logo search
Философские словари / НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / А

Асat —см. Cam.

АСАТКАРЬЯ-ВАДА (санскр. asatkaryavada, букв. —уче­ние о не[пред]существовании следствия [в причине]) — учение о причинности в индийской философии, которое, в отличие от саткарья-вады (учение о [пред]существова­нии следствия [в причине]), утверждает, что следствие не просто переходит из латентного состояния в проявленное, как зерно в растение, а реально возникает, становясь чем-то ранее не существовавшим. Асаткарья-вада разделяется буддизмом, джайнизмом, нъяей и вайшешикой, но с некото­рыми различиями. Если для буддистов элементами при­чинно-следственной связи являются не ставшие сущности, а динамические элементы — дхармы, отчего эта связь сво­дится к одномоментному обусловливанию (см. Пратитъя-самутпада), то для ньяи и вайшешики следствие и причи­на есть нечто самотождественное во времени, стало быть, и отношение между ними тоже носит континуальный ха­рактер (см. Карана-карья). В противоположность санкхье, для которой новое — это лишь проявление уже существую­щего, ньяя и вайшешика настаивают на новизне следствия в сравнении с причиной, объясняя ее инаковостью целого (напр., ткани) по отношению к образующим его частям (нитям), обязанной «присущности» целого своим частям (см. Лваявин). Многие критики асаткарья-вады отмечали, что поскольку все процессы представляются ее сторонни­кам разрушением старого и возникновением нового, не­возможно объяснить качественное изменение (отсюда дру­гое специальное название для асаткарья-вады у ньяи и вай­шешики — арамбхака-вада, или учение о начале, возник­новении [того, чего раньше не было]).

В. Г. Лысенко

АСИММЕТРИЯ (греч. А — отрицательная частица и хиццетр1а — соразмерность) — отсутствие элементов симметрии в природных или теоретических объектах. По­нятие асимметрии соотносительно с понятием симметрии. Если фигура не имеет ни одного элемента симметрии, то она называется асимметричной. Явление асимметрии рас­сматривается как полное нарушение симметрии — отсутст­вие всех известных элементов симметрии. Асимметрию следует отличать от диссимметрии, которая понимается как пониженная симметрия, отсутствие лишь некоторых ее элементов. Но даже полное отсутствие всех известных элементов симметрии в предмете не означает невозмож­ности найти такие преобразования, в которых обнаружит­ся особый, неизвестный ранее тип симметрии. К примеру, все асимметричные фигуры могут быть отображены в зер­кале. Такое зеркально равное изображение называют энан-тиоморфным, а соответствующее явление — энантиомор-физмом. Одну из зеркально равных фигур (произвольно выбранную) называют правой, а другую —левой. Если фи­гура недиссимметрична, то ее зеркальное отображение ни­чем не отличается от оригинала. Понятие асимметрии необходимо также отличать от понятия антисимметрии. Фигуры или вообще любые объекты можно различать не только по знаку правизны или левизны, но и по некото­рым другим признакам, имеющим противоположное зна­чение. Напр., в физике частиц наряду с положительно заряженными протонами (+/>) существуют соответствую­щие им античастицы — антипротоны (-р) — отрицательно заряженные частицы; нейтронам противостоят антинейтроны, противоположность которых нейтронам определя­ется их поведением и может описываться своеобразным отрицательным зарядом. В физике частиц формулируется принцип зарядового сопряжения (каждой частице соот­ветствует своя античастица), выступающий как своеобраз­ный принцип антисимметрии.

Н. Ф. Овчинников

АСКЕТИЗМ (от греч. 6хлсптг1<; — упражняющийся, по­движник) — метод нравственного совершенствования и ду­ховного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соот­ветствующая практика, т. е. собственно аскеза. Как нрав­ственный принцип аскетизм противоположен гедонизму. Слово «аскетизм» восходит к греческому doicrjaco, озна­чавшему искусную обработку грубых материалов, их укра­шение; производное от него означало упражне­ние, первоначально атлетическое, приготовление к опре­деленной деятельности. Соответственно «аскетами» назы­вали атлетов. Специфически духовный смысл этому слову придали стоики, понимавшие под аскезой гл. о. ритуаль­ное воздержание и духовное упражнение в добродетели. В этом же смысле слово употреблялось раннехристиан­скими мыслителями. Не только в обычной речи, но и в богословской литературе под аскетизмом нередко по­нимается весь комплекс религиозно-ритуальных самоог­раничений, предпринимаемых человеком с целью отре­чения от мирского в себе.

Все религиозные учения так или иначе предполагают аскетическую практику как средство духовно-нравствен­ного очищения, а также преображения повседневной деятельности. Идеология и технические детали этой прак­тики могут быть различными. Напр., в одной из древнеин­дийских традиций, отраженных в «Бхагавадгите», мироот-речение осуществляется посредством ритуального повто­рения заученных текстов поэмы, в процессе которого, как предполагается, формируется особое душевное состоя­ние— постоянная обращенность мыслящей и созерца­ющей личности на самое себя, ее самоконцентрация во имя Бога-Бхагавана, сохранение в уме соответствующего божественного образа. Хранимый в душе образ постоянно «включается» человеком в совершаемые им повседневные дела и наполняет их божественным смыслом, благодаря чему мирское действие становится незаинтересованным, бескорыстным: его практический смысл отвлекается от мирского контекста, оно посвящается, приносится в жерт­ву Божеству. Особенности христианского аскетизма опре­делялись учением о природе человеческих страстей, пре­одолении искушений и необходимом самоотвержении человека в его преданности Христу. Как и в индуизме, в христианстве сами по себе аскетические подвиги без соответствующего умонастроения, внутренней обращен­ности к высшему (Божеству) не имеют духовного и этиче­ского значения.

В социальной практике требование аскетизма нередко вы­двигается с целью пропагандистского манипулирования людьми, их экономической или политической эксплуата­ции. Этим была обусловлена критика аскетизма Гольба­хом, Марксом, Ницше. Интересная как анализ и обличе­ние определенных общественных нравов критика подоб­ного рода по существу не имеет отношения к аскетизму как именно практике духовного упражнения и преображе ния. Как нравственный принцип аскетизм предписывает самоограничение, воздержание от чувственных наслажде­ний и укрепление воли к совершенному исполнению дол­га. В аскетическом усилии —воздержании в пище, питье, в чувственных влечениях, преодолении своих слабостей (напр., сластолюбия или сладострастия), овладении физи­ческими и душевными состояниями —человек должен от­решиться от плотского в себе и добиться самообладания. Важным средством аскетизма являются медитация, молит­ва. В этом духе понимали аскетизм В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, А. Швейцер. Нравственная ценность аске­тической практики определяется тем, от srero отрешается человек. При одной и той же положительной программе эта практика может варьироваться в своей отрицательной части. Напр., в рамках христианской традиции отрицатель­ная программа аскетизма может касаться как земного-бренного вообще, так и только принудительных форм об­щественных нравов, «материального» в повседневной жиз­ни или лишь индивидуальной чувственности человека. Меру отрешения в отношении себя и «своей» среды чело­век устанавливает сам. Презрение к плоти не следует сме­шивать с пренебрежением к телу, а самообладание—с бесстрастностью. Отрешение же от «плотского» и рутинно-повседневного в чужой жизни, даже будучи нравственно обоснованным, может быть допустимо лишь на основе сострадательного, участливого отношения к другому. Так­же и бесстрастие, понятое как пренебрежение к страдани­ям, нравственно допустимо лишь в отношении собствен­ных, но не чужих, лишений и болезней. Требования духов­ного возвышения и нравственного совершенствования личности приоритетны по отношению к идеалу аскетизма.

Лит.: Соловьев В, С. Оправдание добра: Нравственная философия.— Соч. в 2 т., т. 1. М., 1988, с. 135—152; Ницше Ф. К генеалогии морали.—Соч. в 2 т., т. 2. М„ 1990, с. 472—524; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богослов-ское исследование. М., 1996; Хоружий С. С. К феноменологии аске­зы. М., 1998.

Р. Г. Апресян

АСКЛЕПИАД из Вифинии (120 —56 до н. э.) —греческий врач и натурфилософ, работал в Риме. Воспринял атомистическое учение Гераклида Понтийского о «несопряженных молекулах» (uvapuot буюн), которое соединил с гипотезой о мельчайших «порах» в телах, и применял, в частности, для объяснения взаимодействия веществ в растворах. Известен также тем, что применял на практике пифагорейские идеи о лечебном воздействии му­зыки. Книги Асклепиада были использованы Авлом Кор­нелием Цельсом (1 в. н. э.) при написании медицинского раздела своей энциклопедии («Artes», особенно кн. 2—4 «О медицине»). Греческие источники сведений: Гален (осо­бенно «Об элементах», «О природных способностях» и «Об изготовлении лекарств») и Секст Эмпирик («Пирроновы положения», кн. 3).

Лит.: Hang G. Die philosophischen Gnmdlagen des medizinischen Systems des Asclepiades von Bithynien. —«Philologus», 1983, 127; Rawson E. The life and death of Asclepiades of Bithynia. — «Classical -Quarterly», 1982, 32.

M. А. Солопова

АСКЛЕПИАД ((Астк?1.т|П1й8т1<;) из Флиунта (4 — 3 вв. до н. э.) — греческий философ-сократик, друг и единомыш-

ленник Менедема из Эретрии. Принадлежал к Элидо-эрет-рийской школе.

Лит.: Giannantoni G. (ed.). Socraticorum Reliquiae, t. 1, p. 179—80.

А. В. Пахомова

АСКЛЕПИЙ из Тралл (сер. 6 в.) —грече­ский философ-неоплатоник, ученик Аммония, схоларха Афинской школы. Под именем Асклепия изданы коммен­тарии Аммония на «Метафизику» Аристотеля (кн. 1—7) и комментарий на «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы, возможно также принадлежащий Аммонию.

Соч.: Asclepii in Aristotelis metaphysicorum libros A-Z commentaria, ed. M. Hayduck. В., 1888 (CAG 6, 2); Taran L. (ed.). Asclepius of Tralles. Commentary to Nicomachus Introduction to Arithmetic, Transactions of the American Philosophical Society, n. s. 59.4. Philadelphia, 1969.

Лит.: Msterink L. Deux commentaries sur Nicomaque: Asclepius et Jean Philopon.—«Revue des Etudes grecques» 1964, 77, p. 526—535; Madigan A. Syrianus and Asclepius on Forms and Intermediates in Plato and Aristotle.—«Journal of the History of Philosophy», 1986, 24, p. 149-171.

А. В. Пахомова

АСКЛЕПИОДОТ ('АотЛптбботос,) Александрийский (2-я пол. 5 в.) —греческий естествоиспытатель, математик, врач и философ, ученик и последователь Прокла, автор комментария к «Тимею» (Olymp., In Meteor. 321, 28). От­дельные физические и астрономические положения Аск-лепиодота сохранились в Olymp., ib. 321, 26; Schol. Arist. de Cael. 508 a 39f. Дамаский (Vit. isid. 126) считал, что Аск-лепиодоту недоступна мудрость, содержащаяся в орфиче­ских сочинениях и Халдейских оракулах, и порицал его за то, что он сводит умозрение в дольний мир явлений (фак­тически это означало лишь отсутствие у Асклепиодота интереса к культу и мистике, ср. Suda, v> AeuriSaiuovia). Интересно сообщение Симпликия (In Phys. 795, 177 ел.) о том, что Асклепиодот не только признавал вместе с Про-клом наличие вневременного принципа времени , но и учил о времени, присутствующем во всяком движении как «неподвижный ум и бог».

Ю. А. Шичалин

АСКОЛЬДОВ (наст. фам. Алексеев) Сергей Алексеевич (1871, Москва —23 мая 1945, Потсдам)—русский религи­озный философ, публицист. Внебрачный сын философа А. А. Козлова. Окончил естественно-историческое отделе­ние физико-математического факультета Санкт-Петербур­гского университета, работал экспертом по химии в Депар­таменте таможенных пошлин и акциза. В 1914 получил степень магистра философии в Московском университете за книгу «Мысль и действительность». С 1908 — член Пе­тербургского религиозно-философского общества. Участ­ник сборников «Проблемы идеализма» {1902) (ст. «Фило­софия и жизнь») и «Из глубины» (1918) (ст. «Религиозный смысл русской революции»). После революции преподавал химическую технологию в Ленинградском политехниче­ском институте. Сотрудничал в журнале «Мысль» (1922), альманахе «Литературная мысль» (1922—25). В 1920-е годы основал тайное религиозно-философское общество «Брат­ство св. Серафима Саровского». В 1928 арестован, первое время провел в соловецких лагерях, затем скитался по ссылкам. Будучи в очередной ссылке в Новгороде, попал в оккупацию и перебрался в Германию. Когда работники советских органов безопасности пришли его арестовывать, он был уже мертв.

Первое философское сочинение Аскольдова—«Основные проблемы теории познания и онтологии» (1900), написан­ное всецело под влиянием монадологаческого «панпсихиз­ма» А. А. Козлова, исследованию творчества которого он позднее посвятил книгу «Алексей Александрович Козлов» (1912). Основное направление философских исследований Аскольдова, продолжившего направление своего отца, уде­ляя большее внимание вопросам гносеологии,—критика трансцендентализма, которая была призвана расчистить место для персоналистической религиозной метафизики. Исходным пунктом, по его мнению, должен стать не обез­личенный «трансцендентальный субъект», а личностный «индивидуальный субъект». Познание должно быть сим­волично, ибо предмет философского познания трансцеи-дентен. Исходным понятием гносеологии должна стать интуиция. От Канта он призывал вернуться к философам более ранних эпох—Лейбницу, Плотину и Аристотелю.

Соч.: О любви к Богу и любви к ближнему.— «Вопросы философии и психологии», 1907, № 86; О старом и новом религиозном созна­нии.— «Вопросы религии». М., 1908, в. 2; Время и его религиозный смысл.—«Вопросы философии и психологии», 1913, № 117; Гно­сеология. Пг., 1919; Аналогия как основной метод познания.— «Мысль» (Пг.), 1922, № 1; Время и его преодоление.—Там же, № 3; Религиозно-этическое значение Достоевского.—В сб.: Ф. М. Достоевский. Пг„ 1922.

Лит.: Филиппов Б. С. А. Алексеев-Аскольдов.—В сб.: Русская рели­гиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975.

А. В. Соболев

АСЛ

(араб, основа)—термин, употребляемый в фикхе, классической арабо-мусульманской филологии и филосо­фии. Наряду с конкретными значениями в каждой из этих наук понятие 'асл приобретает метатеоретический статус, когда служит для упорядочения терминологии и обобщен­ного описания рациональных процедур получения знания. 'Асл, как правило, соотносится с понятием фар' (ветвь), хотя может функционировать без него. Наиболее общими значениями термина 'асл является безусловная несомнен­ность, предшествование своей «ветви» (временное или ло­гическое) и приоритет перед ней. 'Асл не обязательно служит генетической основой для «ветви», а отношение «основа—ветвь» не обязательно совпадает с отношением «общее—частное» ('амм-хасс) или «общее—единичное» (куллийй-джуз'ийй). Соотношение 'асл—фар' является одним из основополагающих для классического арабского мышления. Оно близко к отношениям захир—батин и лафз — ма'нан (см. Явное, Смысл), хотя и не совпадает с ними.

В фикхе выделяется несколько значений понятия 'асл. «Основами фикха» ('усул ал-фикх) называется наука, уста­навливающая классификацию источников права и иссле­дующая процедуры доказательства. В плане характерис­тики источников права «основами фикха» именуются Ко­ран и сунна, содержащие «незыблемые кормы» (насс, букв.—текст), которые не должны подвергаться сомнению или перетолковываться с потерей их смысла. На основе таких норм могут выводиться новые нормы, касающиеся случаев, не зафиксированных в Коране и сунне. Для этого

служит кийас (соизмерение), в котором стремятся устано­вить отношение исследуемого казуса к зафиксированному в источниках-'асл как отношение «ветви» к «основе» (см. Доказательство). Третье значение термина «основа фик­ха»—общее правило ('асл куллийй, ка'ида куллиййа) в от­ношении выводимых из него норм. Такой вывод называ­ется «ветвление» (тафрй') или «вывод ветвей из основ» (тахрйдж ал-фуру' 'ала ал-'у?ул). Исследование и установ­ление его правил составляет специальную дисциплину, развитую в позднем средневековье (Джалал ад-Дйн ал-'Ис-навй, ум. 1370/71, и др.), Как общие принципы «основы фикха» были сформулированы достаточно поздно как обо­бщение конкретных постановлений факихов. Поэтому «ос­новы фикха» как общие правила не являются абсолютны­ми принципами права, допуская многочисленные исклю­чения, кроме того, отдельные правила не связаны между собой какими-либо общими принципами. Формулировка «основ фикха» не привела к кодификации мусульманского права, хотя в качестве попытки в этом направлении можно рассматривать «Свод юридических норм» («Маджаллат ал-ахкам ал-'аддиййа»), опубликованный в кон. 19 в. в Стам­буле и включивший 99 «общих правил». В качестве специального термина в собственно фикхе 'асл может означать: состояние, предшествующее рассматрива­емому моменту (напр., состояние ритуальной чистоты тахара) и считающееся сохранившимся несмотря на сомне­ние в этом согласно принципу «сомнение не уничтожает уверенность»; родителей или предков человека; наследни­ков, полностью получающих обязательную долю наслед­ства, в отличие от второстепенных, чья доля может варьи­роваться; оригинал вещи в отношении ее эквивалента (ба-дал); автора хадиса в отношении его передатчика; основ­ные фонды (дома, деревья) в отношении к получаемому с них доходу; человека, взявшего в долг, в отношении к гаранту его долгового обязательства. Кроме того, ханафи-ты под «основой вещи» понимают характеристики, сущест­венные для установления ее существования или несущест­вования. В таком случае «основа» соотносится не с «вет­вью», а с «атрибутами» (васф). Различение «основы» и «атрибутов» вещи дает основание для различения поня­тий «недействительное» (батил) и «испорченное» (фасид): первое характеризует вещь как «несостоявшуюся» (гайр мун'акид), а второе —как состоявшуюся, но имеющую изъян (халал).

В филологии 'асл имеет несколько значений. Под 'асл понимается корень слова, т. е., как правило, три харфа (согласных с сопровождающими их гласными или без них), которые при присоединении к ним морфем образуют слово. 'Асл в морфологическом или синтаксическом ана­лизе означает логически исходную, полную форму слова или фразы, за счет трансформации которой получается реально функционирующая в языке, называемая «ветвью». Такая трансформация подчинена строгим правилам, что позволяет описать морфологию и синтаксис, практически не прибегая к понятию «исключение». Классическая араб­ская филология предпочитает упорядочивать лексический и синтаксический материал с помощью отношения «осно­ва—ветвь». Восстановление формы-'асл по реально дей­ствующей в языке форме-«ветви» называется такдйр, а са­ма такая форма-'асл — мукаддар («восстанавливаемая»). Отношение восстановление (такдйр) логически противо­положно ветвлению (тафрй'). В дальнейшем термин 'зел начал употребляться в филологии аналогично своему зна­чению в фикхе —«общий принцип», «общее правило». В этом направлении разрабатывались 'усул ан-нахв (ос­новы грамматики).

В философии 'асл употребляется в соответствии с общим значением предшествования и приоритета, а также для обозначения общего правила или принципа. Первопри­чина может именоваться сабаб 'асл (изначальная причина). «Основами» являются четыре первоэлемента в противопо­ставлении к их смешению (мизадж). Душа является осно­вой-'асл в отношении ветвей—телесных сил, «страсть» (шахва) составляет основу для своей ветви—гнева (гадаб). Универсалия, напр., человечность, может именоваться «первоосновной природой» (табй'а 'аслиййа) и противопо­ставляться «особи» (шахс). Тезисы философского учения могут также именоваться 'асл в отношении к разворачи­вающим их «ветвям» (Ибн Сана). Наряду с этим 'асл про­должает пониматься как негенетическая основа: пророк является основой-'асл для своих последователей, изна­чально данный людям Закон представляет собой основу-'асл в отношении сменявших его (ал-Кирмани). Ас-Сух-раварди наряду с термином 'асл использует синонимичный емусинх (корень). Ибн 'Арабй называет «основой» сущест­вования мира его движение из небытия в бытие. В соот­ветствии с концепцией неразделимой двойственности Бо-гагИстины и Творения, предполагающей возможность их взаимного перехода, в качестве 'асл может пониматься как Бог, так и Творение в зависимости от того, с какой сторо­ны бытия, вечностной или временной, начинается рас­смотрение их взаимоотношения.

А. В. Смирнов

АСМУС Валентин Фердинандович [18 (30) декабря 1894, Киев—5 июня 1975, Москва] — российский философ, ис­торик философии и литературы, логик. Окончил истори­ко-филологический факультет Киевского университета св. Владимира (1919), доктор философских наук (1940). С 1927 работал в Институте красной профессуры, с 1939 профессор Московского университета; преподавал также в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской и Московском институте философии, литературы и истории, Старший научный сотрудник Ин­ститута мировой литературы (1956). Старший научный со­трудник Института философии (1968). Заслуженный дея­тель науки РСФСР, лауреат Государственной премии (1943) за участие в работе над «Историей философии» (1940 — 43). Действительный член Международного инсти­тута философии в Париже. Автор многих статей в «Фило­софской энциклопедии», «Большой советской энциклопе­дии», «Литературной энциклопедии» и др. Философская деятельность Асмуса началась в Киеве, где в 1916 опубликована его первая научная работа «О задачах музыкальной критики». В 1929 изданы «Очерки истории диалектики в новой философии». В 1920 —40-х гг. сотруд­ничал в журналах «Под знаменем марксизма», «Вестник Коммунистической академии», «На литературном посту», «Советская музыка», «Знамя» и др. В 1933 вышла книга «Маркс и буржуазный историзм», посвященная проблемам философии истории; в 1942 —«Фашистская фальсифика­ция классической немецкой философии» с критикой иде­ологии национал-социализма. В 1950 — 70-е гг. опублико­ваны исследования по истории философии: «Декарт»

(1956), «Философия Иммануила Канта» (1957), «Демок­рит» (1960), «Жан Жак Руссо» (1962), «История античной философии» (1965), «Платон» (1969), «Иммануил Кант» (1973); разделы в «Кратком очерке истории философии» (I960); исследование «Проблема интуиции в философии и математике» (1963). В 1947 вышла в свет «Логика»—пер­вая работа по формальной логике после долгого периода негативной ее оценки; в 1954—«Учение логики о доказа­тельстве и опровержении». В сферу интересов Асмуса вхо­дили также вопросы истории отечественной философии, эстетики (в т. ч. музыкальной), литературы. В последние годы готовил большую работу «Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализ­ма». Посмертно изданы «Историко-философские этюды», где объединены очерки по истории западной философии от Платона до У. Джеймса.

Соч.: Немецкая эстетика 18 в. М., 1963; Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968; Избр. филос. труды, т. 1-2. М., 1969-71; В. С. Соловьев. Опыт философской биографии.—«ВФ», 1988, Na 6.

Лит.: В. Ф. Асмус—педагог и мыслитель (к 100-летию со дня рож­дения).-«ВФ», 1995, № 1.

А. И. Абрамов

АС ПАСИЙ ('Аопохжх;) (1-я пол. 2 в.)—греческий фило­соф-перипатетик, глава Перипатетической школы в Афи­нах. Учитель Термина, который в свою очередь был учи­телем Александра Афродисийского. Известен как автор ком­ментария на «Никомахову этику»—самого раннего из со­хранившихся комментариев античности на Аристотеля. Сохранились книги 1 —4,7—8, (в тексте имеются лакуны). У Аспасия были также комментарии на «Категории», «Об истолковании», «Физику», «О небе», «О чувственном вос­приятии» и (первый в традиции) комментарий на «Мета­физику». Наибольшее количество ссылок на Аспасия име­ется у Симпликия в комментарии на «Физику». См. также Аристотеля комментаторы.

Соч.: Aspasii in ethica Nicomachea quae supersunt commentaria, ed. G. Heylbut. В., 1889 (CAG 19.1).

Лит.: Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen. Bd. 2. В., 1984, S. 226—293; Mercken H. P. F. The Greek commentators on Aristotle's Ethics.—Sorabji ft (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199—231; Alberti A., Sharpies R. W. (eds.). Aspasius: The Earliest Extant Commentary on Aristotle's Ethics. B.-N. Y., 1998.

M. А. Солопова

АСРАВЫ (санскр. asrava — приток) — категория джайн-ской философии, призванная объяснить, каким образом душа (джива), наделенная в своей сущности атрибу­тами всезнания, блаженства и могущества, подвергается «закабалению» (бандха) и перевоплощениям (сансара). Асравы и есть те каналы, через которые в душу вливается кармическая материя, обеспечивающая ее «загрязнение». По «Таттвартхадхигамасутре», асравы суть сама активность (yoga) души как деятельность тела, ума- и речи; благая деятельность реализуется в благой асраве, дурная —в дурной (VI. 1—4). Деятельность под влиянием аффектов (kasaya) обеспечивает длительную карму, «неаффекти­рованная» — быструю. Первая включает прежде всего нарушения основных 5 «обетов» (убийство, ложь, во­ровство, нецеломудрие, стяжательство), а также 4 «ом­рачения» (гнев, самомнение, иллюзии, вожделение),

5 видов чувственности и 25 различных деяний; вторая — дела благочестия (VI. 5—6).

В. К. Шохин