logo search
учебник / Сахнова Т

Глава первая. Понятие гражданского процессуальногоправа и гражданского процесса

§ 1. Формы защиты субъективных прав и законных интересов (1) § 2. Сущность судебной защиты. Понятие и признаки правосудия (17) § 3. Понятие гражданского процесса. Предмет гражданского процессуального права (32) § 4. Понятие гражданского процессуального права. Гражданская процессуальная форма (44) § 5. Виды производств в гражданском процессе. Стадии гражданского процесса. Судебные процедуры (55) § 6. Метод гражданского процессуального права (77)

§ 1. Формы защиты субъективных прав и законных интересов

Судебная защита прав, свобод и законных интересов - одно из великих достижений цивилизации, организованной в общество. И если право, по элегантному определению Цельса, есть искусство доброго и справедливого ("ius est ars boni et aequi"*(1)), то правосудие, утверждает Ульпиан, есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право: Iustitia est constans et perpetua voluntas ius cuique tribuendi*(2). Защита гражданских прав и право исторически породили друг друга - и субъективное право есть в известной мере порождение цивилистического процесса. Несмотря на смену веков и времен, эта глубинная онтологическая взаимосвязь защиты и объекта защиты продолжает оказывать влияние на развитие современных форм защиты прав и законных интересов.

Гражданское процессуальное право создает алгоритм судебной защиты по гражданским делам, юридический механизм реализации конституционного права на судебную защиту в гражданском судопроизводстве. Однако судебная защита не исчерпывается гражданским судопроизводством - судебная власть осуществляется согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть также не тождественна судебной защите, а типы судопроизводств, названные ст. 118 Конституции РФ, еще не предопределяют форм защиты прав и законных интересов*(3).

Что же следует понимать под формами защиты?

В процессуальном законодательстве отсутствует дефиниция "формы защиты". Основания для ее определения имеются в Конституции РФ, закрепляющей основы построения судебной системы, формы осуществления судебной власти (гл. 7 "Судебная власть"). Статья 11 ГК "Судебная защита гражданских прав" гласит:

"1. Защиту нарушенных и оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд".

В ст. 11 ГК категория "судебная защита" используется как собирательная. По Конституции РФ судебная власть осуществляется через деятельность системы государственных судов - судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Термин "суд" применительно к третейским судам условен: это, как увидим далее, негосударственная (не судебная в строгом понимании) форма защиты.

В современных учебниках категория "форма защиты" определяется как процессуальная: ею обозначают устанавливаемую законом деятельность компетентных органов по защите права, порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом*(4). В основе предлагаемых дефиниций- категории "деятельность", "процедура". Онтологически это верно. Но следует учитывать: в нашей стране формы защиты исторически развивались - наглядно в XX в. - не столько в зависимости от специфики деятельности по защите, сколько в соответствии с развитием системы юрисдикционных органов. Формы защиты, в первую очередь, соотносились с органом защиты, а не с особенностями деятельности по защите.

Очевидной иллюстрацией могут служить положения гл. 7 Конституции РФ, закрепляющей основы судебных форм защиты. С одной стороны, ч. 2 ст. 118 Конституции РФ гласит: "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". Это - деятельностный подход. С другой стороны, ст. 126-127 Конституции РФ предусматривают самостоятельное и независимое существование системы судов общей юрисдикции во главе с ВС РФ и системы арбитражных судов во главе с ВАС РФ. Однако в ст. 118 Конституции РФ арбитражное судопроизводство в качестве формы судебной власти не названо. АПК оперирует иным термином: "судопроизводство в арбитражных судах", а в доктрине все чаще судопроизводство в арбитражных судах определяется как гражданское судопроизводство*(5). В то же время не подвергается сомнению, что судебная защита прав и интересов арбитражными судами есть самостоятельная форма защиты - в силу конституционных положений ст. 127 Конституции РФ.

Итак, обратим внимание: в России единой судебной формы защиты нет, имеются судебные формы защиты*(6).

Согласно Конституции РФ существуют две самостоятельные судебные формы защиты прав и законных интересов: посредством судов общей юрисдикции и посредством арбитражных судов. Это - государственная юрисдикция. Говоря о судебной форме защиты, мы говорим именно о государственной юрисдикции, осуществляемой посредством двух самостоятельных судебных форм защиты.

Принципы и общий порядок судопроизводства определены Конституцией РФ и ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"*(7). Процессуальная деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по защите регламентируется, в первую очередь, соответствующими процессуальными кодексами: Гражданским процессуальным кодексом РФ*(8) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ *(9), а также принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (например, ФЗ от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"*(10), ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(11)). В делах с "иностранным элементом" значительна роль процедурно-процессуальных норм, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Самостоятельную форму защиты представляет собой деятельность третейских судов. По своей сущности это негосударственная форма защиты, и к числу собственно судебных не относится. Деятельность третейских судов регламентирована ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"*(12), Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"*(13).

К негосударственной (общественной) форме защиты, применяемой по отдельным категориям индивидуальных трудовых споров, относятся комиссии по трудовым спорам (КТС), создаваемые и действующие в соответствии с правилами, установленными Трудовым кодексом РФ.

Пункт 2 ст. 11 ГК называет административную форму защиты гражданских прав, используемую только в случаях, прямо указанных законом. Однако защита гражданских прав и интересов в административном порядке противоречит их природе, и в настоящее время случаи ее применения в цивилистической сфере крайне редки. С известной долей условности в качестве примера можно назвать спор о новизне изобретения (отсутствие новизны повлекло отказ в выдаче патента), который подлежит рассмотрению Палатой по патентным спорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности*(14). Но и здесь о самостоятельности административной формы защиты гражданских прав говорить не приходится - решение Палаты по патентным спорам может быть обжаловано в суд.

Особое место занимает Конституционный Суд РФ. По своей природе это орган конституционного контроля. В число его задач входит защита основных прав и свобод граждан (ст. 3 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"*(15)).

Подчеркнем: речь идет о конституционных правах и свободах, которые и защищаются особыми способами - не рассмотрением и разрешением споров о праве, а проверкой конституционности примененного или подлежащего применению закона.

Деятельность Конституционного Суда РФ есть реализация судебной власти (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ), однако ее назначение по сравнению с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов иное: не предоставить судебную защиту субъективному гражданскому праву или законному интересу, а обеспечить должную реализацию судебных форм защиты особыми способами, присущими только деятельности Конституционного Суда РФ. Можно утверждать, что посредством конституционного контроля защищается само право на судебную защиту как конституционное право, закрепленное ст. 46 Конституции РФ.

От форм защиты следует отличать деятельность по охране бесспорных прав и законных интересов, которую осуществляют нотариусы и другие должностные лица, имеющие полномочия на совершение нотариальных действий.

Необходимо различать формы защиты и материально-правовые способы защиты, на которые указывает (не исчерпывающим образом) ст. 12 ГК: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; признание оспоримой сделки недействительной, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или акта органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда и др.

Основными формами защиты субъективных гражданских прав и законных интересов являются судебные (государственные) формы: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Это объективно обусловлено соответствием природы подлежащих защите прав и интересов природе юрисдикционного органа - суда. Гражданские правоотношения, по поводу которых возник спор, характеризуются равноправием субъектов и диспозитивностью их прав. Природа судебных форм защиты корреспондирует природе спорных гражданских правоотношений.

"Спор о праве гражданском" не синоним понятию "гражданское дело". "Гражданское дело" - собирательная категория, отграничивающая гражданские дела от уголовных. Гражданское дело - это любой спор о праве или правовой спор, рассматриваемый в порядке гражданской юрисдикции. Гражданское дело возникает:

из гражданских в узком смысле отношений (т.е. отношений, регулируемых ГК);

из гражданских в широком смысле отношений (т.е. отношений, характеризующихся равноправием и диспозитивностью взаимного положения участников и регулируемых нормами семейного, трудового и иного законодательства);

из публичных, включая административные, отношений (характеризующихся неравным положением субъектов относительно друг друга и регулируемых нормами муниципального, земельного, налогового и иного законодательства).

Гражданская юрисдикция соотносима с гражданской процессуальной формой и обозначает рассмотрение гражданских дел не только судом общей юрисдикции, но и арбитражными судами.

Для выявления специфики судебной - в порядке гражданского судопроизводства - формы защиты необходимо определить, чем она отличается от иных, предусмотренных законодательством, форм защиты.

Арбитражная форма защиты в России осуществляется арбитражными судами в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"*(16) и АПК *(17), другими федеральными законами.

Здесь и далее мы используем терминологию, принятую в отечественных законодательстве и доктрине. Можно заметить, что название "арбитражный суд" применительно к государственной судебной форме защиты не слишком удачно. Традиционно "арбитраж"*(18) в континентальной системе права означал вид деятельности, определенную процедуру урегулирования правового спора, не связанную с государственно-властной деятельностью. Например, арбитраж как совокупность судебных процедур, направленных на урегулирование спора, регулируется четвертой книгой Нового ГПК (NCPC) Франции. "Арбитраж", "арбитражный" в названии органа характерно для третейского суда (не государственной формы защиты), например: Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, трудовой арбитраж.

Как полноценная судебная форма защиты арбитражные суды конституировались в 1995 г. - с принятием ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и АПК 1995 г. Согласно ст. 1 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. В ст. 4 того же закона устанавливается, что арбитражные суды осуществляют правосудие*(19) путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, указанным ФКЗ, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Назначение арбитражных судов - осуществлять правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что вытекает из ст. 1 АПК. Задачи судопроизводства в арбитражных судах определены ст. 2 АПК. Ими являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;

справедливое публичное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

формирование уважительного отношения к закону и суду;

содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

АПК специально не содержит указания на цели судопроизводства в арбитражных судах, но по существу они формулируются в п. 1 ст. 2 АПК. Такие задачи, как обеспечение доступности правосудия и справедливое публичное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом были восприняты АПК 2002 г. из международно-правовых актов, в частности - ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.*(20), ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.*(21)

Арбитражные суды, будучи самостоятельной ветвью судебной власти, представляют самостоятельную форму судебной защиты, но в то же время являются специализированными судами в сфере гражданской юрисдикции, что с очевидностью проявилось в АПК 2002 г.

Сравним: ст. 2 ГПК определяет задачи гражданского судопроизводства, а ст. 2 АПК - задачи судопроизводства в арбитражных судах (но не арбитражного судопроизводства). Сравнение двух процессуальных кодексов свидетельствует: ГПК регламентирует гражданское судопроизводство, АПК - судопроизводство в арбитражных судах. Однако по своему характеру и сущности судопроизводство в арбитражных судах - также гражданское судопроизводство. Целью судопроизводства в арбитражных судах, как и гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК), является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Но если суды общей юрисдикции осуществляют защиту в сфере гражданских, трудовых и иных правоотношений, на что прямо указано в ст. 2 ГПК, то арбитражные суды обеспечивают защиту в специально очерченной законодателем сфере: предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 1, 2, 27 АПК).

Традиционно в доктрине понятия "гражданский процесс" и "гражданское судопроизводство" использовались как синонимичные. До АПК 2002 г. категории "арбитражный процесс" и "арбитражное судопроизводство" также мыслились как взаимозаменяемые (в процессуальной литературе такая традиция продолжается). АПК 2002 г. вслед за ст. 118 Конституции РФ отказался от термина "арбитражное судопроизводство". Современной доктриной признано, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в форме гражданского и административного (разд. III АПК) судопроизводства. Таким образом, арбитражный процесс есть разновидность процесса гражданского. Цивилистический процесс един в своей сущности, но вовне существует в двух самостоятельных формах защиты. В этом - одно из главных противоречий современной судебной формы защиты. Оно может быть снято легальным признанием арбитражных судов специализированными судами гражданской юрисдикции.

Третейские суды представляют негосударственную форму защиты субъективных гражданских прав и законных интересов. Создание и деятельность третейских судов регламентируется ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Данный закон не распространяется на международный коммерческий арбитраж, к которому применяется Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже".

Специфика третейской формы защиты такова, что она может быть использована только при взаимном волеизъявлении спорящих сторон, выраженном в третейском соглашении. Третейский суд либо создается самими сторонами для разрешения конкретного спора (третейский суд ad hoc), либо стороны передают спор на рассмотрение постоянно действующего третейского суда. Постоянно действующие третейские суды могут создаваться различными организациями - торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей и иными юридическими лицами.

Третейские суды не образуют системы; они не обладают собственной компетенцией, отличной от компетенции судов. В третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 1 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). Стороны сами третейским соглашением определяют желательность для них третейской формы защиты.

Третейская форма защиты самостоятельна относительно судебных (государственных) форм защиты. Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть в связи с каким-либо правоотношением. Решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, является препятствием для возбуждения тождественного дела в суде (по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям) - п. 3 ч. 1 ст. 134 ГПК. Вместе с тем рассмотрение спора в суде общей юрисдикции или арбитражном суде не является препятствием для заключения третейского соглашения, но лишь до принятия решения компетентным судом (п. 4 ст. 5 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). Не исполненное добровольно решение третейского суда может подлежать принудительному исполнению по общим правилам исполнительного производства. Третейское решение является основанием для выдачи судом по заявлению заинтересованной стороны исполнительного листа. Если суд отказал в выдаче исполнительного листа по основаниям, предусмотренным в законе (ст. 426 ГПК), тождественный спор может быть рассмотрен в суде.

Впервые в ГПК и АПК 2002 г. предусмотрена возможность оспаривания в суде решений третейских судов (гл. 46 ГПК, гл. 30 АПК), если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным (ст. 40 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). Ранее возможность судебного оспаривания третейских решений устанавливалась лишь применительно к международному коммерческому арбитражу (ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").

Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом (ст. 40 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", ст. 418 ГПК). Это не означает создания некоей "инстанционности" - суд не проверяет вынесенного третейским судом решения по существу. Введение правил об отмене в судебном порядке решения третейского суда направлено на обеспечение конституционного права на судебную защиту - для случаев, когда третейский суд был создан с нарушением действующего законодательства, либо третейское соглашение по законодательству Российской Федерации недействительно, либо когда нарушены процедуры третейского разбирательства, в виду чего сторона не имела возможности должным образом защитить свои интересы, либо если третейское решение вынесено по спору, который не мог быть - в соответствии с законом или третейским соглашением - предметом третейского разбирательства, а также когда решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права. Основания для отмены решения третейского суда исчерпывающе указаны в процессуальных кодексах - ст. 421 ГПК, ст. 233 АПК. В то же время стороны могут предусмотреть в третейском соглашении окончательность третейского решения, и в таком случае оспорить его в судебном порядке нельзя.

Для сторон урегулирование спора в третейском суде может быть предпочтительнее судебной защиты, в первую очередь, тем, что стороны сами создают суд, а третейское разбирательство "не обременено" сложностью процессуальной формы, отличающей судебную защиту. В этом же кроется и определенный риск: стороны не имеют тех процессуальных гарантий защиты, которые характерны для судебной формы защиты.

К числу негосударственных (общественных) форм защиты могут быть отнесены комиссии по трудовым спорам, создаваемые в соответствии с Трудовым кодексом РФ для урегулирования индивидуальных трудовых споров. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из числа представителей работников и работодателя (ст. 384 ТК РФ). КТС рассматривают индивидуальные трудовые споры, которые не отнесены к непосредственному ведению суда.

Решение КТС, принятое в пределах ее компетенции и не обжалованное в судебном порядке, окончательно и подлежит принудительному исполнению, если не было исполнено добровольно. В таком случае по заявлению работника и на основании решения КТС комиссией по трудовым спорам выдается удостоверение, которое является исполнительным документом и на основании которого судебный пристав осуществляет исполнение в принудительном порядке по правилам исполнительного производства (ст. 389 ТК).

В качестве особой социальной гарантии важнейших трудовых прав ст. 391 ТК предусмотрено рассмотрение ряда индивидуальных трудовых споров непосредственно в суде (о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула и другие). Кроме того, согласно ч. 1 ст. 391 ТК работник вправе обратиться непосредственно в суд и за защитой иных трудовых прав, минуя КТС. Более того, если спор уже находится на рассмотрении КТС и комиссия по трудовым спорам в течение 10 дней не рассмотрела спор по существу, работник может "перенести" (терминология ТК) спор в суд. Если КТС решение вынесла, но работник или работодатель им не удовлетворены, они вправе обжаловать решение КТС в судебном порядке (ст. 390 ТК).

Таким образом, несудебная форма защиты отдельных трудовых прав во многом носит факультативный характер. Она достаточно удобна, но ее использование - в пределах компетенции КТС - зависит от выбора самим заинтересованным лицом формы защиты.

Административная форма защиты, как упоминалось, - исключение из правил; она не может претендовать на самостоятельность в сфере цивилистических отношений.

Актуальна для России проблема создания административных судов. Согласно проекту ФКЗ "О федеральных административных судах в Российской Федерации" административные суды - это специализированные суды в системе судов общей юрисдикции, порядок защиты в которых (административное судопроизводство) - как предполагается - будет регулироваться самостоятельным актом - Кодексом административного судопроизводства РФ*(22).

Итак, судебная форма защиты прав, свобод и законных интересов является основной, в первую очередь, потому, что посредством судебной защиты государство предоставляет заинтересованным лицам гарантию реализации нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов, обеспеченную силой государственного принуждения. Это особая государственная гарантия, имеющая форму правосудия, осуществляемого согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ только судом. Никакой иной орган правосудия не вершит.

Главенствующая роль суда в защите прав, свобод и законных интересов обусловлена следующими факторами:

суд - орган государственной власти, специально созданный для защиты прав, свобод и законных интересов и единственный орган, уполномоченный государством на осуществление правосудия;

судебная защита осуществляется в специально предусмотренной законом (ГПК и АПК) процессуальной форме, являющейся необходимым атрибутом правосудия.

Судебная защита в порядке гражданского судопроизводства отличается универсальностью: все гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом общей юрисдикции, за исключением дел, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности, которые отнесены к ведению арбитражных судов. Если при обращении в суд в заявлении содержится несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, и разделение их невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК). Судебная форма защиты исторически развивалась как государственная гарантия осуществления субъективного права в случае его деформации, и это обусловило существо процессуальной формы, отличающейся наличием процессуальных гарантий законности судебной защиты.

Универсальность судебной защиты очевидна в законодательно сформулированных целях и задачах гражданского судопроизводства, которыми задается весь алгоритм судебной защиты.

Цель и задачи гражданского судопроизводства определены в ст. 2 ГПК. Главные задачи гражданского судопроизводства - правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел. Реализация именно этих задач направлена на достижение цели. Цель гражданского судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Кроме того, к задачам гражданского судопроизводства, реализуемым в ходе осуществления судебной защиты, ст. 2 ГПК относит также: способствование укреплению законности и правопорядка; предупреждение правонарушений; формирование уважительного отношения к закону и суду. Реализация данных задач отражает социальные эффекты судебной защиты; они "сопутствуют" судебной защите и производны от ее сущности.

Как видим, общая цель - защита прав и законных интересов посредством рассмотрения и разрешения гражданских дел - одинакова и для судов общей юрисдикции, и для арбитражных судов. В своей сущности сходны и задачи, несмотря на различия законодательных формулировок в ст. 2 ГПК и ст. 2 АПК. Фактически арбитражные суды, также осуществляющие гражданское судопроизводство, выполняют функцию специализированных судов в предпринимательской и иной экономической сфере*(23).

Специализация судебной деятельности характерна для многих стран.

Так, в Германии функционируют суды общей юрисдикции, административные суды, финансовые суды, суды по трудовым делам, суды по социальным делам. Вместе с тем единство процесса обеспечивается функционально - через методы правового регулирования деятельности по защите. Например, деятельность административных судов регулируется специальным положением, воспринявшим гражданскую процессуальную форму, и содержит много прямых отсылок к ГПК Германии. В Германии существует также Сенат верховных судов, а подсудность дел (в праве Германии нет института подведомственности) регулируется общим Законом о судоустройстве.

Проблема специализации судебной деятельности актуальна и для современной России. Однако специализация не означает "дробления" форм защиты. Судебная защита должна быть единой - цивилистический процесс в своей сущности, в деятельностной основе един. Вместе с тем действующее законодательство разделяет его на две самостоятельные формы защиты - не по характеру деятельности (правовым методам защиты), а по признаку органа защиты. Более того (как будет показано далее), и современное процессуальное законодательство не обеспечивает единства судебной защиты (ГПК и АПК 2002 г. воплощают в себе различные концепции механизма реализации права на судебную защиту*(24)).

Единство судебной защиты может быть обеспечено различными путями:

созданием единой судебной системы с введением соответствующей специализации судей;

функциональным единством судебной системы и ее элементов;

единой концептуальной основой судебной защиты, воплощаемой в процессуальном законодательстве*(25).