24. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования
Лицензирование деятельности является одним из административных средств государственного регулирования экономических отношений.
Согласно п.З ст. 45 ГК право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия. Критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым определены законодательством. Предметом лицензирования являются такие виды деятельности, осуществление которых может нанести вред национальной безопасности, общественному порядку, правам, свободам, нравственности и здоровью населения, окружающей среде.
Основным нормативным актом в области лицензирования является Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу с 1 января 2011 года, (далее - Указ № 450). Указом № 450 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Положение о лицензировании), которое содержит как общие, так и специальные правила лицензирования.
Под лицензированием понимается комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Перечень лицензируемых видов деятельности и лицензирующих органов утвержден Указом №450
Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь (на части территории, указанной в лицензии).
Право на получение лицензии имеют:
-юридические лица Республики Беларусь;
-индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, имеют только юридические лица;
иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого на территории Республики Беларусь представительства, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности имеют только юридические лица Республики Беларусь и (или) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
-физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов.
Для получения лицензии в лицензирующий орган предоставляются: заявление о выдаче лицензии с указанием, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны; копии учредительных документов, Свидетельства о государственной регистрации, для иностранных организаций - легализованная выписка из торгового реестра страны, в которой иностранная организация - соискатель лицензии- зарегистрирована; документ об уплате госпошлины за выдачу лицензии и иные документы, предусмотренные в Положении о лицензировании для получения лицензии на право осуществления конкретного вида деятельности. От соискателя лицензии запрещается требовать представления документов или сведений, не предусмотренных Положением о лицензировании, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно.
Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Этот срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.22 Положения о лицензировании).
В выдаче лицензии может быть отказано по основаниям, содержащимся в п. 24 Положения о лицензировании, а именно, при:
-наличии в представленном заявлении о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;
-несоответствии представленных документов требованиям Положения о лицензировании;
-наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проведенных оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;
-отказе соискателя лицензии от проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям и др.
Основания, по которым может быть отказано в выдаче лицензии, перечислены исчерпывающим образом.
Отказ должен быть мотивированным и изложен в письменной форме. Отказ в выдаче лицензии по основанию нецелесообразности осуществления лицензируемого вида деятельности не допускается.
При выдаче лицензии соискатель лицензии должен быть ознакомлен с условиями осуществления вида деятельности, о чем в лицензии делается соответствующая отметка.
В обособленных подразделениях, в том числе филиалах, юридического лица, на торговых и иных объектах (в местах), где осуществляется лицензируемый вид деятельности, должны находиться копии лицензии, скрепленные подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и печатью юридического лица, а также информация о месте ознакомления с подлинником лицензии. Копии лицензии выдаются лицензирующим органом в количестве, соответствующем количеству структурных подразделений соискателя лицензии.
Законодательство не допускает передачу права на осуществление вида деятельности, на который выдана лицензия, другому лицу.
По общему правилу лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии исчисляется со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. Указанный срок может быть продлен по заявлению лицензиата неоднократно.
Лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также работы и (или) услуги, составляющие соответствующий лицензируемый вид деятельности, со дня получения лицензии в течение указанного в ней срока.
Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой, если иное не установлено законодательными актами.
Процедура получения лицензии платная. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина в размере 8 базовых величин (Приложение № 22 к Налоговому кодексу).
В предусмотренных Положением о лицензировании случаях лицензирующий орган вправе провести оценку соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, установленным для лицензируемого вида деятельности, а также для работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности. Кроме того, в случаях, когда для оценки соответствия требуются специальные знания, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о лицензировании, лицензирующим органом назначается экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям. По общему правилу срок
проведения оценки и (или) экспертизы не должен превышать 10 рабочих дней,
Порядок проведения оценки соответствия и экспертизы определяется Положением о лицензировании и соответствующими нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, а также лицензирующих органов.
Форма лицензии и требования к ее содержанию утверждены Указом № 450., Бланки лицензий являются бланками строгой отчетности, их регистрация и хранение осуществляются в порядке, установленном законодательством.
При прекращении действия, аннулировании лицензии, оформлении лицензии на новом бланке лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган ранее выданную ему лицензию.
Лицензирующие или другие государственные органы, иные государственные организации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (лицензионный контроль). Порядок осуществления лицензионного контроля урегулирован Положением о лицензировании, а также иными законодательными актами по проведению контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь.
При выявлении при проведении лицензионного контроля уполномоченным государственным органом нарушений лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий контролирующий (надзорный) орган выносит лицензиату требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения. Этот фок не может превышать 6 месяцев. Орган, выдавший предписание, обязан в течение трех дней сообщить о вынесении предписания в лицензирующий орган (п.75 Положения о лицензировании).
Если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, указанные в требовании (предписании), либо в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений, либо лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом выявлено нарушение лицензиатом особых лицензионных требований и условий, лицензирующий орган по своей инициативе или по представлению другого контролирующего (надзорного) органа принимает решение о приостановлении действия лицензии на срок до 6 месяцев. Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в таком решении. При этом данный день не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии. Действие лицензии может быть приостановлено по одному или нескольким структурным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. При этом действие лицензии сохраняется в неприостановленной части (п. 76 Положения о лицензировании).
Не менее чем за 5 рабочих дней до даты, с которой приостанавливается действие лицензии, лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата с указанием причины приостановления действия лицензии.
Действие лицензии прекращается:
по истечении срока, на который она выдана;
в случае нарушения лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений;
по решению лицензирующего органа либо суда о прекращении действия лицензии.
По решению лицензирующего органа действие лицензии прекращается в следующих случаях:
-если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии либо не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений;
-если лицензиатом в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности;
-повторного нарушения лицензионных требований (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении нарушений, повлекших приостановление действия лицензии);
-грубого нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности;
-при реорганизации лицензиата - юридического лица ( кроме случаев выделения и присоединения, если сведения, указанные в лицензии, не изменились);
-в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
-в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата - физического лица;
-на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
-при внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений;
-если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия (п. 84 Положения о ликвидации).
По решению суда действие лицензии может быть прекращено в случаях, если:
-лицензирующим органом принято незаконное решение о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;
-нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде;
-лицензиат препятствует проведению лицензионного контроля.
Лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа, если:
-лицензия выдана на основании представленных ее соискателем недостоверных сведений, имеющих значение для принятия решения о выдаче лицензии;
-лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;
-лицензия выдана на основании заключения экспертизы, признанной недействительной.
По решению суда лицензия аннулируется в случае принятия незаконного решения о выдаче лицензии (п. 88 Положения о лицензировании).
Лицензия считается аннулированной со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.
Суд направляет в лицензирующий орган решение о прекращении действия либо аннулировании лицензии, а равно о признании неправомерным вынесенного лицензирующим органом решения о приостановлении, прекращении действия либо аннулировании лицензии не позднее 3 рабочих дней после вступления такого решения суда в законную силу.
Лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия либо аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований и даты прекращения либо аннулирования действия лицензии.
Лицензиат не позднее дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии, получения уведомления о прекращении действия либо аннулировании лицензии, вступления в законную силу решения суда о прекращении действия либо аннулировании лицензии, обязан прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности и сдать оригинал лицензии в лицензирующий орган.
Принятые лицензирующим органом решения по вопросам лицензирования могут быть обжалованы соискателем лицензии (лицензиатом) в судебном порядке в месячный срок со дня их принятия, либо получения лицензиатом уведомления лицензирующего органа о принятии соответствующего решения (п. 8 Положения о лицензировании).
За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии предусмотрена юридическая ответственность (ст. 12-7 КоАП и ст. 233 УК - Незаконная предпринимательская деятельность).
- 1. Понятие и предмет хозяйственно-правового регулирования.
- 2. Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 3. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 4. Понятие субъекта хозяйствования. Организационно-правовая форма субъекта хозяйствования.
- 5. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности в Республике.
- 6. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования. Уставной фонд.
- 7. Правовое регулирование бухучета
- 8. Правовое регулирование отчетности субъектов хозяйствования.
- 9. Правовые основы аудиторской деятельности.
- 10. Понятие , признаки и виды юридических лиц.
- 11. Правовое положение хозяйственных товариществ.
- 12. Правовое положение унитарных предприятий
- 13. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью.
- 14.15. Правовое положение акционерных обществ( виды, порядок создания и формирования уставного фонда). Управление акционерным обществом.
- 16. Правовое положение производственных кооперативов.
- 17. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.
- 18. Порядок создания субъектов хозяйствования.
- 19. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования. Реорганизация и ликвидация.
- 20. Объединения субъектов хозяйствования
- 21. Дочерние и зависимые организации
- 22. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц. Филиалы и представительства
- 23. Основные направления государственного регулирования экономики. Акты государственного регулирования
- 24. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования
- 25. Правовое регулирование государственных закупок
- 26. Гражданско-правовая ответственность: понятие, особенности, виды
- 27. Понятие и порядок возмещения убытков
- 28. Правовая природа процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами
- 29. Понятие , виды и порядок взыскания неустойки
- 30. Порядок организации и проведения проверок деятельности субъектов хозяйствования.
- 31. Понятие экономической несостоятельности (банкротства). Заявление о банкротстве. Досудебное оздоровление.
- 32. Защитный период в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 33. Конкурсное производство: основания открытия, цели, процедуры.
- 34. Мировое соглашение в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
- 35. Правовое регулирование ограничения монополистической деятельности и развития добросовестной конкуренции .
- 36. Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, ответственность.
- Гражданская и административная ответственность
- Уголовная ответственность
- 37. Правовое регулирование технического нормирования и стандартизации
- 38. Правовое регулирование оценки соответствия.
- 39. Обеспечение единства измерений.
- 40. Ответственность за нарушение законодательства о качестве.
- 41. Правовое регулирование ценообразования в рб.
- 42. Понятие, формы, объекты и субъекты инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
- 43. Основные формы участия государства в инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 44. Инвестиционный и концессионный договоры
- 45. Правовое положение иностранных инвестиций в Республике Беларусь
- 46. Хозяйственный договор: понятие, виды, содержание
- 47. Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- 48. Понятие и виды трудового договора. Порядок заключения.
- 49. Основания и порядок расторжение трудового договора
- 50. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность
- 51. Трудовые споры
- 53. Подсудность дел в хозяйственном судопроизводстве.
- 54. Порядок обращение взыскания на денежные средства и имущество должника при исполнении судебных постановлений хозяйственного суда.