logo search
Философские словари / НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / А

Ат-таухиди-см. ТаухЫи. Ат-тафтазанй -см. Тафтаз'ани.

АТТИК ('Атпкбс,) (2-я пол. 2 в.) — греческий философ-платоник. Согласно Евсевию-Иерониму (Chron. 01. 231), его расцвет приходится на 176. Вероятно, именно Аттик возглавил восстановленную в этом году Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Его цитиру­ют перипатетики (Александр Афродисийский, анонимный комментатор «Никомаховой этики») и хорошо знают пла­тоники: усматривается влияние Аттика на Галена, его со­чинения читались в кружке Плотина (Porph. V. Plot. 14), его мнения приводят Порфирий, Ямвлих, Сириан, Прокл, Дамаский, Симгошкий, Иоанн Филопон; обширные цита­ты из сочинений Аттика у Евсевия, «прославленным» (toXiji;) называет его христианский софист Эней из Газы. Аттик—автор полемического трактата «Против пытаю­щихся объяснить платоновское учение через аристотелев­ское»; вероятно, у него было специальное сочинение, по­священное космической душе; есть ссылки на его коммен­тарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а так­же к «Категориям» Аристотеля.

Аттик—представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэто­му он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника К. Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения Аттика. Порядок частей философии, принимаемый им,—этика, физика, логика (ср. Евдора Александрийского). Первен­ство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (ко­торой, по Платону, одной достаточно для блаженства), и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель (фрг. 1—2; 7 Des Places). В области физики Аттик —как и Плутарх из Херонеи — сторонник временного понимания демиургического мифа «Тимея». При этом он считает, что до вмешательства деми­урга неупорядоченная материя, движимая злой душой, су­ществовала вечно, а демиург привел ее в порядок (фрг. 4; 23). Проблема творения мира связана для Аттика с учени­ем о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок («Тимей» 41Ь), и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, как и любой другой ремесленник, прежде чем создать вещи мыслит их; эти «мысли божьи» (та той беой vorluata) — бестелесные, умопостигаемые, вечно самотож­дественные образцы, или идеи (фрг. 9). Идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан (фрг. 40), согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа (фрг. 8).

Аттик подчеркивает, что мир состоит из четырех элемен­тов, отвергая аристотелевский эфир (фрг. 5). Критика эфи­ра для Аттика принципиальна: называя эфир неаффициру-емым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона (фрг. 14)t

Фрагм.: Fragments. Texte et trad, par ed. Des Places. P., 1977. Лит.: Baltes M. Zur Philosophie des Platonikers Attikos.—Blume H.-D, (ed.). Platonismus und Christentum: Festschrift fur H. Dorrie. Miinster, 1983, S. 38—57; Moreschini C. Attico: una figura singolare del medioplatonismo.—ANRW II 36, 1. В., 1987, p. 477—91. См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. Шичалш