Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
Этот принцип правосудия также закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
"1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Понятие равенства перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроизводства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, одинаковы, независимо от того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.
Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на иной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не гражданскими, а военными судами. Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии. До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это принято во многих демократических странах мира, российское законодательство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законодательных (представительных) органов.
Например, в ст. 96 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
"1. Члены Совета федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
2. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц.
3. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой федерального Собрания".
Эти конституционные положения существенно уточняются и дополняются в ч. 1—3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ" от 8 мая 1994 г. (в редакции ФЗ от 8 июля 1999 г.). Приняты, как в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13—15 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ, 1999,№ 42, ст. 5005).
Такую законодательную практику можно признать в целом понятной и в определенной мере оправданной. Она отражает стремление иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма острых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение постольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии— средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.
Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобретает характер нарастающей тенденции. Появились законы, ставящие особые условия многих должностных и не должностных лиц. В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, прокуроры и следователи прокуратуры, сотрудники органов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правительственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др.
- Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Правоохранительные органы рф»
- Понятие и признаки правоохранительной деятельности.
- Основные направления правоохранительной деятельности
- Органы, составляющие систему правоохранительных органов
- Правоохранительные органы: общая характеристика и система. Органы, составляющие систему правоохранительных органов
- Предмет и значение дисциплины «Правоохранительные органы рф».
- Законодательные источники дисциплины «Правоохранительные органы рф».
- Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
- Конституция рф – основа деятельности правоохранительных органов.
- Понятие и признаки правосудия.
- Признаки
- Органы судебной власти
- Признаки правосудия
- Понятие и классификация принципов правосудия.
- Осуществление правосудия только судом.
- Право граждан на судебную защиту.
- Гос. Язык судопроизводства и делопроизводства.
- Открытое разбирательство дел во всех судах.
- Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции рф и закону.
- Принцип состязательности и равноправия сторон.
- Принцип презумпции невиновности обвиняемого.
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
- Участие присяжных и арбитражных заседателей в отправлении правосудия.
- Судебная система рф по действующему законодательству.
- Верх. Суд рф
- Высший Арбитражный Суд рф
- С Констит.(уставный) суд субъекта рф Мировые судьи уды субъекта рф
- Единство судебной системы.
- Звено судебной системы; понятие инстанции; суд 1-ой инстанции.
- Состав суда при рассмотрении гражданских дел арбитражным судом по инстанциям (суд первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанций, рассмотрение дела в порядке надзора).
- Апелляционная инстанция в судах общей юрисдикции.
- Кассационная инстанция в судах общей юрисдикции.
- Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора, в судах общей юрисдикции.
- Мировые судьи в судебной системе рф и их полномочия.
- Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, и порядок наделения их полномочиями мирового судьи.
- Районный суд в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Организация работы в районном суде. Председатель суда.
- Верх. Суд республики, областной, краевой и равные им суды в системе судов общей юрисдикции. Полномочия суда.
- Судебные коллегии областного и равного ему суда (состав, порядок образования и полномочия).
- Президиум областного и равного ему суда (состав, порядок образования и полномочия).
- Место гарнизонного военного суда в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Окружной (флотский) военный суд в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Военная коллегия Верховного Суда рф как высшее звено в подсистеме военных судов (состав, порядок образования и полномочия).
- Верх. Суд рф как высший судебный орган судов общей юрисдикции. Его полномочия.
- Судебные коллегии Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Кассационная коллегия Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Президиум Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Пленум Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Организация работы в Верховном Суде рф.
- Арбитражные суды в судебной системе рф. Их задачи и полномочия.
- Арбитражные суды субъектов рф в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Арбитражные апелляционные суды в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Федеральные арбитражные суды округов в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Состав и структура Высшего Арбитражного Суда рф.
- Конст. Суд рф и его место в судебной системе рф. Полномочия суда.
- Состав и структура Конст. Суда рф.
- Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конст. Суда рф, и порядок наделения их полномочиями судьи.
- Решения Конст. Суда рф.
- Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
- Наделение кандидатов полномочиями судьи. Несменяемость судей.
- Приостановление полномочий судьи.
- Прекращение полномочий судьи.
- Судейское сообщество в рф и его органы.
- Основными задачами органов судейского сообщества являются
- Высшая квалификационные коллегии судей рф.
- Квалификационные коллегии судей субъектов рф.
- Принципы организации и деятельности прокуратуры в рф.
- Направления деятельности прокуратуры.
- 58. Прокурорский надзор и его отрасли.
- 59. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
- 60. Акты прокурорского реагирования
- Система и структура органов прокураторы.
- Органы дознания и их виды.
- Органы предварительного следствия.
- Следственный комитет рф.
- Понятие адвокатской деятельности.
- Порядок приобретения статуса адвоката.
- Права и обязанности адвоката.
- 1. Адвокат обязан:
- Основные направления деятельности адвоката.
- Формы адвокатских образований.
- Адвокатская палата субъекта рф.
- Федеральная палата адвокатов рф.
- Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного исполнения.
- Основные задачи службы
- Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав рфСтруктура
- Символика Служба имеет флаг и геральдический знак-эмблему, утверждённые Указом Президента рф.
- Органы юстиции рф и их задачи.
- Подведомственные органы исполнительной власти
- Судебный департамент при Верховном Суде рф.