Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
Л.А.Дольникова,
зав.кафедрой государственного и административного права БАГСУ
При анализе положений действующей Конституции Республики Башкортостан можно заметить, что она обеспечивает необходимые условия для воспрепятствования превращению какого-либо органа государственной власти в орган, неподконтрольный народу, игнорирующий другие органы государственной власти. Этому способствуют закрепленные в Конституции Республики Башкортостан основы взаимоотношений органов государственной власти республики.
Исключительно важную роль в государственном механизме Башкортостана играют взаимоотношения Президента Республики Башкортостан с другими органами государственной власти. На первый план здесь выходят его взаимоотношения с Государственным Собранием. В литературе справедливо отмечается, что отношения Парламента и Президента -центральный «нерв» государственного механизма стран, имеющих президентское правление.
Президент Республики Башкортостан ежегодно обращается кПарламенту республики с Посланиями обосновных направлениях внутренней и внешней политики. О важностиПосланий свидетельствует тот факт, что для ихзаслушивания Конституцией предусмотрены совместные заседания Палат Государственного Собрания Республики Башкортостан. ЕжегодныеПосланияПрезидента Республики Башкортостан не являютсянормативными актами, поэтому они не обязательны для исполнения органами государственной власти. Но несмотря на это ихсодержание оказывает большое влияние на законодательный орган, поскольку в них определяются первоочередные задачи в области законотворчества. Послания позволяют выработать единую позицию Президента Республики Башкортостан и Государственного СобранияРеспублики Башкортостан по программе действий на предстоящий период.
Сотрудничество Президента и Государственного Собрания особенно ярко проявляется в процессе рассмотрения законов. Президент Республики Башкортостан согласно статье 95 Конституции Республики Башкортостан обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесе-
ниязаконопроектов в Законодательную палату Государственного Собрания Республики Башкортостан. Реализуя это право, Президент совместно с Государственным Собранием решает задачи в области законотворчества, поставленные в ежегодных Посланиях. |
Президент Республики Башкортостан принимает активное участи? в ходерассмотрения законопроектовв Палатах ГосударственногоСобрания. Онможет лично или черезсвоего полномочного представителя в Парламенте высказать свое мнение относительно того или иного законопроекта, сделать предложение о внесении в него изменений и дополнений.Этопозволяет устранить разногласия между Президентом и Государственным Собранием до принятия закона. -1
Президент Республики Башкортостан имеет право отклонить при" нятый закон, направив его в Государственное Собрание на повторное рассмотрение. Палаты Государственного Собрания в установленном законом порядке рассматривают данный закон, и если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в прежней редакции большинством - не менее двух третей голосов от общего числа депутатов обеих Палат, то в течений семи дней он подписывается Президентом и подлежит обнародованию. I
Таким образомПрезидент Республики Башкортостан и Государственное Собрание Республики Башкортостан активно взаимодействуют, между собой на всех стадиях законодательного процесса а
Иногда жизнь требует срочного восполнения пробела в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательной регламент тации, и Президент вынужден принимать по этим вопросам указы, действие которых носит временный характер до принятия соответствующего закона. Такие действия Президента неоднозначно воспринимаются общественностью. Для того, чтобы была снята острота проблемы, представляется, что было бы правильным принятие Государственным Собранием Республики Башкортостан решения о поручении Президенту урегулирования таких отношений. Делегированное законодательство применяется в ряде стран (например, Индия).
Президент и Государственное Собрание совместно решают вопросы об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Башкортостан.
Президент и Государственное Собрание вступают во взаимоотношения между собой при назначении на ряд ключевых государственных должностей. Так, назначение на должность Премьер-министра Республики Башкортостан осуществляется совместно Президентом и Парламентом. Совместно они решают и вопросы о назначении на должности судей Кон-
ституционного суда Республики Башкортостан, а также других судей, Прокурора Республики Башкортостан
Конституция Республики Башкортостан предусматривает необходимость выработки согласованной позиции Президента и Государственного Собрания по важнейшим вопросам кадровой политики.
Президент иГосударственное Собраниевзаимодействуют междусобой и в вопросах обеспечениябезопасности граждан. Привведениичрезвычайного положения вРеспублике Башкортостан или в ее отдельных местностях ПрезидентРеспублики Башкортостан обязан сообщить об этом Государственному Собранию в срокне позднееодних суток.
Государственное Собрание Республики Башкортостан согласно Конституции Республики Башкортостан имеет определенные рычаги воздействияна Президента Республики Башкортостан. В соответствии с пунктом 11статьи 88 Конституции Государственное Собрание РеспубликиБашкортостан можетрешить вопрос одоверии Президенту Республики Башкортостан и его отставке.
Конституция Республики Башкортостан не предусматривает возможность роспуска Президентом Парламента. Представляется, что было бы правильным для обеспечения системы сдержек и противовесов в системе органов власти Башкортостана закрепление в Конституции республики при определенных обстоятельствах возможности роспуска Президентом Государственного Собрания,
Конституционные положения, касающиеся взаимоотношений Президента и Государственного Собрания, дают основание говорить о том, что эти государственные органы, самостоятельно осуществляя свои функции и полномочия, взаимодействуют между собой по многим важным политическим и правовым вопросам. При этом решение некоторых вопросов возможно только при наличии единой позиции Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система