«Примечательная ошибка» Декарта
На основе всего вышеизложенного становится ясно, что Лейбниц не ограничивается различением планов механицизма и философского «финализма» с последующим наложением одного на другое, но идет намного дальше, подрывая устои механицизма. Согласно Лейбницу, протяженность и движение, фигура и число оказываются в действительности только внешними определениями реальности, не дальше плана видимости.
Протяженность (Декартовы res extensa) не может быть сущностью тел, потому что ее одной недостаточно для объяснения всех свойств, присущих телам; инерции, т. е. определенного сопротивления. Это означает, что по ту сторону протяженности и движения существует нечто, обладающее не механико-геометрической природой (а значит, и не физической); напрашивается вывод, что его природа метафизична; именно она и является «силой». От такой силы происходит движение.
Лейбниц считал, что он выиграл партию у Декарта, поскольку нашел у того «физическую ошибку». Декарт действительно утверждал, что в механических явлениях постоянным остается количество движения (mV, т. е. произведение массы на скорость), т. е. «мертвая сила». По Лейбницу, это научно не доказуемо: постоянной остается кинетическая энергия («живая сила», как ее называет Лейбниц), которая определяется произведением массы на квадрат скорости (mV2).
Между тем исправление физической ошибки Декарта приводит Лейбница к очень важному философскому заключению: составные элементы реальности и ее основа представляют собой нечто, находящееся вне пространства, времени и движения, т. е. в тех самых проклинаемых «субстанциях». Таким образом, Лейбниц вновь вводит в обиход субстанции как силовые начала, но теперь в качестве так называемых метафизических точек — деятельных, духовных единиц.
К этому решению Лейбниц пришел не сразу, а после интенсивного анализа картезианства, сначала заставившего его отказаться от
Готфрид Вильгельм Лейбниц 389
Аристотеля, а затем через атомизм (вновь вспомнив Гассенди) — к преодолению влияния Декарта и восстановлению соответствующим образом продуманного, измененного и сокращенного аристотелевского понятия о субстанции.
В цитируемом ниже отрывке из «Новой системы природы» Лейбниц с образцовой ясностью показывает последовательность своих умозаключений: «Вначале, едва освободившись от ига Аристотеля, я обратился к пустому пространству и атомам — наиболее пригодным для удовлетворения воображения. Однако, изменив мнение, после долгих размышлений я убедился, что невозможно найти принцип истинного единства в одной только материи, иначе говоря, в том, что является исключительно пассивным, ибо она представляет собой всего лишь бесконечное скопление частей. Но все же множество может обрести реальность только из действительных единиц, имеющих другое происхождение и представляющих собой нечто совершенно иное, нежели точки, относительно которых несомненно, что непрерывное не может состоять из них; дабы найти эти реальные единицы, я вынужден прибегнуть к атому формальному, ибо что-либо материальное не может быть в одно и то же время и материальным, и совершенно неделимым, иными словами, обладать истинным единством. Таким образом, пришлось снова обратиться к субстанциальным формам и, так сказать, восстановить их репутацию, столь поколебленную в настоящее время, но это надо было сделать таким образом, чтобы они стали доступны пониманию и чтобы пользование ими было свободно от тех злоупотреблений, которые делались. Итак, я нашел, что природа этих форм состоит в силе; а отсюда вытекает нечто аналогичное сознанию и стремлению, и, следовательно, их нужно понимать наподобие того, как мы представляем себе душу. Но как к душе нельзя прибегать для объяснения частностей в устройстве тел животных, точно так же, я думал, нельзя прибегать к этим формам для объяснения частных проблем природы, хотя они и необходимы для установления общих истинных принципов. Аристотель называет их первыми энтелехиями. Я, может быть, более понятно называю их первичными силами (forces primitives), которые содержат в себе не только акт или осуществление возможности, но и первичную деятельность».
Лейбниц последовательно принимает на вооружение «энтелехию», обозначающую субстанцию, поскольку она содержит в себе собственную детерминацию и сущностное совершенство, т. е. собственную внутреннюю цель. Однако более типичным термином для обозначе-
390 Метафизические построения
ния первобытных сил-субстанций стало слово «монада» (от греч. monas — единица), неоплатонического происхождения (его ввел в обиход, хотя и в ином значении, еще Джордано Бруно).
- Список иллюстраций
- Часть 1. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
- Глава 1. МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Историографическое значение термина «гуманизм»
- Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей
- Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- Зороастризм эпохи Ренессанса
- Орфей Ренессанса
- Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- Начала гуманизма
- Возрожденческий неоплатонизм
- Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции
- Франческо Патрици
- Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма
- Возрождение скептицизма
- Новая жизнь эллинистической философии
- Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- Глава 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
- Возрождение и религия
- Эразм Роттердамский и «философия Христа»
- Мартин Лютер
- Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- Контрреформация и католическая реформа
- Историографические концепции контрреформации и католической реформы
- Новое появление схоластики
- Возрождение и политика
- Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- Жан Боден и абсолютизм власти государства
- Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Часть 2. ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
- Глава 4. ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
- Леонардо: природа, наука и искусство
- Механическое строение природы
- Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам
- Жизнь и творчество
- Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо
- Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм»
- Жизнь и творчество
- Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции
- «Героические энтузиасты»
- Заключение
- Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы
- Жизнь и творчество
- Панпсихизм и магия
- «Город Солнца»
- Заключение
- Часть 3. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Глава 5. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Общая характеристика
- Оформление научного инструментария и его использования
- Научная революция и магико-герметическая традиция
- Присутствие и отторжение магико-герметической традиции
- Три итальянских «мага»: Фракасторо, Кардано, делла Порта
- Николай Коперник: формирование ученого
- Коперник и отношения между традицией и революцией
- Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника
- Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений
- Тихо Браге отрицает существование материальных сфер
- Ни Птолемей, ни Коперник
- Солнце как причина движения планет
- Драма Галилея и основание современной науки
- Галилео Галилей: жизнь и творчество
- Галилей и вера в подзорную трубу
- Несоразмерность науки и веры
- Второй суд: осуждение и отречение
- Проблема метода: «чувственный опыт» и (или?) «необходимые доказательства»
- Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона
- Философское значение творчества Ньютона
- Жизнь и творчество
- «Правила философствования» и «онтология», которую они предполагают
- Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
- Ньютон (тексты)
- Четыре правила экспериментального метода
- Бог и мировой порядок
- Науки о жизни
- Развитие анатомических исследований
- Франческо Реди против теории самозарождения
- Академии и научные общества
- Академия Линчеи и академия Чименто
- Часть 4. БЭКОН И ДЕКАРТ. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
- Глава 6. ФРЭНСИС БЭКОН, ФИЛОСОФ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ
- Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность
- Почему Бэкон критикует традиционную философию
- Почему Бэкон критикует традиционную логику
- Антиципации и интерпретации природы
- Социология познания, герменевтика и эпистемология
- Цель науки: открытие «форм»
- Индукция путем элиминации
- Бэкон против чистого техницизма
- Глава 7. ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
- Жизнь и творчество
- Cogito ergo sum
- Мир как машина
- Душа и тело
- Правила морали
- Декарт (тексты)
- Правила метода
- Правила нового метода
- Новая математическая модель знания
- Применение метода к философии
- Часть 5. ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
- Глава 8. МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА И МАЛЬБРАНШ
- Предшественники окказионализма
- Мальбранш и развитие окказионализма
- Жизнь и сочинения Мальбранша
- Постижение истины и видение вещей в Боге
- Значение философии Мальбранша
- Глава 9. СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА
- Жизнь и сочинения Спинозы
- «Атрибуты»
- Модусы
- Познание
- Три рода познания
- Моральные следствия адекватного познания
- Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
- Геометрический анализ страстей
- Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis
- Концепции религии и государства Спинозы
- Глава 10. ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
- Жизнь и сочинения Лейбница
- «Финализм» и «субстанциальные формы»
- Новое значение «финализма»
- Опровержение механицизма и учение о монадах
- «Примечательная ошибка» Декарта
- Принцип тождества неразличимых
- Закон непрерывности и его метафизическое значение
- Предустановленная гармония
- Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма «припоминания»
- Часть 6. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
- Глава 11. ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
- Жизнь и сочинения Гоббса
- Принцип телесности и механицизм
- «Левиафан» и выводы из философии Гоббса
- Гоббс (тексты)
- Рассуждать значит рассчитывать
- Три закона природы
- Глава 12. ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Локка
- Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
- Религия, разум и вера
- Заключение
- Джон Локк (тексты)
- Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы
- Недостаточность аргумента всеобщего согласия
- Глава 13. ДЖОРЖ БЕРКЛИ: ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ АПОЛОГЕТИКИ
- Жизнь и научное наследие Беркли
- Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
- Почему абстрактные идеи являются иллюзией
- Различие между первичными и вторичными качествами ложно
- Великий принцип: esse est percipi
- Бог и законы природы
- Беркли — предшественник Маха
- Джорж Беркли (тексты)
- Идеи суть предметы нашего познания
- Esse est percipi — существовать значит воспринимать
- Критика идеи моральной субстанции
- Глава 14. ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Юма
- Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
- Критика материальной и духовной субстанций
- Религия и ее иррациональная основа
- Часть 7. ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 15. ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ
- Либертинизм
- Либертинизм эрудитов и светский либертинизм
- Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии
- Полемика против аристотелевско-схоластической традиции
- Янсенизм и Пор-рояль
- Янсений и янсенизм
- Логика и лингвистика Пор-Рояля
- Глава 16. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ
- Страсть к науке
- Идеал научного знания и правила построения аргументации
- Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
- «Дивертисмент»
- Границы знания «новых философов»
- Истина, которой философия оснащает филологию
- Язык, поэзия и миф
- Провидение и смысл истории
- Исторические колебания
- Вико (тексты)
- Философия и филология как основные разделы новой науки
- Национальная спесь и высокомерие ученых
- Философия и основания истины
- Часть 8. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Глава 18. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Девиз эпохи просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом»
- Просветители о разуме
- Просвещение и буржуазия
- Пьер Бейль: задача историка — в выявлении ошибок
- Часть 9. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
- Глава 19. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
- Энциклопедия
- Д'Аламбер и философия как «наука о фактах»
- «Философский век» и «век эксперимента и анализа»
- Деизм и естественная мораль
- Дени Дидро: от деизма к материализму
- Деизм против атеизма и позитивной религии
- Кондильяк и гносеология сенсуализма
- Жизнь и творчество
- Традиция и воспитание
- Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах
- Ламетри и его труд «Человек-машина»
- Вольтер: борьба за терпимость
- Жизнь и творчество Вольтера
- «Защита человечества» от «возвышенного мизантропа» Паскаля
- Монтескье: условия свободы и правовое государство
- Жизнь и сочинения Монтескье
- Соображения об исключительном значении наук
- Разделение властей — это когда одна власть может остановить другую
- Жан-Жак Руссо: просветитель-«еретик»
- Жизнь и сочинения
- Руссо против энциклопедистов
- «Эмиль», или Педагогический путеводитель
- Глава 20. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Спор о деизме и религии откровения
- Джон Толанд: христианство без тайн
- Этика английского просвещения
- Шефтсбери и автономия морали
- Дэвид Гартли: «физика разума» и этика на психологической основе
- Бернард Мандевиль и «Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества»
- Когда частный порок становится общественной добродетелью
- Когда частная добродетель ведет общество к гибели
- Бернард Мандевиль (тексты)
- Частные пороки и общественные добродетели
- «Шотландская школа» «здравого смысла»
- Томас Рид: человек как культурное животное
- Томас Браун: философия духа и искусство сомнения
- Глава 21. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда
- Характеристики
- Пиетизм и его связи с Просвещением
- Фридрих II и политическая ситуация
- «Энциклопедия знания» Христиана Вольфа
- Лессинг и проблема религии
- Глава 22. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Истоки Итальянского Просвещения
- Антиклерикализм Пьетро Джанноне
- Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни
- Беккария (тексты)
- Против смертной казни
- Неаполитанское Просвещение
- Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии
- Сочинения Канта
- Сочинения критического периода:
- Духовная перспектива докритического периода
- «Великий свет» 1769 г. и Диссертация 1770 г.
- «Критика чистого разума»
- Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания
- Категории и их дедукция
- Cogito, или трансцендентальная апперцепция
- Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога
- Регулятивное использование идей разума
- «Критика практического разума» и кантианская этика
- Понятие «практического разума» и цель новой «Критики»
- «Критика способности суждения»
- Положение третьей «Критики» по отношению к двум предыдущим
- Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
- Телеологическая способность суждения и выводы из «Критики способности суждения»
- Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
- Кант (тексты)
- «Критика чистого разума» О различении аналитических и синтетических суждений
- Аналитические суждения
- Апостериорные синтетические суждения
- Синтетические априорные суждения
- Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума
- В каком смысле можно правильно осмыслить свободу
- Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры
- Синтез лежит в основе любого познания
- Чистые понятия рассудка, или категории
- Таблица категорий
- Трансцендентальная дедукция категорий
- ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
- ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ