logo search
Лекции по КП

Разграничение компетенции между федерацией и субъектами федерации.

  1. в мировой практике много подходов к разграничению компетенции, где-то разграничиваются сферы законодательной, исполнительной и судебной власти, где-то двухчленное (федерации и суюхектов), где-то трегчленное(федерации, субъъектов и совместное) и т.д..

  2. открытость перечня или же его закрытость

  3. определение компетенции путем перечислениия и по остаточному принципу. в РФ в основном импользуется перечисление, сферы совместного веденья и федерального, а субъектов - по остаточному признаку. На практике может получаться так, что засчет такого общего правила (субъект осуществляет) у него получается немного вопросов веденья , потому что из-за расщирительного толкования, входящего в другие перечни, его сфера веденья может сужаться и становиться неподвижной и стабильной.

Более стабильную систему можно было бы сделать, если бы указали несколько основных вопросов, которые субхект решает самостоятельно + добавили "и остальные, не входящие в сферы веденья других субъектов".

  1. с т.з. ветвей власти в Конституции разграничиваются только сферы законодательногов еденьяю. Неправильно говорить, что сфера веденья РФ - это та сфера, в которую субъекты федерации вообще не могут лезть и осуществлять полномочия, которые к ним не отнесены, на самом деле могут, но это будут полномочия скорее не законодательного характера, а исполнительного.

Механизмы взаимоотношения и взаимодействия федерации и субъектов

их можно условно разделить на несколько групп:

  1. институциональные механизмы. Органы, в рамках которых или через которые осуществляется такое взаимодействие.