Раздел XV переходные положения
1. Законы и иные нормативные акты, принятые до вступления в силу настоящей Конституции, являются действующими в части, не противоречащей Конституции Украины.
2. Верховная Рада Украины после принятия Конституции Украины осуществляет полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.
Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятся в марте 1998 года.
3. Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября 1999 года.
4. Президент Украины в течение трех лет после вступления в силу Конституции Украины имеет право издавать одобренные Кабинетом Министров Украины и скрепленные подписью Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам, не урегулированные законами, с одновременным представлением соответствующего законопроекта в Верховную Раду Украины в порядке, установленном статьей 93 настоящей Конституции.
Такой указ Президента Украины вступает в силу, если в течение тридцати календарных дней со дня представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада Украины не примет закон или не отклонит представленный законопроект большинством от ее конституционного состава, и действует до вступления в силу закона, принятого Верховной Радой Украины по этим вопросам.
5. Кабинет Министров Украины формируется в соответствии с настоящей Конституцией в течение трех месяцев после вступления ее в силу.
6. Конституционный Суд Украины формируется в соответствии с настоящей Конституцией в течение трех месяцев после вступления ее в силу. До создания Конституционного Суда Украины толкование законов осуществляет Верховная Рада Украины.
7. Председатели местных государственных администраций после вступления в силу настоящей Конституции при обретают статус председателей местных государственных администраций согласно статье 118 настоящей Конституции, а после избрания председателей соответствующих советов слагают полномочия председателей этих советов.
8. Сельские, поселковые, городские советы и председатели этих советов после вступления в силу Конституции Ук раины осуществляют определенные ею полномочия до избрания нового состава этих советов в марте 1998 года.
Районные и областные советы, избранные до вступления в силу настоящей Конституции, осуществляют определенные ею полномочия до сформирования нового состава этих советов в соответствии с Конституцией Украины.
Районные в городах советы и председатели этих советов после вступления в силу настоящей Конституции осуществляют свои полномочия в соответствии с законом.
9. Прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия - до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование.
10. До принятия законов, определяющих особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе в соответствии со статьей 118 настоящей Конституции, исполнительную власть в этих городах осуществляют соответствующие государственные администрации.
11. Часть первая статьи 99 настоящей Конституции вводится в действие после введения национальной денежной единицы - гривни.
12. Верховный Суд Украины и Высший арбитражный суд Украины осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Украины до сформирования системы судов общей юрисдикции в Украине в соответствии со статьей 125 настоящей Конституции, но не более пяти лет.
Судьи всех судов в Украине, избранные или назначенные до дня вступления в силу настоящей Конституции, продолжают осуществлять свои полномочия согласно действующему законодательству до окончания срока, на который они избраны или назначены.
Судьи, полномочия которых закончились в день вступления в силу настоящей Конституции, продолжают осуществлять свои полномочия в течение одного года.
13. В течение пяти лет после вступления в силу настоя щей Конституции сохраняется существующий порядок аре ста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также порядок проведения осмотра и обыска жилища или иного владения лица.
14. Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины.
// "Правда Украины". 1996. 30 июля
О принятии Конституции Украины и введении ее в действие
Закон Украины от 28 июня 1996 г.
Верховная Рада Украины постановляет:
Статья 1
Принять Конституцию Украины.
Статья 2
Признать утратившей силу Конституцию /Основной Закон/ Украины от 20 апреля 1978 года с последующими изменениями и дополнениями.
Статья 3
Признать утратившим силу Конституционный Договор между Верховной Радой Украина и Президентом Украины об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины в связи с принятием Конституции Украины.
//"Правда Украины". 1996. 30 июля
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об Автономной Республике Крым от 17 марта 1995 г.
Статья 1
Автономная Республика Крым является административно-территориальной автономией в составе Украины.
Статья 2
Автономная Республика Крым самостоятельно решает вопросы, отнесенные к ее ведению Конституцией Украины, настоящим Законом, другими законами Украины и Конституцией Автономной Республики Крым.
Статья 3
Конституция Автономной Республики Крым, изменения и дополнения к ней принимаются Верховным Советом Автономной Республики Крым и становятся действующими после утверждения их Верховным Советом Украины.
Конституция Автономной Республики Крым является органичной частью законодательства Украины и не может противоречить Конституции Украины.
Статья 4
Автономная Республика Крым в вопросах, отнесенных к ее ведению, имеет право принимать законодательные акты, которые не должны противоречить Конституции Украины, настоящему Закону и другим законам Украины, а также Конституции Автономной Республики Крым.
Законы Украины, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Автономной Республики Крым, действуют на территории Автономной Республики Крым до принятия соответствующих законодательных актов Автономной Республики Крым.
Статья 5 .
Автономная Республика Крым действует в границах территории бывшей Крымской области в составе Украины.
Город Севастополь является административно-территориальной единицей общегосударственного подчинения и не входит в состав Автономной Республики Крым. Статус города Севастополя определяется законами Украины.
Статья 6
Органом законодательной власти Автономной Республики Крым является Верховный Совет Автономной Республики Крым.
Органом исполнительной власти Автономной Республики Крым является Правительство Автономной Республики Крым.
Органами местной власти (местного самоуправления) являются сельские, поселковые, районные, городские, районные в городах Советы и их исполнительные органы.
Суды, органы прокуратуры, подразделения Службы Безопасности Украины и Министерства внутренних дел Украины и Автономной Республики Крым формируются и действуют в соответствии с Конституцией и законами Украины.
Статья 7
Государственными символами в Автономной Республике Крым являются государственные символы Украины. Автономная Республика Крым может иметь собственные символы: герб, флаг, гимн. Их описание, а также порядок использования устанавливаются законом Автономной Республики Крым. Использование собственных символов Автономной Республики Крым возможно только вместе с государственными символами Украины.
Статья 8
Ведению Автономной Республики Крым в лице ее органов власти подлежат:
1. Толкование законов Автономной Республики Крым и контроль за их соблюдением;
2. Решение вопросов административно-территориального устройства Автономной Республики Крым, установление и изменение границ районов, населенных пунктов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование городов, районов, районов в городах, поселков городского типа, сел;
3. Определение полномочий и порядка деятельности республиканских (Автономной Республики Крым) органов и органов местной власти (местного самоуправления) и объединений граждан;
4. Назначение выборов депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым и утверждение состава Центральной избирательной комиссии;
5. Проведение референдумов Автономной Республики Крым по вопросам, подлежащим ее ведению;
6. Реализация права собственности на объекты, принадлежащие Автономной Республике Крым;
7. Определение структуры и приоритетных направлений развития экономики Автономной Республики Крым, обеспечение научно-технического прогресса; создание и функционирование свободных экономических зон в соответствии с законодательством Украины; лицензирование и квотирование вывоза продукции собственного производства на экспорт;
8. Разработка и утверждение программ по вопросам экономического, социального и национально-культурного раз вития, охраны окружающей среды Автономной Республики Крым и их реализации;
9. Установление доходов, поступающих на формирование бюджета Автономной Республики Крым;
10. Составление и утверждение бюджета Автономной Республики Крым на основе единой налоговой политики Украины;
11. Определение статуса местностей как курортов, установление зон санитарной охраны курортов и их правового режима;
12. Решение вопросов экологической безопасности, рационального использования, охраны, воспроизводства при родных ресурсов, объявление карантина и зон стихийного бедствия;
13. Осуществление политики в области образования, культуры, охраны здоровья, физической культуры и спорта, социального обеспечения, а также охраны и использования памятников истории и культуры;
14. Участие в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, содействия охране правопорядка и гражданской безопасности;
15. Разработка и проведение научно обоснованной демографической политики, программ урбанистики и жилищного хозяйства;
16. Обеспечение функционирования и развития государственного и национального языков и культур на территории Автономной Республики Крым;
17. Участие в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных из Крыма народов;
18. Установление почетных званий Автономной Республики Крым.
Законами Украины Автономной Республике Крым могут быть делегированы и другие полномочия.
Статья 9
Автономная Республика Крым принимает участие в формировании и осуществлении внутриполитической и внешнеэкономической деятельности Украины по вопросам, касающимся интересов Автономной Республики Крым.
Автономная Республика Крым вступает в отношения с органами других государств и международными организациями только в сферах экономики, охраны окружающей среды и культурного сотрудничества в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом и другими законами Украины.
Статья 10
Автономная Республика Крым в лице Верховного Совета Автономной Республики Крым имеет право законодатель ной инициативы в Верховном Совете Украины.
Статья 11
Автономная Республика Крым в лице ее органов законодательной, исполнительной власти и органов местной власти (местного самоуправления) обеспечивает соблюдение на своей территории Конституции и законов Украины, актов Президента и Правительства Украины, общегосударственных программ социально-экономического и культурного развития.
Статья 12
Верховный Совет Автономной Республики Крым может обратиться в Конституционный Суд Украины по вопросам признания не действующими на территории Автономной Республики Крым законодательных актов Украины, Указов Президента Украины, актов органов государственной исполнительной власти Украины в случае нарушения ими полномочий Автономной Республики Крым.
В случае признания Конституционным Судом Украины не действующими правовых актов Украины на территории Автономной Республики Крым Верховный Совет Украины или соответственно Президент Украины обязаны урегулировать правовые отношения, возникшие вследствие принятия этих актов.
Статья 13
Полномочия Верховного Совета Автономной Республики Крым могут быть досрочно приостановлены в случае, если она:
нарушила Конституцию Украины, законы Украины и не приводит свои решения в соответствие с ними
2) приняла решение, направленное на нарушение территориальной целостности Украины, самочинное изменение ее государственно-территориального устройства;
3) не может на протяжении двух месяцев со дня избрания не менее 2/3 депутатов от численного состава Верховного Совета Автономной Республики Крым, определенного избирательным законодательством, сформировать Правительство Автономной Республики Крым.
Решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Автономной Республики Крым и назначении новых выборов этого Совета принимает Верховный Совет Украины.
В случае прекращения полномочий Верховного Совета Правительство Автономной Республики Крым продолжает выполнять свои обязанности до сформирования его нового состава Верховным Советом Автономной Республики Крым последующего созыва.
Статья 14
Украина выступает гарантом правового статуса Автономной Республики Крым, предусмотренного Конституцией Украины и настоящим Законом.
КОНСТИТУЦИИ СТРАН БАЛТИИ
КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята в пленарном заседании Латвийского Учредительного Собрания 15 февраля 1922 года и вступившая в силу 7 ноября 1922 года
Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:
I ОТДЕЛ
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Лифляндия, Латгалия, Курляндия и Земгалия.
4. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.
II ОТДЕЛ СЕЙМ
5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии обоего пола, коим к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на три года.
11. Выборы в Сейм должны быть произведены в первое воскресенье октября месяца и в субботу накануне.
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позже одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через два года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.
22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответ лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядка за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей, распространяет:
1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения; 2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семей ной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован; у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии, о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. За преступное деяние против члена Сейма нельзя начать судебного или административного преследования без согласия Сейма.
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения; 3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если от четы эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.
Ill ОТДЕЛ ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
35. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года.
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. В Президенты республики не может быть избрано лицо, не достигшее полных сорока лет.
38. Должность Президента республики несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.
39. Одно и то же лицо не может быть Президентом республики более шести лет сряду.
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать Конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести".
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту республики принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Это право помилования не распространяется на случаи, в которых закон предусматривает другой порядок. Амнистию дарует Сейм.
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. По рядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочии смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно так же председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.
IV ОТДЕЛ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
55. Кабинет Министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.
56. Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету Министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания Кабинета Министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет Министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то кабинет министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении кабинета министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.
V ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
64. Право законодательства принадлежит Сейму, а так же, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, Кабинет Министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также, в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится Кабинетом Министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечении бюджетного года кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
69. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок, спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: текст закона".
71. Президент республики может требовать в течение се ми дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма, вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит. Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.
73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и де мобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Закон, принятый в Сейме и задержанный в порядке семьдесят второй статьи, может быть отменен народным голосованием, если в голосовании принимала участие по крайней мере половина всех имеющих право голоса.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голо сов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона;
такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить Конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую Конституции, то такие изменения, чтобы пол учить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проекта без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если на них последовало согласие не менее половины всех имеющих право голоса.
80. В народном голосовании могут участвовать все Латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В промежутке между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии знаков государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.
VI ОТДЕЛ СУД
82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности исключительно на основании постановления суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.
85. В Латвии существуют суды присяжных на основании особого закона.
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.
VII ОТДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.
//Конституции и декларации о государственном суверенитете государств - участников СНГ и стран Балтии. Материалы участника международной конференции. 26-27 апреля 1994 г., Москва
КОНСТИТУЦИЯ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята гражданами Литовской Республики путем референдума 25 октября 1992 г.
Литовский народ, создавший много веков тому назад Литовское государство, основывая его правовой фундамент на Литовских Статутах и Конституциях Литовской Республики, веками решительно защищавший свою свободу и независимость, сохранивший свой дух, родной язык, письменность и обычаи, воплощая естественное право человека и Народа свободно жить и творить на земле своих отцов и предков - в независимом Литовском государстве, радея о национальном согласии на земле Литвы, стремясь к открытому, справедливому, гармоничному гражданскому обществу и правовому государству, по воле граждан возрожденного Литовского государства принимает и провозглашает настоящую конституцию.
- Раздел III Конституции Республики Туркменистан - "Система органов власти и управления"; раздел V Конституции Республики Узбекистан - "Организация государственной власти", и др.
- Раздел I общие пололожения
- Глава 1 власть народа
- Глава 2 основы государства
- Раздел II основные права и свободы
- Глава 3
- Глава 4 права и свободы гражданина
- Глава 5 основные обязанности граждан
- Раздел III государственная власть
- Глава 6. Законодательная власть
- Глава 8 судебная власть
- Глава 9 нахичеванская автономная республика
- Глава 10 местное самоуправление
- Раздел IV
- Глава 11
- Глава 12
- Раздел V заключительные полномочия
- Глава 13 законодательная система
- Глава 1 основы конституционного строя
- Глава 2
- Глава 3 президент республики
- Глава 4 национальное собрание
- Глава 5 правительство
- Глава 6 судебная власть
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9 . Переходные положения
- Раздел I основы конституционного строя
- Раздел II
- Раздел III избирательная система. Референдум
- Глава 1 избирательная система
- Глава 2 референдум (народное голосование)
- Раздел IV президент, парламент, правительство, суд
- Глава 3 президент республики беларусь
- Глава 4 Парламент Национальное собрание
- Глава 5
- Глава 6 суд
- Раздел V
- Раздел VI
- Глава 7 прокуратура
- Глава 8
- Раздел VII
- Раздел VIII
- Раздел IX
- Глава 1 общие положения
- Глава 2
- Глава 3 парламент грузии
- Глава 4 президент грузии
- Глава 5 судебная власть
- Глава 6 государственные финансы и контроль
- Глава 7 оборона государства
- Глава 8 пересмотр конституции
- Глава 9 переходные положения
- Глава 1 основы конституционного строя
- Глава 2 права и свободы человека и гражданина
- Глава 3 законодательная власть
- Глава 4 исполнительная власть
- Глава 5 судебная власть
- Глава 6 местное самоуправление
- Глава 7
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III президент
- Раздел IV
- Раздел V
- Раздел VI
- Раздел VII суды и правосудие
- Раздел VIII
- Раздел IX
- Глава 1 кыргызская республика
- Раздел I
- Раздел II устройство и деятельность государства
- Глава 2 граждане
- Раздел I гражданство
- Раздел II
- Раздел III
- Глава 3
- Раздел I
- Раздел II полномочия президента
- Глава 4 жогорку кенеш
- Раздел 1
- Раздел II
- Глава 5 исполнительная власть
- Раздел II правительство
- Раздел 2 местная государственная администрация
- Раздел 3 прокуратура
- Глава 6 суды и правосудие
- Глава 7 местное самоуправление
- Глава 8
- Раздел II
- Раздел III
- Раздел I
- Раздел II основные права, свободы и обязанности
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 основные права и свободы
- Глава 3 основные обязанности
- Раздел III публичные власти
- Глава 4 парламент
- Часть 1 Организация и деятельность
- Часть 2 статус депутатов
- Часть 3 законодательство
- Глава 5 президент республики молдова
- Глава 6 правительство
- Глава 7 отношения парламента с правительством
- Глава 8 публичное управление
- Глава 9 судебная власть
- Часть 1 судебные инстанции
- Часть 2
- Часть 3
- Раздел IV
- Раздел V
- Раздел VI
- Раздел VII
- Раздел VII "Заключительные и переходные положения" является составной частью настоящей Конституции и регулирует вопросы, касающиеся вступления ее в силу.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2 права и свободы человека и гражданина
- Глава 3 федеративное устройство
- Глава 4 президент российской федерации
- Глава 5 федеральное собрание
- Глава 6 правительство российской федерации
- Глава 7 судебная власть
- Глава 8 местное самоуправление
- Глава 9
- Глава 1 основы конституционного строя
- Глава 2
- Глава 3 маджлиси оли
- Глава 4 президент
- Глава 5 правительство
- Глава 6 местная власть
- Глава 7
- Глава 8 суд
- Глава 9 прокуратура
- Глава 10
- Раздел I основы конституционного строя
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 1
- Глава 2 халк маслахаты туркменистана
- Глава 3 президент туркменистана
- Глава 4
- Глава 5 кабинет министров
- Глава 6
- Раздел IV местное самоуправление
- Раздел V избирательная система, референдум
- Раздел VI судебная власть
- Раздел VII прокуратура
- Раздел VIII
- Раздел I основные принципы
- Глава 1 государственный суверенитет
- Глава 2 народовластие
- Глава 3 верховенство конституции и закона
- Глава 4 внешняя политика
- Раздел II
- Глава 5 общие положения
- Глава 6 гражданство
- Глава 7 личные права и свободы
- Глава 8 политические права
- Глава 9 экономические и социальные права
- Глава 10 гарантии прав и свобод человека
- Глава 11 обязанности граждан
- Раздел III общество и личность
- Глава 12 экономические основы общества
- Глава 13 общественные объединения
- Глава 14 семья
- Глава 15 средства массовой информации
- Раздел IV
- Глава 16
- Глава 17 республика каракалпакстан
- Раздел V организация государственной власти
- Глава 18 олий мажлис республики узбекистан
- Глава 19 президент республики узбекистан
- Глава 20 кабинет министров
- Глава 21
- Глава 22 судебная власть республики узбекистан
- Глава 23 избирательная система
- Глава 24 прокуратура
- Глава 25 финансы и кредит
- Глава 26 оборона и безопасность
- Раздел V I
- Раздел I основные принципы
- Глава 1 государственный суверенитет
- Глава 2 народовластие
- Глава 4
- Раздел II
- Глава 5 общие положения
- Глава 6 гражданство
- Глава 7 личные права и свободы
- Глава 8 политические права
- Глава 13 общественные объединения
- Глава 14 семья
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 22 избирательная система
- Глава 23 конституционный надзор
- Глава 24 прокуратура
- Глава 25 финансы и бюджет
- Раздел VI порядок изменения конституции
- Раздел I общие положения
- Раздел II
- Раздел III выборы. Референдум
- Раздел IV верховная рада украины
- Раздел V президент украины
- Раздел VI кабинет министров украины.
- Раздел VII прокуратура
- Раздел VIII правосудие
- Раздел IX территориальное устройство украины
- Раздел XI местное самоуправление
- Раздел XII конституционный суд украины
- Раздел XIII
- Раздел XIV заключительные положения
- Раздел XV переходные положения
- Глава 1 литовское государство
- Глава 2 человек и государство
- Глава 3 общество и государство
- Глава 4 народное хозяйство и труд
- Глава 5 сейм
- Глава 6 президент республики
- Глава 7 правительство литовской республики
- Глава 9 суд
- Глава 10.
- Глава 11 финансы и государственный бюджет
- Глава 12 государственный контроль
- Глава 13 внешняя политика и защита государства
- Глава 14 изменение конституции
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 основные права, свободы и обязанности
- Глава 3 народ
- Глава 4 государственное собрание
- Глава 5 президент республики
- Глава 6 правительство республики
- Глава 7 законодательство
- Глава 8 финансы и государственный бюджет
- Глава 9
- Глава 10 государственная оборона
- Глава 11 государственный контроль
- Глава 12 канцлер юстиции
- Глава 13
- Глава 14 местное самоуправление
- Глава 15 изменение конституции