2. Правовое регулирование иностранных инвестиций национальным законодательством различных государств и международными договорами.
Правовое положение иностранного капитала в разных странах неодинаково и зависит от инвестиционной политики принимающего государства. В большинстве государств, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, приняты специальные законы в данной сфере. Основной целью указанных законов является создание благоприятного правового режима для вложения иностранного капитала.
Изучение практики осуществления инвестиционной политики в странах с развитой рыночной экономикой позволяет сделать вывод о том, что единого закона, регулирующего инвестиционную деятельность, в них не существует. Конечно, это не означает, что такого рода деятельность осуществляется стихийно. Она регламентируется группой законов, относящихся к области экономического, коммерческого, налогового, административного права, большим количеством других правовых актов. В этих актах находят отражение вопросы налогообложения, операций с ценными бумагами, статуса корпораций, ответственности сторон по коммерческим контрактам, порядка получения лицензий, взаимоотношений с кредитно-финансовыми учреждениями, административных процедур по принятию решений об осуществлении инвестиций и многое другое.
Принимающее государство определяет порядок и условия вложения иностранного капитала в страну, т.е. устанавливает правовой режим инвестиций. Наиболее распространенным является национальный правовой режим, при котором иностранные инвесторы приравниваются к национальным субъектам хозяйствования (см, например, ст. 4 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», законы иностранных государств). Употребление в текстах законов слов «не менее благоприятного, чем для отечественных инвесторов» на самом деле не означает применение режима наибольшего благоприятствования. Этот режим предполагает, что иностранные инвесторы различных стран будут обладать равным объемом прав и обязанностей и никому из них не будут предоставлены какие-либо преимущества. Однако национальный режим именно в такой интерпретации подчеркивает недискриминационный характер регулирования привлечения иностранных инвестиций.
Вместе с тем говорить о национальном режиме как идентичном положению отечественного инвестора нельзя. Выше уже упоминались исключения для иностранных инвесторов в различных областях, предусмотренные российским законодательством. Если обобщить, то можно отметить, что чаще всего исключениями из национального режима для иностранных инвестиций являются следующие:
- установление специального режима в определенной области;
- запрет деятельности в определенной области;
- установление минимального или максимального ограничения доли иностранного капитала;
- установление специального фискального режима;
- установление контроля за сделками иностранного инвестора;
- проведение определенной концессионной политики.
Однако привлечение иностранных инвестиций часто основано на создании для иностранных инвесторов более благоприятных условий, что должно стимулировать их к вложению средств в экономику данного государства. Поэтому порой в отношении иностранных инвестиций идет речь о привилегированном (преференциальном) режиме. Это достигается, например, путем полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, предоставления иных льгот и преимуществ.
Государство обычно определяет следующие аспекты осуществления инвестиционной деятельности:
- правовой режим иностранных инвестиций;
- формы иностранного инвестирования;
- гарантии для иностранных инвесторов;
- льготы для иностранных инвесторов;
- способы разрешения инвестиционных споров.
Большинство государств отдают предпочтение централизованному правовому регулированию иностранных инвестиций. Например, на территории РФ непосредственно иностранным инвестициям посвящено два федеральных закона: «Об иностранных инвестициях» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Во многих государствах также на высшем уровне приняты законы об иностранных инвестициях: все государства СНГ, Монголия, Китай и др. Одновременно с этими законами имеют значение для регулирования иностранных инвестиций гражданское законодательство (о собственности, юридических лицах, ценных бумагах и т.д.), налоговое законодательство, таможенное законодательство, о валютном регулировании.
Вместе с тем некоторые государства позволяют и местное регулирование иностранных инвестиций, их поощрение с помощью собственных средств и механизмов региональными и местными властями. Так, например, в Китае инвестиции объемом ниже 30 млн. долларов США не могут рассчитывать на льготы от центральных властей, но региональные власти способны сами предоставить какие-либо льготы даже без разрешения центральных органов. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» разрешает субъектам федерации и органам местного самоуправления регулировать в рамках своей компетенции привлечение иностранных инвестиций (п. 2 ст. 3) и предоставлять им за счет своих бюджетов льготы (ст. 17).
В РФ некоторые субъекты федерации приняли свои законы в области инвестиций. Например, в Законе Республики Дагестан «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан» идет речь о дополнительных по сравнению с федеральным законодательством гарантиях и льготах для инвесторов, в том числе и иностранных. В частности глава II полностью посвящена вопросам налогообложения инвесторов и предоставления им налоговых льгот. Из особенностей закона можно отметить широкую формулировку стабилизационной оговорки, которая охватывает любые неблагоприятные для инвестора изменения законодательства.
На территории Красноярского края действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае». Закон не направлен на поддержку исключительно иностранных инвестиций, а на привлечение любых инвестиций в экономику края. Из числа инвесторов исключены государства и межгосударственные организации. Закон предполагает адресную помощь инвесторам, осуществляющим зарегистрированные инвестиционные проекты. Из особенностей данного закона следует отметить использование термина «режим наибольшего благоприятствования» в значении преференциального режима. Статья 11 закона устанавливает ряд льгот и преимуществ для инвесторов, включая налоговые льготы, льготы по аренде недвижимого имущества, субсидии, предоставление бюджетных инвестиций и т.д., а также расширено действие стабилизационной оговорки (ст. 19 закона).
Регулирование иностранных инвестиций осуществляется и международными договорами. К сожалению, на универсальном уровне вопросы инвестирования не находят должного разрешения. Среди универсальных международных договоров наибольшее значение имеют Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 года и Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года. РФ подписала обе конвенции, но информация о ратификации и вступлении в силу есть только в отношении Сеульской конвенции.
И Вашингтонская, и Сеульская конвенции преследуют одну цель – защитить иностранного инвестора от действий государства. Если Вашингтонская конвенция предоставляет для этого независимый механизм разрешения инвестиционного спора, то Сеульская – страховое обеспечение инвестиции.
Среди многосторонних договоров, но уже регионального характера можно отметить Конвенцию о защите прав инвестора 1997 года, действующую в рамках СНГ. Конвенция устанавливает ряд гарантий для иностранных инвесторов и направлена на борьбу с дискриминацией иностранных инвесторов.
Чаще всего для обеспечения прав инвесторов государства заключают двусторонние договоры о поощрении и защите капиталовложений. РФ заключила более 40 таких договоров. Как правило, двусторонний договор имеет следующую структуру: определения, основные гарантии инвестиций, разрешение споров между инвестором и принимающим государством и заключительные положения относительно действия и применения самого договора. В целом, нормы договоров типичны, но порой имеются отдельные особенности в отношении определения субъектов инвестирования, перечня инвестиций, перечня гарантий, порядка разрешения споров
- Раздел 1. Международное частное право и современные международные отношения.
- 1. Возникновение и развитие международного частного права.
- 2. Понятие международного частного права.
- 3. Природа международного частного права, тенденции его развития.
- 4. Нормы международного частного права
- 5. Действие общих принципов международного права в сфере мчп.
- 6. Источники международного частного права.
- Раздел 2. Применение норм международного частного права
- 1. Установление содержания норм иностранного права.
- 2. Квалификация норм иностранного права.
- 3. Пределы применения норм иностранного права: императивные нормы, оговорка о публичном порядке.
- 4. Взаимность в мчп.
- 5. Обход закона в международном частном праве.
- 6. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
- Раздел 3. Субъекты международного частного права.
- 1. Правовое положение физических лиц в мчп
- 2. Юридические лица и хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса юридических лиц, в международном частном праве.
- 3. Государство как особый субъект международного частного права. Проблемы иммунитета.
- 4. Межгосударственные организации в международном частном праве, их правосубъектность. Иммунитет межгосударственных организаций.
- Раздел 4. Право собственности в международном частном праве.
- 1. Коллизионные вопросы права собственности.
- 2. Национализация частной собственности.
- 3. Право собственности российских граждан за границей.
- 4. Защита права собственности Российской Федерации за рубежом.
- Раздел 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 1. Понятие и виды иностранных инвестиций.
- 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций национальным законодательством различных государств и международными договорами.
- 3. Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций.
- 4. Инвестиционные и концессионные соглашения. Соглашения о разделе продукции.
- 5. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
- 6. Разрешение инвестиционных споров.
- 7. Страхование иностранных инвестиций.
- Раздел 6. Основные формы иностранного инвестирования
- 1. Понятие предприятий с иностранными инвестициями. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности.
- 2. Вопросы налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
- 3. Учреждение предприятий с иностранными инвестициями в России и за рубежом.
- 4. Открытие филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
- 5. Правовые проблемы трансграничного банкротства.
- Раздел 7. Источники права международной торговли.
- Глава 7 Принципов закрепляет правила относительно места, срока, порядка исполнения контракта, а также форму и валюту платежа.
- Раздел 8. Понятие и коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 1. Понятие внешнеэкономических и внешнеторговых сделок, их виды.
- 2.. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 3. Форма внешнеэкономических сделок.
- 4. Порядок заключения и исполнения внешнеторговых сделок.
- 5. Содержание сделок: существенные и факультативные условия, базис поставки.
- 6. Ответственность за ненадлежащее исполнение внешнеэкономических сделок.
- 7. Международные перевозки.
- Раздел 9. Денежные обязательства и международные расчеты.
- 1. Правовые основы расчетов в международной торговле. Международное регулирование неторговых платежей.
- 2. Аккредитивная форма расчетов.
- 3. Инкассовая форма расчетов.
- 4. Банковский перевод как форма международных расчетов.
- 5. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах.
- 6. Вексель и чек в международных расчетах.
- Раздел 10. Деликтные обязательства в международных отношениях.
- Раздел 11. Право наследования в международных отношениях.
- Раздел 12. Регулирование брачно-семейных отношений в международном частном праве.
- Раздел 13. Авторское право и смежные права в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны авторских прав.
- 1) © 2) Имя правообладателя, 3) год первого издания.
- 2. Защита авторских прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- 3. Международные договоры в области охраны смежных прав.
- 1) Р в окружности; 2) имя правообладателя; 3) год первой публикации.
- 4. Защита смежных прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- Раздел 14. Вопросы охраны промышленной собственности в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны промышленной собственности.
- 2. Охрана прав иностранцев на промышленную собственность в рф и за рубежом.
- 3. Лицензионный договор. Особенности содержания договоров о передаче ноу-хау.
- Раздел 15. Разрешение споров с участием иностранных лиц в государственных судах.
- 1. Понятие международного гражданского процесса, его источники.
- 2.Унификация норм международного гражданского процесса.
- 3. Международная подсудность: понятие, виды, способы определения.
- 3. Правовое положение иностранцев в процессуальных отношениях.
- 5.Правовая помощь по гражданским делам: понятие, правовое регулирование.
- 6. Исполнение поручений судебных и иных учреждений иностранных государств.
- 7. Нотариальные действия в отношениях с иностранным элементом.
- Раздел 16. Разрешение споров с участием иностранных лиц
- § 1. Понятие и виды международного коммерческого арбитража, его правовая природа.
- § 2. Международный коммерческий арбитраж в России.
- § 3. Основания для рассмотрения спора
- § 4. Процедура рассмотрения споров
- 1.Понятие иностранного судебного решения. Признание и исполнение иностранных судебных решений: понятие, правовые основания
- 2.Взаимность и международная вежливость
- 3.Признание и исполнение иностранных
- Глава 45 гпк содержит регламент трех судебных процедур:
- 4. Основания к отказу в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения, иностранного арбитражного решения.