30. Порядок организации и проведения проверок деятельности субъектов хозяйствования.
Основными органами, осуществляющими государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования по различным направлениям в зависимости от специализации этих органов, являются следующие:
1. Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы.
2. Органы прокуратуры.
3. Органы государственной безопасности.
4. Органы внутренних дел.
5. Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – налоговые инспекции).
Проверки (ревизии) могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки (ревизии) одного и того же предприятия могут проводиться не более одного раза в год.
Внеплановые проверки (ревизии) одного и того же предприятия
проводятся только по поручению Президента РБ, Совета Министров РБ, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в РБ, налоговых, правоохранительных и судебных органов, за исключением встречных проверок.
Документальные (комплексные) проверки (ревизии)
финансово-хозяйственной деятельности проводятся в соответствии с утвержденными полугодовыми планами с указанием конкретных сроков их проведения. Ревизия сметы расходов на содержание центрального аппарата Министерства проводится по распоряжению Министра архитектуры и строительства РБ не реже одного раза в два года. Проведение ревизий по постановлениям правоохранительных и судебных органов осуществляется в соответствии с действующим законодательством РБ.
Для проведения проверки (ревизии) приказом назначается
ревизионная группа (ревизор). В приказе оговаривается срок
проведения проверки (ревизии) и проверяемый период. На проведение каждой проверки (ревизии) выдается предписание, в котором указываются наименование органа, выдавшего предписание, и предприятия, подлежащего проверке, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель проверки и сроки ее проведения.
Общий срок проведения проверки (ревизии) определяется
исходя из объема работ с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого предприятия и не должен превышать 30 рабочих дней.
Проведению проверки (ревизии) должна предшествовать
подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке (ревизии), а при необходимости разрабатывается программа ее проведения, утверждаемая лицом, назначившим проверку (ревизию).
Перед началом проведения проверки (ревизии) работник,
проводящий проверку (ревизию), либо руководитель ревизионной группы обязан предъявить руководителю проверяемого предприятия служебное удостоверение, а также предписание на право проведения проверки (ревизии) и внести необходимые сведения в Книгу учета проверок (ревизий).
При проведении проверок (ревизий) работники Службы
ведомственного контроля имеют право:
- проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры
учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;
- требовать письменные объяснения от должностных лиц
проверяемого субъекта, других граждан по вопросам, возникающим в
ходе проведения проверки (ревизии);
- опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные
места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя проверяемого субъекта проведения инвентаризаций, а также проверять правильность их проведения;
- привлекать специалистов для определения количества и качества
сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;
- в предусмотренных законодательством случаях и порядке
знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов о состоянии счетов и оборотов по ним, о состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки (ревизии);
- получать от организаций независимо от форм собственности
справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым
субъектом, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников;
- передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку
(ревизию), материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством.
- 1. Понятие и предмет хозяйственно-правового регулирования.
- 2. Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 3. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 4. Понятие субъекта хозяйствования. Организационно-правовая форма субъекта хозяйствования.
- 5. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности в Республике.
- 6. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования. Уставной фонд.
- 7. Правовое регулирование бухучета
- 8. Правовое регулирование отчетности субъектов хозяйствования.
- 9. Правовые основы аудиторской деятельности.
- 10. Понятие , признаки и виды юридических лиц.
- 11. Правовое положение хозяйственных товариществ.
- 12. Правовое положение унитарных предприятий
- 13. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью.
- 14.15. Правовое положение акционерных обществ( виды, порядок создания и формирования уставного фонда). Управление акционерным обществом.
- 16. Правовое положение производственных кооперативов.
- 17. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.
- 18. Порядок создания субъектов хозяйствования.
- 19. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования. Реорганизация и ликвидация.
- 20. Объединения субъектов хозяйствования
- 21. Дочерние и зависимые организации
- 22. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц. Филиалы и представительства
- 23. Основные направления государственного регулирования экономики. Акты государственного регулирования
- 24. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования
- 25. Правовое регулирование государственных закупок
- 26. Гражданско-правовая ответственность: понятие, особенности, виды
- 27. Понятие и порядок возмещения убытков
- 28. Правовая природа процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами
- 29. Понятие , виды и порядок взыскания неустойки
- 30. Порядок организации и проведения проверок деятельности субъектов хозяйствования.
- 31. Понятие экономической несостоятельности (банкротства). Заявление о банкротстве. Досудебное оздоровление.
- 32. Защитный период в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 33. Конкурсное производство: основания открытия, цели, процедуры.
- 34. Мировое соглашение в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
- 35. Правовое регулирование ограничения монополистической деятельности и развития добросовестной конкуренции .
- 36. Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, ответственность.
- Гражданская и административная ответственность
- Уголовная ответственность
- 37. Правовое регулирование технического нормирования и стандартизации
- 38. Правовое регулирование оценки соответствия.
- 39. Обеспечение единства измерений.
- 40. Ответственность за нарушение законодательства о качестве.
- 41. Правовое регулирование ценообразования в рб.
- 42. Понятие, формы, объекты и субъекты инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
- 43. Основные формы участия государства в инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 44. Инвестиционный и концессионный договоры
- 45. Правовое положение иностранных инвестиций в Республике Беларусь
- 46. Хозяйственный договор: понятие, виды, содержание
- 47. Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- 48. Понятие и виды трудового договора. Порядок заключения.
- 49. Основания и порядок расторжение трудового договора
- 50. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность
- 51. Трудовые споры
- 53. Подсудность дел в хозяйственном судопроизводстве.
- 54. Порядок обращение взыскания на денежные средства и имущество должника при исполнении судебных постановлений хозяйственного суда.