Вопрос 1
Для определения способности обвиняемого нести ответственность за инкриминируемое ему общественно опасное деяние, предстать перед судом и отбывать наказание назначается:
А) криминалистическая экспертиза
Б) судебно-медицинская экспертиза
В) судебно-психиатрическая экспертиза
Г) судебно-биологическая экспертиза
Вопрос 2
Воздействие на противодействующее следователю лицо путем создания такой ситуации, в которой обнаруживается скрываемая им информация вопреки его желанию, является:
А) психологической защитой
Б) дезориентацией
В) насилием
Г) приемом психического принуждения
Вопрос 3
Оживление ассоциаций по смежности, сходству, контрасту и логическим связям - основные приемы:
планирования
Б) мнемической помощи
волевой саморегуляции
Г) продуктивного мышления
Вопрос 4
Припоминание, требующее напряжения для его осуществления, называется:
автоматическим
Б) рефлексивным
когнитивным
Г) конативным
Вопрос 5
Броское вызывающее поведение допрашиваемого с целью отвлечь внимание следствия от других существенных для расследования явлений - это:
демонстрация
Б) ложное алиби
инсценировка
Г) маскировка
Вопрос 6
Ситуация, в которой обоснованно выдвинутая версия неожиданно опровергается противоречащим ей фактором, называется:
A) интроверсия
Б) каузальная атрибуция
B) инсайт
Г) познавательный диссонанс
Вопрос 7
Социально не организованное, не структурированное скопление людей, связанных между собой общим эмоционально-импульсивным состоянием, распространяющимся по механизму психического заражения, - это:
А) группа
Б) нация
В) толпа
Г) диаспора
Вопрос 8
При обыске следователь должен учитывать возможные рассуждения и действия прячущего лица, то есть проявлять...
рефлексивность мышления
Б) выдержку
продуктивность мышления
Г) креативность мышления
Вопрос 9
Мгновенное опознание называется...
сукцессивным
Б) перцептивным
концептуальным
Г) симультантным
Вопрос 10
Бедность эмоционального фона показаний допрашиваемого, схематичность и заученность их вербальной структуры, проговорки в высказываниях, повышенная самореабилитация являются признаками:
A) реминисценции
Б) правдивости показаний
B) ложности показаний
Г) непроизвольных переживаний
Вопрос 11
Композиционный план, логика и психология построения судебной речи, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений составляют:
содержание судебной речи
Б) язык судебной речи
стиль судебной речи
Г) структуру судебной речи
Вопрос 12
Социально-групповое расслоение криминализированной общности носит название:
А) социализация
Б) стратификация
В) адаптация
Г) изоляция
Вопрос 13
Основная психолого-гносеологическая характеристика судебной деятельности состоит в том, что эта деятельность имеет:
познавательно-удостоверительный характер
Б) деонтологическое значение
конфликтный характер
Г) доказательный характер
Вопрос 14
Повышенная внушаемость - это:
сенсорная недостаточность
Б) неадекватная антиципация
суггестивность
Г) сенсибилизация
Вопрос 15
Агрессивность, направленная индивидом на самого себя, являющаяся показателем патологических изменений личности, - это:
экспрессивная агрессия
Б) аутоагрессия
импульсивная агрессия
Г) инструментальная агрессия
Вопрос 16
Зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности - это:
А) астения
Б) смысловой барьер
В) апперцепция
Г) аутизм
Вопрос 17
Склонность индивида приписывать ответственность за негативные результаты своей деятельности либо внешним силам, либо своим личностным особенностям носит название:
конформность
Б) контент-анализ
контроль социальный
Г) локус контроля
Вопрос 18
Неспособность лица нести ответственность за совершенные им антиобщественные деяния в силу болезненного состояния психики, неспособности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими трактуется как:
невменяемость
Б) невроз
навязчивое состояние
Г) некомпетентность
Вопрос 19
Более полное и точное отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с его первичным воспроизведением называется:
релаксация
Б) рефлексия
реминисценция
Г) сенсорная депривация
Вопрос 20
Конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели; переживание крупной неудачи носит название:
фрустрация
Б) экспрессия
экстраверсия
Г) интроверсия
примерная Тематика рефератов
Перспективные направления развития отечественной и зарубежной юридической психологии.
Исследования личности в отечественной и зарубежной психологии.
Механизмы психологической защиты личности в юридически значимых ситуациях.
Психология суицидального поведения.
Исследования мотивации деятельности и личности.
Исследования криминальной субкультуры.
Психология личной безопасности в правоприменительной сфере.
Психодиагностика и разоблачение лжи.
Психология переговоров в арбитражном суде.
Психологические аспекты судебного решения.
Психология деятельности адвоката.
Психология судебной речи.
Социально-правовая идентификация личности.
Общественное мнение о праве.
Зарубежный опыт ресоциализации осужденных и лиц, отбывших наказание.
примерная Тематика дипломных работ
Психологические аспекты вины и юридической ответственности.
Психологические особенности допроса в судебном заседании.
Психология судебных прений.
Профессиональная деформация личности юриста.
Психотехники профессионального общения юриста.
Составление психологического портрета преступника.
Проблема виктимного поведения потерпевшего.
Судебная психологическая экспертиза психических состояний эмоциональной напряженности в уголовном судопроизводстве.
Судебная психологическая экспертиза по делам воспитания детей в гражданском судопроизводстве.
Судебно-психологическая оценка криминальной агрессии.
Психология личности, отбывающей уголовное наказание.
Проблемы ресоциализации осужденных и лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
литература
Основная
Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.
Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*.
Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*.
Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003.
Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Дополнительная
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. – М., 1990.
Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Академика РАМН Т.Б. Дмитриевой и профессора Б.В. Шостаковича. – СПБ.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005.
Анисимков В.М. Криминальная субкультура. Монография. – Уфа, 1997.
Антонян Ю.М. Личность преступника / Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Ассоциация юр. центр. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2004*.
Антонян Ю.М. Мотивация преступного поведения / Антонян Ю.М. // Юридическая психология. 2006. № 1. С. 14 – 18*.
Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М.: Наука, 1991.
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: «ПЕНАТЕС – ПЕНАТЫ», 2000.
Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника / Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б,В. Шостакович; Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2007*.
Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник: Рек. Мин-вом образования РФ / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002*.
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. – М., 1996.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
Барак А. Судейское усмотрение. М.: Норма, 1999.
Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц – СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Блэкборн Р. – М., СПб., Мн.: Питер, 2004*.
Будякова Т.П. Индивидуальность потерпевшего и моральный вред. – СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр «Пресс», 2005*.
Геберт Д., Розенштиль Л. Организационная психология. Человек и организация / Пер. с нем. – Х.: Гуманитарный центр / О.А. Шипилова, 2006.
Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. Дубна, 2005.
Дегтярев С.Л. Развитие конфликтной ситуации при реализации сдубной власти // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 1 (С. 21 – 24), № 2 (С. 9 – 12)*.
Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие: Рек. Мин-вом общ. и проф. образования РФ / Дмитриев А.В. М.: Гардарики, 2001*.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000.
Дядькин Д.С. О некоторых психологических причинах возникновения ошибок при назначении наказания / Дядькин Д.С. // Мировой судья. 2006. № 2. С. 24 – 27*.
Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
Еникеев М. И., Черных Э. А. Психология допроса. М., 1990.
Жегалов Е.А. Психологические основы предупреждения судебных ошибок / Жегалов Е.А. Мировой судья. 2005. № 12. С. 17 – 19*.
Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь, 1994.
Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем / Зарипова Г. // Законность. 2006. № 11. С. 18 – 20*.
Зверев А.Л. Этническая идентичность в условиях политической трансформации постсоветского периода: политико-психологический анализ / Зверев А.Л. // Вестник МГУ. Серия Политические науки. 2006. № 1. С. 27 – 38*.
Зеер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. – М., 1998.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Индивидуальность потерпевшего и моральный вред / Будякова Т.П.; Ассоциация юрид. центр. – СПб., Изд-во Р. Асланова юрид. центр Пресс, 2005*.
История современной психологии / Т. Лихи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
Капинус О.С. Убийства: мотивы и цели. – М.: Изд-во ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2003.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
Кони А.Ф. Обвинительные и судебные речи / Аудиокнига. М.: Студия АРДИС, 2006.
Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – СПб., ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005.
Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2003.
Костина Л.Н. Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних: история и современные проблемы / Костина Л.Н. // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 4. С. 109 – 114*.
Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003.
Кудрявцев В.Н. Генезис преступного поведения. Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1998.
Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
Лебедев Н. Психологические особенности участников уголовного процесса, влияющие на возникновение конфликтов при производстве по уголовным делам / Лебедев Н. // Закон и право. 2008. № 3. С. 68 – 72*.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Леонтьев. – 4-е изд., стер. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. – М.: Смысл, 2003.
Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека / Под общей ред. В.И. Белопольского. – М.: «Когито-Центр», 2002.
Марков И.И. Системный подход к психологическому сопровождению судебной деятельности / Марков И.И., Черевко И.М. // Рос. правосудие. 2008. № 1. С. 99 – 102*.
Мединцев В.А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий / Мединцев В.А. // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 50 – 56*.
Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М.: Генезис, 2005.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005.
Михайличенко Н.А. Тактические средства управления конфликтными ситуациями, возникающими при расследовании уголовных дел / Михайличенко Н.А. // Рос. следователь. 2008. № 4. С. 31 – 34*.
Михалкин Н.В., Черкашина И.Л. Процесс принятия судебных решений. Логико-психологические и методологические подходы: Учеб.-метод. пособие / Михалкин Н.В., Черкашина И.Л.; Рос. академия правосудия. М.: РАП, 2006*.
Молоствов А.В. Жертва преступления. Рязань: Узорочье, 2007.
Мотивация и мотивы / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.
Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.
Налчаджян А.А. Атрибуция, диссонанс и социальное познание. – М.: «Когито-Центр», 2006.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1.
Образцов В.Л. Криминалистическая психология: Методы, рекомендации, практика раскрытия преступлений: Учеб. пособие: Рек. Уч.-мет. Центром «Проф. учебник» / Образцов В.А., Богомолова С.Н.: Фонд содейств. правоохран. орг. «Закон и право». – М.: Юнити, Закон и право, 2002*.
Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002.
Параскевова С.А. Определение гражданско-правового конфликта / Параскевова С.А. // Гражданское право. 2006. № 3. С. 17 – 21*.
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001.
Плевако Ф.Н. Нашумевшие уголовные процессы / Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2006.
Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. – М., 2000.
Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии. – М., 2000.
Положий Б.С., Гладышев М.В. Основные тенденции динамики частоты суицидов в России: Аналитический обзор. – М.: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2007.
Преступная толпа. – М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1999.
Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы: Монография. – М.: НИИ ФСИН России, 2008.
Прыгунов П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение. – Киев, 2000.
Психология криминального поведения / Р. Блэкборн. – СПб.: Питер, 2004.
Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2003.
Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Ратинова Н.А. Психологические основы расследования преступлений, совершенных по неосторожности: науч.-метод. пособие / Ратинова Н.А.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005*.
Расстройства сексуального поведения. – Под ред. проф. А.А. Ткаченко. – М.: «Медкнига», 2008.
Ресоциализация лиц, отбывающих наказания, и их социальная адаптация после освобождения (Венгрия, Великобритания, Швеция, Финляндия, ФРГ): Обзорная информация ГИЦ МВД СССР. – М., 1991. – Вып. 5.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие: рек. Мин-вом образования РФ / Рубинштейн С.Л. М., СПб., Мн.: Питер, 2005*.
Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006.
Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. – М.: Гардарика, Смысл, 1998.
Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-психологическое исследование. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001*.
Ситковская О.Д. Использование психологических познаний для определения общих условий уголовной ответственности: науч.-метод. пособие / Ситковская О.Д.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005*.
Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-практическое руководство. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002.
Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000.
Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб.: Питер, 2003.
Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / Сост. Белинская Е.Л., Тихомандрицкая О.А. М.: Аспект Пресс, 1999*.
Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Тазин И.И. Мотивационно-смысловая сфера личности преступника и ее значение в судебно-следственной практике: Монография / Тазин И.И.; Рос. акад. правосудия. М.: РАП, 2008*.
Ткаченко А.А. Судебная психиатрия. Консультирование адвокатов. Изд-во 2-е, доп. и перераб. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.
Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2003.
Тэрнер Дж. и др. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2.
Ушатиков А.И. Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. И доп. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. – Рязань, 2001.
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. (Большая университетская библиотека).
Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002.
Хрестоматия по общей психологии, Психология мышления: Учеб. пособие / Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. М.: Изд-во МГУ, 1981*.
Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004*.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.
Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. – М.: Право и Закон, 1996.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов. – ИКД «Зерцало-М», 2002.
Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2007.
Юридическая психология / Под ред. А.Р. Ратинова, Г.Х. Ефремовой. – М., 1998.
Юридическая психология: Сб. науч. трудов. – М., 1998.
Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. М.: Практика, 1997.
Справочная
Большой толковый психологический словарь (The Penguin): В 2-х т. / Сост. Ребер А. – 2-е изд. М.: Вече, АСТ, 2000*.
Кордуэлл М. Психология: А – Я: Словарь-справ. / Кордуэлл М.; Пер. с англ. Ткаченко К.С. М.: Фаир-Пресс, 2000*.
Немов Р.С. Психология: Словарь-справ.: В 2-х ч. М.: Владос-Пресс, 2004*.
Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006.
Словарь-справочник по социальной психологии / В.Крысько. – СПб.: Питер, 2003.
Методическая
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.
Либин А.В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм / А.В. Либин, А.В. Либина, В.В. Либин. – М.: Эксмо, 2008.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2006.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 2001.
Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Вопросы для подготовки к зачету
Методологические основы и структура юридической психологии.
Развитие юридической психологии в России в xx в.
Актуальные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в xx в.
Классификация психических явлений.
Личность в психологии и праве.
Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.
Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний.
Виды и процессы памяти.
Мышление как категория в юридической психологии.
Роль воображения в деятельности юриста.
Виды и свойства внимания.
Свойства и виды эмоций и чувств.
Волевые состояния и волевые качества личности. Понятие «порока воли» в праве.
Психологическая характеристика и виды тревожности.
Причины, виды и фиксация фрустрации.
Понятие и фазы стресса.
Проявления и последствия ПТСР.
Уголовно-правовое значение аффекта, его виды.
Основные свойства типов темперамента, их значение для правоприменительной сферы.
Характер как социальный аспект личности.
Акцентуации характера.
Мотивационная сфера личности.
Индивидуально-психологические свойства личности как факторы ее криминализации.
Предмет и компетенция судебной психологической экспертизы (СПЭ). Классификация СПЭ.
Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве.
Предметные виды судебной психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.
Психологические аспекты виктимного поведения.
Психологические теории криминализации личности.
Мотивы, цели и поводы преступления.
Психологические портреты отдельных категорий преступников.
Криминогенный комплекс. Психологическая структура преступного деяния.
Психология криминальной агрессии.
Психология умышленного, неосторожного и импульсивного преступного деяния.
Психологические особенности преступности несовершеннолетних.
Социально-психологические характеристики преступной группы. Классификация преступных групп.
Особенности организованной преступной группы.
Понятие и функции криминальной субкультуры.
Структура и содержание криминальной субкультуры: регулятивные, атрибутивные и эмоциональные элементы.
Специфика профессиональной деятельности юриста.
Профессиональные требования, предъявляемые к личности юриста.
Профессиональная деформация личности юриста.
Психология осмотра места происшествия.
Составление психологического портрета преступника.
Психология обыска и выемки.
Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия.
Психология допроса.
Психодиагностика и разоблачение лжи.
Психологическая характеристика деятельности судьи.
Психология деятельности прокурора.
Психологические особенности деятельности адвоката.
Психологические особенности судебного решения.
Психологические особенности суда присяжных.
Направленность и специфика коммуникативной деятельности в судебном заседании.
Психология судебных прений.
Психология свидетелей и потерпевших в судебном заседании.
Психология подсудимого.
Правовая психология: основные категории, факторы формирования.
Правосознание: формы, уровни, структура и функции.
Психологические основы ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений.
Психология личности, отбывающей наказание в виде лишения свободы.
Учебное издание
Юридическая психология
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
(специальность 030900.62 Юриспруденция
квалификация «бакалавр»
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Содержание
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел 1.
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере.
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение.
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3.
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация.
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве.
- Раздел 4.
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности.
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния.
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения.
- Тема 4.4. Криминальная субкультура.
- Раздел 5.
- Тема 5.1. Психология личности юриста.
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая).
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности.
- Раздел 6.
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве.
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании.
- Вопрос 1