logo search
Философские словари / НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / А

Аподиктические суждения - см. Суждение.

АПОКАТАСТАСИС (греч. dmomiuaxaaic, — возвраще­ние в прежнее состояние, восстановление). Уже пифаго­рейцы считали, что должно осуществиться восстановление прежнего состояния (Simpl. ad Phyn. Ar. 732 Diclu). Герак­лит говорил о периодичности круговорота огня. Стоики полагали, что возможно повторение событий и вещей

в круговом движении мира. Марк Аврелий учил о перио­дическом возрождении души (On se ips. XI 1). В христиан­стве—учение об исполнении пророчества, о котором упо­минает апостол Петр, говоря о рождении и крестной смер­ти Иисуса Христа; оно было впоследствии истолковано как пророчество о спасении и восстановлении человека: «...до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков» (Деян 3:21). У Оригена апокатаста-сис означает конечное спасете всех тварей и, следователь­но, временность адских мук. Это учение, осужденное цер­ковью на Константинопольском Соборе в 543, разделялось Григорием Нисским, Дидимом Александрийским, Евагрием Понтийским, Диодором Тарсийским, Феодором Мопсуе-стийским, Исааком Сириным и некоторыми другими пре­дставителями патристики. После Реформации оно было возрождено в ряде радикальных протестантских течений — у анабаптистов, моравских братьев, христодельфийцев, универсалистов. Является существенным элементом в тео­логии Ф. Шлейермахера. Учение о вечном возвращении развито в 19 в. Ф. Ницше.

Лит.: Ориген. О началах. Новосибирск, 1993; Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995; Исаак Сирин. О божественных тайнах и духовной жизни: Новооткрытые тексты. М, 1998; Имари-он (Алфеев), иером. Мир Исаака Сирина. М., 1998; Mehat А. Ароса-tastasis, Origene, Clement d'Alexandrie, Act. 3; Riemann 0. Die Lehre von der Apokatastasis, 1889. 21.—«Vigiliae Christianae», 1956, N 10, November, p. 196—214; Mueller G. Origenes und die Apokatastasis.— «Theologische Zeitschrift», 1958, 14, S. 174-190; Siniscalco P. Apokatastasis nella letteratura cristiana fmo a Ireneo.—«Stadia Patristica», 1961, 3, p. 380-396; Mehat A. Apokatastasis chez Basilide.—Melanges d'histoire des religions offerts a Henri-Charles Puech. P., 1974, p. 365—373; Crouzel H. Differences entre les ressuscites selon Origene.—«Jahrbuch fur Antike und Christentum» 9, supp. Gedenkschrift fiir A. Stuiber, 1982, S. 107—116.

H. В. Шабуров

АПОЛЛОДОР изСелевкии (2-я пол. 2 в. до н. э.) — стоик, ученик Диогена Вавилонского (Index Stoic. Here. col. 51). Вероятно, тождествен автору «Этики» и «Фи­зики», которые цитируются Диогеном Лаэртием (VII 84; 102 etc.) при изложении важнейших догм стоицизма, за­фиксированных также в соч. «Введение в догмы» (ib. 39); специально интересовался логикой (ib. 64). Фрагменты: SVF III 1—18. Лит.: см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АПОЛЛОНИЙ Тирский (1 в. до н. э.)-греческий философ-стоик, автор списка членов стоиче­ской школы и их сочинений, начиная с Зенона (Strab. XVI 2, 24), важный источник Диогена Лаэртия. См. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ ('AjioUcuvux; 6 Twxveu;) (1 в. н. э.)—легендарный философ-неопифагореец, жив­ший во времена императоров Нерона и Домициана. Не дошедшее до наших дней «Жизнеописание Пифагора», написанное Аполлонием, послужило для Порфирия одним из источников и образцом жизнеописания Пифагора, а для Ямвлиха — сочинения «О пифагорейской жизни». Сохра­нилось 97 писем, авторство которых приписывается Алол-лонию.

Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Фи-лострата Младшего (ок. 170—244/49), который по поруче­нию императрицы Юлии Домны сочинил пространное жизнеописание Аполлония в 8 книгах, странствующий лю­бомудр из Тианы обрел вторую—литературную —жизнь, был обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров. В ряду источников Флавий называет записки некоего Дамида из Ниневии, личного секретаря Аполло­ния, труд Максима Эгийского, некое «Завещание Аполло­ния», а также сочинение Мойрагена в 4 книгах, которому Флавий доверять не советует (Vita I 3). Сочинение Флавия было использовано впоследствии неоплатоником Гиерок-лом в целях полемики с христианством и заслужило ответ­ный трактат Евсевия Кесарийского «Против сочинения Филострата об Аполлонии Тианском и по поводу прове­денного Гиероклом сравнения между ним и Христом», где отмечаются многие несообразности этого жизнеописания и его неисторичность. Из достаточно заурядного филосо­фа-пифагорейца, каковым он, вероятнее всего, был при жизни, Аполлоний превращается у Флавия в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб Римской империи, не­устанного борца с тиранией, противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана, победившего в открытом су­дебном прении неправедного Домициана и спасшего тем самым будущего императора Нерву от неминуемой гибели. Легендарное происхождение Аполлония от бога Протея дополняется не менее удивительной историей о его зага­дочном исчезновении и посмертных деяниях (Vita 29—30). Божественное происхождение Аполлония подтверждается у Флавия его многочисленными пророчествами и исцеле­ниями. Мир, согласно его учению,—это временное при­станище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращать­ся только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по заслугам» (Vita I 10; VI 40; V 28).

Лит.: Флавий Фшострат. Жизнь Аполлония Тианского (в т. ч. Письма Аполлония, приложения), изд. Е. Г. Рабинович. М., 1985; Philostratus, Life of Apollonius of Tyana, Greek text with an English transl. and notes by F. C. Conybeare, vol. 1, books I—V; vol. 2, books VI—VIII; Epistles of Apollonius, Treatise of Eusebius, 4 ed., Cambr. (Mass.), 1950.

E. В. Афонасин