63.Экономическая ответственность субъектов хозяйствования. Понятие, виды, порядок применения и обжалования экономических санкций.
Основополагающим нормативным актом, регламентирующим применение экономической ответственности к субъектам хозяйствования Республики Беларусь, является Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. № 722 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (далее – Порядок).
Согласно Порядку экономическая ответственность – это установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений. Кроме того, в Порядке дано определение понятия экономической санкции. Экономическая санкция – установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений.
Основным законодательным актом, который предусматривает санкции за нарушение налогового законодательства, является Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (далее – Закон).
На практике наиболее часто встречаются следующие виды экономических санкций:
-10 % причитающихся сумм налогов, взыскиваемые при отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении этого учета с нарушением установленного порядка, а также при непредставлении, несвоевременном представлении налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, платежных документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет;
-штраф, взимаемый за сокрытие, занижение объектов налогообложения, в трехкратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения
В соответствии с п. 27 Порядка к субъекту предпринимательской деятельности не могут быть применены экономические санкции, если истекли следующие сроки:
-2 года со дня совершения правонарушения;
-3 месяца со дня обнаружения правонарушения.
Однако на вышеописанные виды экономических санкций, применяемых по результатам проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, данный пункт не распространяется. Поэтому налоговые органы в таких случаях вправе применять экономические санкции и по истечении указанных сроков.
Причем Порядок, действовавший в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673, предусматривал неприменение экономических санкций по истечении двухмесячного срока со дня обнаружения правонарушения, а не трехмесячного, как на сегодняшний день. В связи с этим следует отметить, что если к моменту вступления в силу новой редакции Порядка двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения истек, ответственность применена быть не может, хотя и не истек трехмесячный срок. Применение экономических санкций в подобной ситуации неправомерно.
Пеня в налоговых отношениях выступает самостоятельным видом ответственности и не является видом экономических санкций.
Основными нормативными актами, регулирующими порядок начисления пени в налоговых правоотношениях, являются Закон, Положение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г. № 87 (далее – Положение о взыскании налогов), и Инструкция по применению положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденная приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 17 апреля 1999 г. № 77.
В соответствии с п. 6 Положения о порядке возмещения ущерба субъект хозяйственной деятельности, считающий затрагивающий его интересы акт органа государственной власти или управления либо указания должностного лица соответствующего органа незаконным, обращается в этот орган с требованиями отменить данный акт (указание должностного лица) полностью либо частично, а в случаях, если нанесен ущерб, – и о возмещении ущерба.
Санкции, применяемые за экономические правонарушения, достаточно суровы. Для некоторых субъектов хозяйствования их уплата может привести к очень тяжелым последствиям, вплоть до несостоятельности. Для субъектов хозяйствования необходимо знать, что в некоторых случаях они могут быть освобождены от уплаты санкций, либо их уплата может быть отсрочена или рассрочена.
Порядок освобождения субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1975 от 24 декабря 1998 г. Решение о полном (частичном) освобождении субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве принимается Государственной комиссией при Совете Министров Республики Беларусь по освобождению субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве и списанию задолженности по платежам в бюджет. Комиссия, рассмотрев заявление субъекта хозяйствования и необходимые документы, вправе принять одно из следующих решений:
-предоставить отсрочку до 6 месяцев;
-предоставить рассрочку до 12 месяцев;
-предоставить отсрочку и рассрочку до 12 месяцев;
-полностью или частично освободить от финансовой ответственности;
-отказать в удовлетворении заявления.
- 1.Понятие права. Взаимосвязь права, государства и иных сфер жизни общества и человека.
- 2.Нормы права. Источники права.
- Источники права
- 3.Систематизация нормативных правовых актов. Правотворчество. Правовая система. Общая характеристика правовой системы Республики Беларусь.
- 4.Правовые отношения.
- 9.Правила внутреннего распорядка. Трудовая дисциплина.
- 12.Общие положения гражданского права.
- Особенности гражданских правоотношений:
- Виды гражданских правоотношений:
- 14.Субъекты гражданского права. Объекты гражданского права.
- 15.Сделки. Сроки в гражданском праве.
- Сделка может быть выражена:
- 18.Ответственность в гражданском праве.
- 20. Хозяйственные правоотношения. Виды хозяйственных правоотношений. Методы хозяйственного права.
- Организационно-правовые формы коммерческих предприятий
- Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий
- 24.Понятие и содержание права собственности. Формы собственности в Республике Беларусь.
- 28.Организационно-правовые особенности унитарных предприятий.
- Создание акционерного общества:
- Уставной фонд:
- Управление оао:
- Реорганизация и ликвидация акционерного общества:
- 63.Экономическая ответственность субъектов хозяйствования. Понятие, виды, порядок применения и обжалования экономических санкций.
- 76. Договор аренды: понятие, предмет, стороны, сроки, права и обязанности сторон.
- Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности
- Способы государственного регулирования хозяйственной деятельности
- Права субъектов хозяйствования в отношении их имущества
- 27.Правовое регулирование аудиторской деятельности.
- 600 Тыс.Евро .
- 35.Объединения юридических лиц. Дочерние унитарные предприятия, дочерние и зависимые общества.
- 65.Таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 67. Права и обязанности субъектов хозяйствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая сделка.
- 72.Поставка товаров для государственных нужд.
- 77.Договор аренды зданий и сооружений.
- 78. Правовое регулирование лизинга. Договор лизинга.
- 82.Объекты и субъекты приватизации.
- 83. Органы приватизации, их компетенция.
- 84.Общий порядок проведения разгосударствления и приватизации государственной собственности.
- 85.Способы разгосударствления и приватизации
- 86.Понятие, цели и порядок проведения безвозмездной приватизации. Именные приватизационные чеки.
- 88.Порядок обращение взыскания на денежные средства и имущество должника.