logo search
Ответы ММП

Вопрос 1: Правовой режим международных проливов

Понятие международных проливов. Международные проливы соединяют моря, омывающие берега различных государств, и играют большую роль в международном судоходстве. Проливы, ведущие к внутренним водам прибрежного государства, если оба их берега принадлежат этому государству, считаются внутренними водами.

Международные морские проливы делятся на две основные группы: а) морские пути, соединяющие открытые моря (например, Гибралтарский и Магелланов проливы); б) морские пути, соединяющие открытое море с замкнутыми морями (например, Балтийские проливы).

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. подтверждается общепризнанная норма международного права относительно свободы транзитного прохода всех судов и пролета летательных аппаратов. Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны1.

Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает прохода через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с таким проливом.

Положение о транзитном проходе не применяется, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью. Данное положение правомерно лишь в том случае, когда в сторону моря от острова имеется удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытое море или в исключительной экономической зоне.

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты должны без промедления следовать через пролив или над ним. Они обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом. Суда при транзитном проходе соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, а также международные правила по предотвращению загрязнения с судов.

При транзитном проходе летательные аппараты должны соблюдать правила полетов, установленные ИКАО, постоянно контролировать радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. разрешает проливным государствам принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы. Эти акты могут касаться всех или одной из следующих проблем:

Иностранные суда обязаны соблюдать такие правила. Однако указанные законы и правила не должны допускать дискриминацию по форме или по существу между иностранными судами. Кроме того, применение этих правил не должно сводиться к лишению, нарушению или ущемлению права транзитного прохода.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и определять схемы разделения движения для судов. Такие морские коридоры или схемы разделения движения должны соответствовать общепринятым международным правилам.

В соответствии со ст. 44 Конвенции 1982 г. государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над ним.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливом.

Наряду с транзитным проходом в международных проливах существует режим мирного прохода. Однако такой режим применяется в проливах лишь в следующих случаях: а) если проливы исключены из сферы применения режима транзитного прохода; б) если такие проливы находятся между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков проливов, используемых для международного судоходства. В международном судоходстве наиболее активно используются Гибралтарский, Черноморские, Балтийские, Малаккский, Сингапурский, Ла-Манш, Датские, Па-де-Кале и Дальневосточные проливы.

Черноморские проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море имеют очень важное экономическое и военное значение для всех черноморских государств.

В настоящее время правовой режим проливов регулируется подписанной в 1936 г. в Монтрё Конвенцией, участниками которой являются Россия, Турция, Болгария, Румыния, Греция, Великобритания, Франция, Украина, Кипр, Италия, Япония и др. Конвенцией провозглашается полная свобода торгового судоходства как в мирное, так и в военное время (если Турция является воюющей стороной, то правом свободного прохода пользуются только суда стран, не оказывающих содействия противнику Турции)1.

Конвенция 1936 г. разрешает нечерноморским державам проводить через проливы только легкие военные корабли водоизмещением до 10 тыс. т по предварительному уведомлению турецкого правительства. Общий тоннаж всего военного флота нечерноморских держав, который может находиться в состоянии транзита через проливы, ограничивается 15 тыс. т, число одновременно проходящих кораблей — 9, общий тоннаж военного флота нечерноморских держав в Черном море — 30 тыс. т (при возможности его увеличения до 45 тыс. т с ростом тоннажа военно-морских сил черноморских стран). Предельный срок пребывания кораблей нечерноморских держав в Черном море — 21 сутки. Для прохода через проливы военных кораблей черноморских стран ограничений тоннажа не предусмотрено. Подводные лодки должны проходить проливы в надводном состоянии, а линейные и другие крупнотоннажные корабли — поодиночке в сопровождении не более двух миноносцев.

Конвенция 1936 г. не обеспечивает в должной мере законных интересов черноморских государств. Установленный в Монтрё режим проливов предусматривает некоторые ограничения для прохода военных кораблей черноморских государств, признает за всеми странами — участницами Конвенции право на определение режима Черного моря, несмотря на то что некоторые из них (например, Великобритания, Франция и др.) не являются черноморскими державами.

Еще на Потсдамской конференции в 1945 г. было признано, что Конвенция о проливах, заключенная в Монтрё, должна быть пересмотрена как не отвечающая современным условиям.

Порядок прохода судов через проливы регламентируется многочисленными правилами турецкого правительства и обязательными постановлениями портов.

Капитан судна должен заблаговременно, но не менее чем за 24 ч до прихода к проливу Босфор из Черного моря или к проливу Дарданеллы из Эгейского моря, дать радиограмму агентирующей фирме в порт Стамбул, указав название судна, Гринвичское время подхода, следует ли судно проливами транзитом или зайдет в один из турецких портов.

Вопрос №2 билет №11

Лоцманская служба.

Одним из неотъемлемых элементов системы обеспечения безопасности мореплавания является лоцманская проводка. В соответствии со ст. 86 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды.

Лоцманская проводка судов в РФ осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.Морской лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства и иными правовыми актами РФ.

Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством РФ. На лоцмана возлагается выполнение обязанностей публично — правового характера. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:

Министерство транспорта РФ осуществляет контроль за деятельностью государственных лоцманских служб в морских портах, а также контроль в отношении негосударственных организаций лоцманов. В порядке осуществления такого контроля Министерство, в частности, вправе решать:

будут ли и в каком объеме морские лоцманы таких организаций осуществлять обязательную проводку судов, если такая проводка установлена в соответствующем районе или в отношении определенных судов;

В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет право осуществлять плавание без лоцмана, если только судно не относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки.

Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются капитанами морских портов.

В районах, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан судна может взять лоцмана, если он найдет это необходимым.

Лоцманские службы в РФ независимо от их правового статуса являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.

Все лоцманские организации лицензируются и их работа контролируется органами государственного надзора капитанами портов. Официальным языком при лоцманской проводке является русский или английский.

Морские лоцманы могут входить (объединяться) в лоцманские службы портов и гидротехнических баз, а также в самостоятельные лоцманские организации.

Деятельность ледовых лоцманов на трассе Северного морского пути и лоцманов открытого моря регламентируется соответствующими положениями о них.

Лоцманские организации осуществляют свою деятельность на основании КТМ РФ, Положения о морских лоцманах России, собственного Устава лоцманской организации, согласованного с органом государственного надзора и утвержденного в установленном порядке, других законодательных и подзаконных актов по безопасности мореплавания.

По вопросам обеспечения безопасности мореплавания лоцманские службы непосредственно подчиняются капитану порта.

Любая лоцманская служба (организация) должна иметь сертификат на право осуществления своей деятельности, выданный органом, осуществляющим надзор за торговым мореплаванием.

Сертификат на право деятельности лоцманской службы может быть изъят органом, его выдавшим, в случаях грубых нарушений требований нормативных актов по безопасности мореплавания или до представления капитана порта.

Не допускается работа двух или более лоцманских служб на одном участке лоцманской проводки.

Лоцманские службы содержатся за счет лоцманских сборов, используемых на развитие и обеспечение их деятельности. Лоцманские службы осуществляют свою деятельность на основе полной финансово-экономической самостоятельности.

Тарифы на лоцманскую проводку разрабатываются и устанавливаются лоцманскими организациями и согласовываются с Министерством транспорта РФ.

Устанавливаются следующие квалификационные лоцманские категории:

а) морской лоцман 2 класса;

б) морской лоцман 1 класса.

Морскими лоцманами могут быть граждане РФ, имеющие высшее или среднее судоводительское образование и звание не ниже капитана малого плавания и имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы лоцманом.

Присвоение квалификации категории «морской лоцман 2 класса» кандидату в лоцманы производится в следующем порядке:

Лоцманские сертификаты выдаются лоцманам, сдавшим экзамен, капитаном морского порта.

Лоцманский сертификат является бессрочным и требует подтверждения не реже одного раза в пять лет путем прохождения курсов повышения квалификации и тренажеров, либо при повышении категорий.

Факт выдачи лоцманского сертификата не предполагает какой-либо ответственности органа, выдавшего сертификат, за любой ущерб, причиненный любым действием (бездействием лоцмана).

Присвоение квалификационной категории морского лоцмана 1 класса лоцманам 2 класса осуществляется по представлению руководителя лоцманской службы при условии безупречной, безаварийной работы их в должности лоцмана сроком не менее пяти лет и успешной сдачи экзамена в квалификационной комиссии под председательством капитана порта. Все лоцманы, осуществляющие проводку в районах действия систем управления движения судов (СУД С), должны пройти стажировку в течение не менее семи дней на СУДС в качестве лоцмана-оператора.

Никто не может выполнять функции морского лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки, не имея соответствующего сертификата, выданного уполномоченным государством должностным лицом (капитаном морского торгового порта).

Любой аттестованный лоцман, проявивший халатность или неспособность к выполнению своих обязанностей, отказывающийся проводить судно, кроме как по объективным причинам (реальной опасности или запрета в правилах и т.п.) подлежит временному отстранению от проводок без изъятия сертификата либо увольнению со службы.

В случае увольнения по вышеуказанным причинам сертификат лоцмана теряет юридическую силу и подлежит сдаче органу, его выдавшему.

Количество лоцманов в районе лоцманской проводки определяется руководством лоцманской службы по согласованию с органом государственного надзора с учетом количества работ, подлежащих выполнению в данном районе, и необходимостью затраты объема рабочего времени на переподготовку, стажировку и обучение лоцманов. Количество стажеров не должно превышать 10% от числа действующих лоцманов. Режим рабочего времени лоцманов устанавливается руководством службы в соответствии с действующим законодательством.

В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет права осуществлять плавание без морского лоцмана.

В районах необязательной лоцманской проводки капитан судна имеет право, если найдет это необходимым, взять на судно лоцмана с отнесением расходов за счет судовладельца.

Время проводки (круглосуточно, в светлое время суток, с полной водой и т.п.) определяется капитанами морских портов и объявляется в обязательных постановлениях по морским портам или в местных правилах.

Капитан морского порта вправе запретить проводку судов, когда безопасной проводке препятствуют гидрометеорологические обстоятельства (плохая видимость, шторм, ледовые условия и т.д.), а также при наличии других обстоятельств.

Порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта.

Ответственность за аварийные случаи, происшедшие по вине морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет лоцманская организация, которой подчинен лоцман. Эта ответственность ограничивается десятикратной стоимостью лоцманского сбора, причитающегося за данную проводку судна.

Ни морской порт, ни независимые организации лоцманов не несут ответственности за вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения лоцманской проводки перед третьей стороной.

Если капитаном судна заявка на лоцмана подана в сроки, указанные в обязательном постановлении по порту, лоции или местных правилах, лоцман должен прибыть на судно к указанному в заявке времени. В случае невозможности прибытия лоцмана к указанному сроку, агент судна, дежурный диспетчер порта или инспекции государственного надзора (ИГН) обязаны сообщить капитану судна о времени и месте прибытия лоцмана.

Вместе с лоцманом на судно может быть направлен лоцманский стажер.

Если судно, следующее в порт, не прибыло к месту приема лоцмана в указанное в заявке капитаном время, лоцман, направленный на это судно, может быть использован по другому назначению. Опоздавшее судно в таких случаях обеспечивается лоцманской проводкой в порядке очереди.

Капитан судна обязан обеспечить быстрый и безопасный прием лоцмана и стажера на борт судна и не допустить при этом повреждений лоцманского бота. Во время приема и высадки лоцмана и стажера капитан судна должен держать связь с лоцманским ботом (судном) и согласовывать с ним свои действия. С момента прибытия лоцмана и до ухода его на судне должен быть поднят флажный сигнал по Международному своду сигналов « Н « (Hotel) — «У меня на борту есть лоцман».

Если во время проводки с лоцманом или стажером произойдет несчастный случай, судовладелец обязан возместить причиненный ущерб в порядке и размере, установленных законом государства, под флагом которого плавает судно, нормами международного права или законодательством России (по выбору истца (потерпевшего) или его правопреемников).

В случае непогоды, когда невозможно высадить лоцмана с лоцманского бота на идущее с моря судно, по согласованию с капитаном последнего лоцман может осуществить проводку методом лидирования до места, где можно будет безопасно принять лоцмана на борт судна. Метод лидирования по согласованию с капитаном судна может быть применен и при выводе судна из порта. Между судном и лоцманским ботом при этом должна быть обеспечена надежная связь. Метод лидирования должен быть также согласован со службой движения судов.

Прибывший на судно лоцман обязан предъявить лоцманский сертификат и вручить капитану лоцманскую квитанцию. Капитан судна должен заполнить квитанцию, удостоверив все данные, внесенные в нее, своей подписью и судовой печатью. При необходимости капитан судна дополнительно может указать в квитанции свои замечания относительно обстоятельств, касающихся проводки судна лоцманом.

В период нахождения на борту судна лоцмана и стажера капитан обязан безвозмездно предоставлять им отдельное помещение и питание наравне с лицами командного состава.

Капитан судна обязан по требованию лоцмана предоставлять ему в бесплатное пользование судовую радиостанцию для связи по вопросам его служебной деятельности.

При возникновении обстоятельств, отражающихся на безопасности лоцманской проводки (ухудшение видимости, туман, уменьшение глубин на фарватере и т.п.), капитан судна обязан по требованию лоцмана использовать средства судового электрорадионавигационного оборудования (эхолот, радиолокатор, радиопеленгатор и др.), а при наличии в районе лоцманской проводки СУДС воспользоваться ее услугами.

Присутствие лоцмана на судне не снимает с капитана ответственности за управление судном. Лоцман является только советчиком капитана. Последний использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Все приказания рулевому и в машину капитан отдает лично. Если же в целях ускорения выполнения маневра капитан разрешает лоцману самому отдавать приказания, то и в этом случае они будут считаться как выполненные по приказанию капитана, за которые последний несет ответственность.

В случае ухода капитана с мостика он обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.

Если капитан, приняв на судно лоцмана, не будет следовать его рекомендациям, последний имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна. Лоцман обязан потребовать, чтобы об этом было записано в судовом журнале и в лоцманской квитанции. Кроме того, лоцман должен, по возможности немедленно, сообщить о происшедшем в портнадзор. Однако и после отказа от проводки лоцман обязан оставаться на мостике и, если капитану потребуются сведения, необходимые для безопасного плавания, он обязан сообщать их. Если же капитан потребует, чтобы лоцман возобновил проводку, то он не вправе отказаться и обязан продолжить проводку.

В случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг. При этом в районе необязательной лоцманской проводки он может, а в районе обязательной проводки обязан вызвать другого лоцмана. В последнем случае, по возможности, капитан должен остановить движение своего судна.

Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно прежде, чем оно не будет в безопасном месте поставлено на якорь, ошвартовано, выведено в море или пока лоцман не будет сменен другим лоцманом.

Штатное место оставления судна лоцманом в море может быть изменено по условиям погоды или другим причинам, о чем капитан должен быть своевременно поставлен в известность.

С судов, пользующихся услугами морских лоцманов, в том числе и при методе лидирования, взимается лоцманский сбор в установленном порядке. Это относится и к случаям, когда один лоцман осуществляет проводку нескольких судов, следующих друг за другом. Основанием для взыскания с судна лоцманского сбора служит лоцманская квитанция, подписанная капитаном судна, или радиотелеграфное подтверждение.

За неправильное объявление наибольших длины, ширины, высоты судна (для расчета модуля) и наибольших осадки и высоты надводного борта капитан судна обязан уплатить штраф в размере двукратной ставки причитающегося лоцманского сбора, независимо от установленной законом ответственности за последствия, которые могут произойти из-за указания неверных сведений.

В случае, если лоцман и лоцманский стажер увезены проводимым судном за пределы обслуживаемого района, капитан обязан возместить лоцману и стажеру стоимость обратного проезда (стоимость билета на том или ином виде транспорта, суточные за время возвращения и при необходимости стоимость проживания в гостинице) и, кроме того, уплатить за каждые сутки пребывания их за пределами района лоцманской проводки лоцманское вознаграждение, считая со дня оставления района по день возвращения лоцмана и стажера к месту постоянной работы.

Капитан судна обязан уплатить лоцманской организации особое вознаграждение в установленном размере в случае, когда лоцман задерживается на судне свыше одного часа вследствие необходимости догрузки или разгрузки судна, неисправности судовых механизмов, ожидания полной воды, нахождения судна в карантине и других обстоятельств, если они не вызваны действием непреодолимой силы.

В целом положения российского законодательства, регламентирующие лоцманское дело, соответствуют нормам международного права.

Билет №12