§ 2. Органы управления культурой
Политику государства в области культуры, правовые, экономические и социальные гарантии ее реализации, систему социальной защиты работников культуры определяет Верховная Рада Украины.
Органы исполнительной власти обеспечивают реализацию политики в области культуры; осуществляют с участием общественных объединений разработку государственных программ развития культуры и их финансирование; создают условия для возрождения и развития культуры украинской нации, культур национальных меньшинств, которые проживают на территории Украины, и др.
Управленческая деятельность в области культуры осуществляется системой органов исполнительной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на отдельных участках культурного строительства: непосредственно культура, телевидение и радиовещание, кинематография, издательское дело и др.
Систему органов управления культурой составляют: Министерство культуры и искусств Украины, министерство культуры АРК, управления культуры областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, отделы культуры районной государственной администрации, подведомственные им театры,
>>> 478 >>>
концертные организации, художественные коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубы и другие театрально-зрелищные предприятия и заведения культуры, специальные учебные заведения культуры и искусств, музыкальные и художественные школы.
Министерство культуры и искусств Украины (далее — Минкультуры Украины) действует на основе Положения, утвержденного Указом Президента Украины от 9 декабря 1995 г. (с изменениями от 27 января 1999г.[3]).
Основными задачами Минкультуры Украины являются: реализация государственной политики в области культуры и искусств; сохранение культурно-художественного достояния, развитие украинской культуры и искусства, создание благоприятных условий для сохранения этнической, языковой и культурной самобытности, равноправного развития национальных культур в Украине; разработка предложений по основным направлениям развития национальной культуры и искусств, стимулирование культурно-художественного процесса; расширение международного культурного сотрудничества, развитие культурных связей и др.
В соответствии с возложенными на Минкультуры Украины задачами оно разрабатывает проекты целевых государственных программ развития культуры и искусства, предложения по правовому регулированию; прогнозирует развитие культуры и искусства, поддерживает распространение произведений литературы и искусства; создает условия для развития всех видов искусств, самодеятельного творчества, поощряет новаторские поиски в искусстве; обеспечивает свободу творчества, создает условия для свободного проявления индивидуальности художника; содействует работе творческих союзов, национально-культурных товариществ, молодежных и детских организаций, фондов, ассоциаций, других общественных организаций, которые действуют в области культуры и искусств, и др.
Минкультуры Украины в пределах своих полномочий и во исполнение законодательства Украины издает приказы, в случае необходимости издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления совместные акты. Для согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции Минкультуры Украины, обсуждения наиболее важных направлений его деятельности и развития культуры и искусств
>>> 479 >>>
создается коллегия, решения которой проводятся в жизнь приказом Министра культуры и искусств Украины. Для анализа проблем культуры и искусства, координации работы по выполнению программ исследований в области культуры, разработке научных рекомендаций и предложений по основным вопросам развития искусства, культурно-просветительной работы, массового художественного творчества, художественного образования в Минкультуры Украины образуются научный совет, другие консультативные органы. Их состав и положения о них утверждает Министр культуры и искусств Украины.
Государственную политику в отношении телевидения и радиовещания, законодательные основы ее реализации, гарантии социальной и правовой защиты работников этой сферы определяют Верховная Рада и Президент Украины. Кабинет Министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в отношении телевидения и радиовещания, координирует деятельность министерств и других центральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Уполномоченным органом управления государственным телевидением и радиовещанием Украины является Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины[4], который осуществляет руководство государственными телевидением и радиовещанием, несет ответственность за их развитие, координирует деятельность предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу его управления.
Основными задачами Государственного комитета в области телевидения и радиовещания являются: обеспечение реализации государственной информационной политики средствами телевидения и радиовещания; организация выполнения законодательства в области телевидения и радиовещания, а также соответствующих решений Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; формирование национального телерадиопространства; организационное обеспечение распространения телерадиоинформации на зарубежную аудиторию.
Законом Украины от 23 сентября 1997 г. образован Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания[5], который является конституционным, постоянно действующим вне-
>>> 480 >>>
ведомственным государственным органом, подотчетным в своей деятельности Верховной Раде Украины и Президенту Украины. Приоритеты деятельности Национального совета — обеспечение в соответствии с мировыми стандартами развития, качественного состояния телевидения и радиовещания, роста профессионального, художественного, морально-этического, эстетического и эколого-образова-тельного уровней программ и передач телерадиоорганизаций, защита национальной безопасности Украины в информационной среде. Половину состава Национального совета назначает Верховная Рада Украины, а другую штатную — Президент Украины. Национальный совет возглавляет Председатель, который избирается тайным голосованием членами Национального совета по общему представлению Верховной Рады Украины и Президента Украины.
К компетенции Национального совета относятся: контроль за соблюдением законодательства в области телевидения и радиовещания Украины; участие в реализации государственной политики в области телевидения и радиовещания и концепции развития телерадио-информационного пространства Украины; обеспечение прав граждан и защита интересов национальныхтелерадиопроизводителей.
Национальный совет в соответствии с Законом Украины от 23 сентября 1997 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации»[6] обеспечивает размещение государственного заказа на освещение деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины. На конкурсной основе Национальный совет выдает телерадио-организациям лицензии на вещание, кабельное вещание, ретрансляцию, проводное (кабельное) вещание и время вещания. Порядок выдачи лицензии определяется Законом Украины от 21 декабря 1993 г. «О телевидении и радиовещании»[7].
Национальный совет осуществляет контроль (надзор) за соблюдением: действующего законодательства в области телевидения и радиовещания субъектами правоотношений Украины; телерадиоор-ганизациями условий лицензии; распределением и эффективным использованием радиочастотного ресурса для нужд телерадиовещания; телерадиоорганизациями требований действующего законода-
>>> 481 >>>
тельства Украины об иностранном инвестировании; порядка вещания во время выборов и референдумов; стандартов и норм технического качества телерадиопрограмм; действующего законодательства Украины о рекламе, авторском праве и смежных правах, кинематографии, государственном языке, спонсорской деятельности.
Национальный совет имеет право: осуществлять проверку деятельности телерадиоорганизаций в отношении условий и порядка использования каналов вещания; получать от всех телерадиоорганизаций документы, сведения и положения об их деятельности в соответствии с действующим законодательством Украины, а также ежегодное аудиторское заключение о хозяйственной деятельности; рассматривать дела о нарушении телерадиоорганизациями действующего законодательства Украины и условий, указанных в лицензии, принимать по результатам рассмотрения следующие меры принуждения: объявлять предупреждение, применять штрафные санкции, временно приостанавливать действие лицензии; передавать в суд дела о лишении лицензии телерадиоорганизаций и др.
С целью координации деятельности местных телеорганизаций и обеспечения выполнения законодательства Украины в области телевидения и радиовещания, нормативных актов Национального совета в АРК, областях Украины, городах Киеве и Севастополе создаются представительства Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Деятельность представительства осуществляется на основании Положения о нем, которое принимается Национальным советом.
Законом Украины от 18 июля 1997 г. «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины»[8] с целью всестороннего удовлетворения потребностей общества в оперативной информации, обеспечения плюралистического характера вещания с учетом национальных традиций создана система Общественного телерадиовещания Украины.
Общественное телерадиовещание Украины — это телерадиоорга-низация со статусом единой общенациональной неделимости и недоходной системой массовой коммуникации, которая является объектом права собственности Украинского народа. Она действует согласно Программной концепции, утвержденной постановлением Верховной Рады Украины от 21 ноября 1997 г. «О создании телера-
>>> 482 >>>
диоорганизации Общественного вещания Украины»[9], и Уставу, который утверждает Верховная Рада.
Неотъемлемой составной частью системы Общественного телерадиовещания Украины является телерадиоорганизация «Общественное Украинское радио и телевидение» (ОУРТ), которая действует на основе Положения о ней. Ее основными задачами являются: реализация Программной концепции Общественного телерадиовещания Украины; обеспечение свободного доступа к лучшим образцам национального культурного и общественного достижений, а также обеспечение на конкурсной основе трансляции передач местных, в том числе региональных, телерадиоорганизаций независимо от форм собственности.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 сентября 1998 г. в форме открытого акционерного общества создана Государственная акционерная компания «Украинское телевидение и радиовещание», которая осуществляет свою деятельность на основе Устава.
Важное значение в сфере управления культурой имеет информация. Законом Украины от 2 октября 1992 г. «Об информации»[10] установлены общие правовые основы получения, использования, распространения и хранения информации, закреплено право на информацию, ее систему, источники, определен статус участников информационных отношений, урегулированы доступ к информации и обеспечение ее охраны, а также защита личности и общества от недостоверной информации.
Функции центрального органа исполнительной власти в сфере информации выполняет Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины.
Массовая информация — это публично распространяемая печатная и аудиовизуальная информация. Печатными средствами массовой информации являются периодические печатные издания (пресса) — газеты, журналы, бюллетени и т.п., а также единичные издания с определенным тиражом. Аудиовизуальными средствами массовой информации выступают: радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.п.
Правовые основы деятельности печатных средств массовой информации (печати) в Украине урегулированы Законом Украины от 16 ноября 1992 г. «О печатных средствах массовой информации (пе-
>>> 483 >>>
чати; в Украине»[11], их деятельность регулируется также законами Украины: от 3 июля 1996 г. «О рекламе»[12], от 7 февраля 1991 г. «О предпринимательстве»[13], от 23 декабря 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»[14], от 23 марта 2000 г. «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм»[15], постановлением Кабинета Министров Украины от 13 октября 2000 г. «Об утверждении положений по вопросам распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм»[16] и другими законодательными актами. Все средства массовой информации, которые издаются на территории Украины, подлежат государственной регистрации в органах исполнительной власти.
Общие принципы издательского дела в Украине урегулированы Законом Украины от 5 июля 1997 г. «Об издательском деле»[17], который регулирует порядок организации и осуществления издательской деятельности, распространения издательской продукции, условия взаимоотношений и функционирования субъектов издательского дела.
Государственная политика в издательском деле определяется Верховной Радой Украины и направлена на поддержание развития национального книгоиздания, наполнение украиноязычными изданиями рынка, фондов библиотек, обеспечение потребностей учебных и научных учреждений, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, правоохранительных органов, предприятий, учреждений и организаций необходимыми изданиями на государственном языке.
Государственная политика поддержания культур национальных меньшинств в издательском деле осуществляется через соответствующие органы исполнительной власти с привлечением национально-культурных обществ.
Кабинет Министров Украины обеспечивает проведение политики в издательском деле, направляет и координирует работу министерств и других органов исполнительной власти в сфере издательского дела.
К субъектам издательского дела относятся издатели, изготовители и распространители издательской продукции. Ими могут быть
>>> 484 >>>
граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, юридические лица Украины и других государств. С целью их учета ведется Государственный реестр Украины издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции, Положение о котором утверждается Кабинетом Министров Украины.
В сфере издательского дела и информационной деятельности определенная роль принадлежит государственному культурно-научному учреждению — Книжной палате Украины, полномочия которой закреплены в ст. 27 Закона Украины «Об издательском деле».
С целью повышения эффективности государственного управления в системе издательской подготовки, полиграфического исполнения и распространения печатной продукции в соответствии с Указом Президента Украины от 16 сентября 1998 г. «О совершенствовании государственного управления информационным делом»[18] постановлением Кабинета Министров Украины от 31 октября 1998 г. создана Государственная акционерная компания «Украинское издательско-по-лиграфическое объединение», которая является открытым акционерным обществом и действует на основании Устава, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 ноября 1998 г.[19]
Правовые основы деятельности в области кинематографии и регулирования общественных отношений, связанных с производством, распространением, хранением и демонтированием фильмов, предусмотрены Законом Украины от 13 января 1998 г. «О кинематографии»[20].
Государственную политику в области кинематографии осуществляет Минкультуры Украины, которое управляет кинопроизводством и кинопрокатом, а также формирует Государственный фильмофонд.
Местными органами управления кинематографией являются органы, определенные Советом министров АРК, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области кинематографии. Эти органы реализуют государственную политику в области кинематографии.
Законом Украины от 8 июня 2000 г. «Об охране культурного наследия»[21] урегулированы правовые, организационные, социальные и
>>> 485 >>>
экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды в интересах нынешнего и будущих поколений.
Объекты культурного наследия, находящиеся на территории Украины, охраняются государством.
Государственное управление в сфере охраны культурного наследия возлагается на Кабинет Министров Украины и специально уполномоченные на то органы охраны культурного наследия: центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия; орган охраны культурного наследия Совета министров АРК; органы охраны культурного наследия областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций; органы охраны культурного наследия местного самоуправления.
К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере охраны культурного наследия относятся: осуществление государственной политики и государственного контроля, занесение объектов национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины; изъятие памятника из Государственного реестра недвижимых памятников Украины; представление в соответствующие международные инстанции предложений о занесении памятника в Список мирового наследия; дача разрешения на снос, изменение и перемещение (перенесение) памятника; утверждение Списка исторических населенных мест Украины, Списка охраняемых археологических территорий Украины и изменений, внесенных в эти Списки; объявление ансамблей и комплексов памятников заповедниками или музеями-заповедниками; утверждение нормативов и методик денежной оценки памятника. Полномочия специально уполномоченных органов охраны культурного наследия закреплены в ст. 5-6 Закона от 8 июня 2000 г.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1992 г. утверждено «Положение о Государственном реестре национального культурного достояния»[22]. В реестр вносятся памятники истории, археологии, искусства, документальные памятники и другие объекты, которые представляют исключительную ценность с точки зрения истории, культуры, этнологии или науки.
Во исполнение Указа Президента Украины от 9 декабря 1995 г. «О мерах по воспроизводству выдающихся памятников истории и
>>> 486 >>>
культуры» постановлением кабинета министров Украины от апреля 1999 г. утверждена Программа воспроизводства выдающихся памятников истории и культуры[23], а также их Перечень. В основу формирования Перечня выдающихся памятников истории и культуры, которые предусматривается воспроизвести, положены критерии их исторической, художественной и культурной ценности.
Законом Украины от 21 сентября 1999 г. «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей»[24] урегулированы отношения, связанные с вывозом, ввозом и возвращением культурных ценностей. Этот Закон также направлен на охрану национального культурного наследия и развитие международного сотрудничества Украины в сфере культуры. Однако его действие не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 2 Предмет и система административного права
- § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 4 Административно-правовые отношения
- § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 5 граждане
- § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 9 Предприятия и учреждения
- § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 10 Объединения граждан
- § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 11 Функции государственного управления
- § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления
- § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 13 Административно-правовые методы
- § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 14 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 16 Административно-процессуальная деятельность
- § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях
- § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 18 Законность в сфере государственного управления
- § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении
- § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 20 Административно-правовые режимы
- § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- Раздел VII Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами Глава 21 Характер и организация государственного управления
- § 1. Государственное управление и его особенности
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой
- § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 25 Управление промышленностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 26 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 28 Управление коммуникациями
- § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов
- § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 30 Управление торговлей
- § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 31 Управление финансами
- § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 33 Управление таможенным делом
- § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием
- § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 35 Управление наукой
- § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 36 Управление охраной здоровья населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 37 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом
- § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи
- § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 42 Управление национальной безопасностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией
- §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура