1. Федеральное Собрание рф: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.
Конституция РФ (ст. 94) характеризует Федеральное Собрание РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.
Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.
В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Основными функциями парламента являются:
1) представительство;
2) законотворчество;
3) контроль.
Основными стадиями законодательного процесса являются:
1) внесение законопроекта в Государственную Думу;
2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;
3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
4) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) депутаты Государственной Думы;
4) Правительство РФ;
5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросам их ведения.
В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.
Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу.
В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они решают вопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.
Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.
Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.
Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.
Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.
Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.
- Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций
- Оглавление
- Лекция № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
- 1.1 Понятие государственного управления
- 2. Сущность государственного управления
- 3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
- Лекция № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
- 1.1. Методология государственного управления
- 2.2. Субъекты и объекты государственного управления
- Лекция № 3. Сущность и типы государства
- 1. Понятие и признаки государства
- 2.2. Политическая власть как общесоциологическая категория
- 3. Типы государства
- Лекция № 4. Форма государства
- 1. Понятие формы государства
- 2. Формы правления
- 3. Формы государственного устройства
- 4. Политический режим
- Лекция № 5. Органы государственной власти
- 1. Понятие, правовой статус
- 2. Классификация органов государственной власти
- 3. Институт Президента рф: статус, полномочия, ответственность
- 4. Администрация Президента рф
- Лекция № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти рф
- 1. Федеральное Собрание рф: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
- 2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания рф
- 3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
- 5. Правительство рф в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
- Лекция № 7. Судебная власть в Российской Федерации
- 1. Понятие, признаки и функции судебной власти в рф
- 2. Судебные органы рф: порядок формирования, состав и компетенция
- Лекция № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства рф
- 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов рф
- 2. Органы исполнительной власти субъектов рф
- 4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
- Лекция № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
- 1. Государственное регулирование образования и науки в рф
- 2. Государственное регулирование в отраслях культуры
- 3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
- Лекция № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
- 1. Понятие безопасности и ее виды
- 2. Система безопасности рф, силы и средства ее обеспечения
- Лекция № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
- 1. Понятие местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- 3. Правовые основы местного самоуправления
- Лекция № 12. Организационные основы местного самоуправления
- 1. Понятие организационных основ местного самоуправления
- 2. Система и структура органов местного самоуправления
- 3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах рф Москве и Санкт-Петербурге, зато и наукоградах
- 4. Устав муниципального образования
- Лекция № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
- 1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
- 2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
- 3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
- 4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
- Лекция № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
- 1. Правонарушения и ответственность
- 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления