logo search
ответы на вопросы к экзамену АП

29. Правовые методы реализации исполнительной власти.

Методы государственного управления – способы реализации задач и функций исполнительной власти, используемые ими для непосредственного воздействия на управляемые объекты.

Методы используются органами исполнительной власти для решения задач, стоящих перед ними и выражающих их компетенцию.

Особенности методов государственного управления:

- применяются органами исполнительной власти и связаны с существованием соответствующей ветви государственной власти;

- отражают характер связи, взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом государственного управления, а также характер применяемых в отношении объекта управления правомочий властного субъекта административного права;

- являются средством осуществления субъектами государственного управления их компетенции;

- подбираются в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта управления, ситуации и других подобного рода существенных обстоятельств;

- имеют организующее предназначение, упорядочивая происходящие в системе управления процессы;

- зависят часто от субъективных факторов, в том числе политического характера;

- методам государственного управления присущ динамизм;

- неразрывно связаны с формами государственного управления, поскольку зачастую сама форма определяет применяемый метод управления, и наоборот: необходимость применения определенного метода диктует необходимость использования конкретной формы.

Для эффективного государственного управления необходимо добиться обоснованного сочетания методов убеждения и методов принуждения.

Убеждение — это метод административного воздействия, направленный на поведение людей, при котором те или иные действия совершаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно.

Метод убеждения предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих отношении, строго соблюдения ими установленных государством правил.

Сущность убеждения состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его содержание включает комплекс различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер воздействия на сознание и поведение людей.

Меры убеждения могут быть: стимулирующие, воспитательные, разъяснительные.

Стимулирующие меры включают в себя:

- экономические меры стимулирования, которые применяются в основном в отношении субъектов хозяйственного оборота: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и могут проявляться в виде установления налоговых и финансовых льгот; квотирования; льготного кредитования; введения льготных режимов осуществления тех или иных видов деятельности;

- стимулирование организационного характера, которое заключается, в частности, в облегчении процедуры прохождения определенных бюрократических процедур для стимулируемого объекта, введении упрощенной процедуры бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявлении менее строгих требований к структуре, порядку деятельности, организации работы организации;

- социальное стимулирование основано на создании системы льгот, обеспечивающих поддержание надлежащего жизненного уровня социально незащищенных слоев общества;

- поощрительное стимулирование основано на адресном выделении того или иного лица в связи с осуществляемой им деятельностью, совершением конкретного социально положительного поступка.

Воспитательные меры реализуются, например, в исправительных учреждения, где осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Разъяснительные меры заключаются в проведение митингов, организации инструктажей, публичных выступлениях и интервью высших должностных лиц государства, выпуске листовок, рекламных материалов (в том числе так называемой «социальной рекламы» на телевидении), а также манипулирования (безусловно, недопустимого) средствами массовой информации. Собственно разъяснительные меры направлены в той или иной степени на создание общественного мнения по конкретному вопросу социальной действительности.