logo search
otvety_k_ekzamenu_OPrava

63.Экономическая ответственность субъектов хозяйствования. Понятие, виды, порядок применения и обжалования экономических санкций.

Основополагающим нормативным актом, регламентирующим применение экономической ответственности к субъектам хозяйствования Республики Беларусь, является Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. № 722 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (далее – Порядок).

Согласно Порядку экономическая ответственность – это установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений. Кроме того, в Порядке дано определение понятия экономической санкции. Экономическая санкция – установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений.

Основным законодательным актом, который предусматривает санкции за нарушение налогового законодательства, является Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (далее – Закон).

На практике наиболее часто встречаются следующие виды экономических санкций:

-10 % причитающихся сумм налогов, взыскиваемые при отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении этого учета с нарушением установленного порядка, а также при непредставлении, несвоевременном представлении налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, платежных документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет;

-штраф, взимаемый за сокрытие, занижение объектов налогообложения, в трехкратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения

В соответствии с п. 27 Порядка к субъекту предпринимательской деятельности не могут быть применены экономические санкции, если истекли следующие сроки:

-2 года со дня совершения правонарушения;

-3 месяца со дня обнаружения правонарушения.

Однако на вышеописанные виды экономических санкций, применяемых по результатам проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, данный пункт не распространяется. Поэтому налоговые органы в таких случаях вправе применять экономические санкции и по истечении указанных сроков.

Причем Порядок, действовавший в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673, предусматривал неприменение экономических санкций по истечении двухмесячного срока со дня обнаружения правонарушения, а не трехмесячного, как на сегодняшний день. В связи с этим следует отметить, что если к моменту вступления в силу новой редакции Порядка двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения истек, ответственность применена быть не может, хотя и не истек трехмесячный срок. Применение экономических санкций в подобной ситуации неправомерно.

Пеня в налоговых отношениях выступает самостоятельным видом ответственности и не является видом экономических санкций.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок начисления пени в налоговых правоотношениях, являются Закон, Положение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г. № 87 (далее – Положение о взыскании налогов), и Инструкция по применению положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденная приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 17 апреля 1999 г. № 77.

В соответствии с п. 6 Положения о порядке возмещения ущерба субъект хозяйственной деятельности, считающий затрагивающий его интересы акт органа государственной власти или управления либо указания должностного лица соответствующего органа незаконным, обращается в этот орган с требованиями отменить данный акт (указание должностного лица) полностью либо частично, а в случаях, если нанесен ущерб, – и о возмещении ущерба.

Санкции, применяемые за экономические правонарушения, достаточно суровы. Для некоторых субъектов хозяйствования их уплата может привести к очень тяжелым последствиям, вплоть до несостоятельности. Для субъектов хозяйствования необходимо знать, что в некоторых случаях они могут быть освобождены от уплаты санкций, либо их уплата может быть отсрочена или рассрочена.

Порядок освобождения субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1975 от 24 декабря 1998 г. Решение о полном (частичном) освобождении субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве принимается Государственной комиссией при Совете Министров Республики Беларусь по освобождению субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве и списанию задолженности по платежам в бюджет. Комиссия, рассмотрев заявление субъекта хозяйствования и необходимые документы, вправе принять одно из следующих решений:

-предоставить отсрочку до 6 месяцев;

-предоставить рассрочку до 12 месяцев;

-предоставить отсрочку и рассрочку до 12 месяцев;

-полностью или частично освободить от финансовой ответственности;

-отказать в удовлетворении заявления.