logo search
Конституционное право Бащкирии

История и современность

М. Б. Ямалов,

советник Администрации Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахманов,

зав. отделом

Администрации Президента Республики Башкортостан

В России с начала XXвека идет активный процесс развития кон­ституционных идей. В становлении российского конституционализма уча­ствовали и общественно-политические деятели Башкортостана.

Идеи конституционализма были поддержаны и развиты башкир­ским национальным движением, особенно явно летом 1917 года. В ноябре 1917 года башкирский областной совет (Шуро) провозгласил автономию Башкортостана. Становление .автономии Башкортостана происходило в условиях раскола страны, гражданской войны и интервенции. Контуры национальной политики Советского правительства, отношение к федера­ции, автономии сложились не сразу. Некоторые решения определились самой жизнью непосредственно в ходе событий. В марте 1919 года, как известно, поиски компромисса, приемлемых форм государственности привели к выработке и подписанию «Соглашения Центральной советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономии Башки­рии». Это Соглашение было основополагающим документом учредитель­ного характера. Оно закрепляло основы государственного устройства рес­публики и принципы ее взаимоотношений с федеральным центром. Это обстоятельство следует подчеркнуть особо. Становление Российской Фе-церации и автономной Республики Башкортостан с самого начала имело цоговорно-конституционный характер. В этом заключается важное свое­образие строительства Республики Башкортостан в составе России.

Проект Конституции Башкирской Советской Социалистической оеспублики 1925 года закреплял свободное вхождение Башкортостана как государства в состав РСФСР и право на свободное определение формы ;воих взаимоотношений с Центром. Здесь же определялись предметы ве­дения Всебашкирского съезда Советов и ЦИК республики- Собственно-;тью трудящихся Башкортостана определились земли, леса, недра и воды

республики. Столь смелый проект (даже не использующий понятие «авто­номия»!) не был поддержан руководством РСФСР и страны в целом. Даже принятый уже в исправленном виде он не был до конца реализован на практике. Складывающаяся политическая система деформировала и выхо­лостила идеи союзного государства, федерализма и автономии. Реально советское государство приобретало все более унитарный характер.

Несмотряна сложность социально-политического развития страны в дальнейшем продолжалась разработка правовых, в том числе конститу­ционных проблем. Общецивилизационный подход переплетался и ослож­нялся классовым подходом.

Схема «Конституция СССР - Конституция РСФСР - Конституция Башкирской АССР» была использована в 1936-1937 и 1977-1978 годах, Все они преемственно взаимосвязаны и отражают этапы развития совет­ской государственности и конституционного права. Документы различа­ются усложнением структуры и содержания, конкретизацией и более чет­кой регламентацией функций органов государственной власти, основных прав, свобод и обязанностей граждан. Проявлялись расширение и углуб­ление понятий, новые трактовки и более современные формулировки. Все более обстоятельно использовались достижения международного и отече­ственного права. Однако для конституционного строительства Республики Башкортостан в рамках советской системы был характерен ряд особенно­стей. Во-первых, в условиях ранжирования государственных образований по объему прав и полномочий не допускалось повышения статуса респуб­лики от автономного до союзного. Во-вторых, автономная республика рассматривалась как форма областной автономии, что делало декоратив­ными и декларативными многие конституционные положения о государ­ственной природе республики. В-третьих, настойчиво проводилась линия на приоритет Центра и «растворение» специфики республики в более об­щих формулировках, стандартизацию и унификацию порядков, принципов и норм Основных Законов республик, несмотря на серьезные различия между ними.

Отмечая несомненный прогресс в конституционном строительстве, следует подчеркнуть, что Конституция Башкирской АССР 1978 года не :

учитывала весь комплекс исторических особенностей Башкортостана. Она не в полной мере отражала его социально-экономический потенциал и роль в составе Федерации и Союза. В определении основ экономической системы - собственности на землю, недра, воды и леса, республика вообще не упоминалась, а собственником представлялось все Советское государ­ство. Деятельность республиканских органов власти, по-существу, ограни­чивалась рамками проведения в жизнь решений высших органов государ-

республики. Столь смелый проект (даже не использующий понятие «авто­номия»!) не был поддержан руководством РСФСР и страны в целом. Даже принятый уже в исправленном виде он не был до конца реализован на практике. Складывающаяся политическая система деформировала и выхо­лостила идеи союзного государства, федерализма и автономии. Реально советское государство приобретало все более унитарный характер.

Несмотря на сложность социально-политического развития страны в дальнейшем продолжалась разработка правовых, в том числе конститу­ционных проблем. Общецивилизационный подход переплетался и ослож­нялсяклассовым подходом.

Схема «Конституция СССР - Конституция РСФСР " Конституция Башкирской АССР» была использована в 1936-1937 и 1977-1978 годах. Все они преемственно взаимосвязаны и отражают этапы развития совет­ской государственности и конституционного права. Документы различа­ются усложнением структуры и содержания, конкретизацией и более чет­кой регламентацией функций органов государственной власти, основных прав, свобод и обязанностей граждан. Проявлялись расширение и углуб­ление понятий, новые трактовки и более современные формулировки. Все более обстоятельно использовались достижения международного и отече­ственного права. Однако для конституционного строительства Республики Башкортостан в рамках советской системы был характерен ряд особенно- \ стей. Во-первых, в условиях ранжирования государственных образований ' по объему прав и полномочий не допускалось повышения статуса респуб­лики от автономного до союзного. Во-вторых, автономная республика ;

рассматривалась как форма областной автономии, что делало декоратив­ными и декларативными многие конституционные положения о государ­ственной природе республики. В-третьих, настойчиво проводилась линия на приоритет Центра и «растворение» специфики республики в более об­щих формулировках, стандартизацию и унификацию порядков, принципов и норм Основных Законов республик, несмотря на серьезные различия между ними.

Отмечая несомненный прогресс в конституционном строительстве, ' следует подчеркнуть, что Конституция Башкирской АССР 1978 года не учитывала весь комплекс исторических особенностей Башкортостана. Она не в полной мере отражала его социально-экономический потенциал и роль в составе Федерации и Союза. В определении основ экономической системы - собственности на землю, недра, воды и леса, республика вообще не упоминалась, а собственником представлялось все Советское государ­ство. Деятельность республиканских органов власти, по-существу, ограни­чивалась рамками проведения в жизнь решений высших органов государ-

ственной власти иуправления Союза ССР и РСФСР,а республиканский бюджет являлся составной частьюединого бюджета РСФСР.Подобное положение не отвечало реалиям времени, интересам народов Республики Башкортостан, сдерживалоее поступательное политическое, экономиче­ское,социальное и культурное развитие.

На каждом этапе конституционных реформ так или иначе подни­мался вопрос о статусе республики, расширении ее полномочий. В усло­виях кризиса и попыток обновления союзного государства руководство Башкортостана приняло деятельное участие в подготовке новых преобра­зований, выступило с конкретными предложениями по совершенствова­нию федеративных отношений в стране. Как известно, подписание нового Союзного Договора было сорвано. Однако опыт Ново-огаревского процес­са имел определенное значение для Российской Федерации.

В русле тенденций демократического обновления Федерации 11 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверени­тете Республики Башкортостан. Началась реализация курса на самостоя­тельность, подлинное, а не декоративное оформление своей государствен­ности. В 1992 году был подписан Федеративный договор с Приложением к Федеративному договору от Республики Башкортостан.

Дальнейшим важнымшагом на этом пути стало принятие 24 декаб­ря 1993года Конституции Республики Башкортостан - Основного Закона республики, который уже не был модификацией общероссийского доку­мента. Конституция провозгласила Республику Башкортостан суверенным демократическим правовым государством в составе России и определиладоговорныйхарактер ее отношений с Российской Федерацией.

Логическим продолжением этой работы явилось подписание 3 ав­густа 1994 года Договора Российской Федерации и Республики Башкорто­стан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федера­ции и органами государственной власти Республики Башкортостан». За прошедшие четыре года многое осуществлено для соответствующего нор­мативно-правового оформления новых отношений Республики Башкорто­стан с Российской Федерацией. Одновременно проводилась огромная по масштабам и значимости работа по реализации норм международного права, международных стандартов в области прав и свобод человека и гражданина.

Самостоятельность в проведении экономической и социальной по­литики позволила руководству Республики Башкортостан избежать край­ностей в проводимых преобразованиях, сохранить индустриальный по­тенциал, смягчить остроту финансово-экономического кризиса. Главное

внимание было уделено модернизации и структурной перестройке про­мышленности, развитию аграрного сектора, жилищному, дорожному строительству и благоустройству населенных пунктов. Собственная разви­тая законодательная база способствовала решению сложных экономиче­ских к социальных задач, подтягиванию республики к лучшим показате­лям Российской Федерации по многим аспектам социальной сферы.

Состоявшиеся 14 июня 1998 года вторые в многовековой истории Башкортостана выборы Президента республики подтвердили поддержку ее народами выбранного курса. Это было голосование за политическую, социальную и межэтническую стабильность, за устойчивое, поступатель­ное развитие Башкортостана по пути суверенитета и самостоятельности в составе Российской Федерации. Свыше 70 процентов избирателей, при­нявших участие в голосовании, вновь поддержали кандидатуру М.Г.Рахимова как гаранта конституционного развития Республики Баш­кортостан.