вполне ясных - это история "йеменских детей". Речь идёт о детях новых репатриантов 1949-54 гг. из стран Востока, прежде всего - из Йемена, которые находились в медицинских учреждениях и, согласно полученным родителям уведомлениям, умерли от различных болезней. Это не выглядело чем-то из ряда вон выходящим: напомним, что речь идёт о начале 50-х гг., когда детская смертность была существенно выше, чем сейчас, и что среди выходцев из Йемена медицинская грамотность была довольно низкой (не говоря уже о проблемах недоедания, военных условиях и пр.) Странным было то, что во многих случаях родители не видели тело умершего ребёнка до захоронения или не могли его опознать. В середине 60-х гг., когда умершие (согласно сообщениям больниц) дети должны были бы достигнуть призывного возраста, на их адрес стали приходить повестки из армии. Родители обратились за разъяснениями (повестка в армию означает, что с точки зрения МВД данный человек жив). Разъяснения были довольно туманными. Впоследствии выяснилось, что по крайней мере некоторые из "умерших" в действительности были усыновлены другими семьями - как утверждается теперь, без согласия биологических родителей. Официальная версия утверждает, что речь идёт о результатах бюрократической неразберихи, которая царила в первые годы после создания Государства (а тем более в вопросе о йеменских евреях, прибывших в Израиль зачастую безо всяких документов, многодетными семьями, иногда даже с двумя жёнами на одного мужа и т. д.) Однако некоторые утверждали, что дети передавались на усыновление богатым ашкеназским семьям (в т. ч. за границей) целенаправленно и за плату. Нет согласия и о числе пропавших детей: цифры плавают между 600 и 4500. Кроме многочисленных частных расследований, объективность и обстоятельность которых трудно проверить, были созданы две официальные комиссии по расследованию истории "йеменских детей"…Комиссия ещё не опубликовала своих выводов [J].

Совсем недавний скандал в Израиле: там стало известно, что кpовь чеpнокожих доноpов - евpеев из Эфиопии - демонстративно выбpасывается на помойку. Зачем было наклеивать на склянки с кровью этикетки "Доноp из Эфиопии"? Результат - pасовые волнения с уличными побоищами в самом Изpаиле [1].