Вопрос 25. Государственный сектор экономики России. Государственные, муниципальные и казенные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Именно отсутствием права собственности на закрепляемое имущество они отличаются от иных коммерческих организаций. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Действует ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее - казенное предприятие).
Правоспособность унитарных предприятий специальная, т.е. они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе предприятия. Действующее законодательство также ограничивает деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности (например, в ст.1015 ГК РФ установлен запрет на деятельность унитарного предприятия в качестве доверительного управляющего; также казенное предприятие не может быть таможенным брокером).
Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Указание на форму соответствующего предприятия и собственника имущества (РФ, СРФ или муниципальное образование) должно содержаться в его фирменном наименовании. По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам собственника его имущества.
РФ, СРФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. РФ, СРФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности имущества последних.
Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае (открытый перечень):
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и т.д.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд СРФ или муниципального образования;
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий и т.д..
Следует иметь в виду, что перечень случаев создания унитарных предприятий является примерным.
Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ, СРФ или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными ОИВ в соответствии с компетенцией, об учреждении государственного предприятия СРФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом МСУ в соответствии с компетенцией. Федеральное казенное предприятие, казенное предприятие СРФ, муниципальное казенное предприятие – соответственно решением Правительства РФ, органа государственной власти СРФ, органа МСУ.
Устав унитарного предприятия является его единственным учредительным документом. Источники формирования имущественной основы деятельности унитарного предприятия: имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходы унитарного предприятия от его деятельности; иные не противоречащих законодательству источники. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником имущества, возникает с момента его передачи унитарному предприятию, если иное не предусмотрено ФЗ или не установлено решением собственника о передаче имущества.
В государственных и муниципальных предприятиях создается уставный фонд, которым определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия. Он может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч МРОТ, а муниципального предприятия - не менее чем одну тысячу МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Уставной фонд может быть увеличен либо уменьшен. При увеличении его размер с учетом размера резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов предприятия. Уменьшение уставного фонда – право, а в определенных законом случаях – обязанность собственника имущества. Например, в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения. Государственная регистрация уменьшения уставного фонда осуществляется только при представлении предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов. За счет чистой прибыли унитарное предприятие может создавать резервный и иные фонды.
Поскольку унитарные предприятия не являются собственниками принадлежащего им имущества, существуют значительные особенности, связанные с распоряжением имуществом. Государственное или муниципальное предприятие по общему правилу распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно. Такое предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим им имуществом только с согласия соответствующих органов государственной власти и МСУ. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества этого предприятия.
Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Деятельность государственных унитарных предприятий планируется. Уполномоченный орган осуществляет контроль за выполнением плана. Предприятие ежеквартально представляет уполномоченному органу статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана и о выпуске продукции (работ, услуг).
Эффективность деятельности предприятия и его управления во многом зависит от руководителя. Действующее законодательство определяет порядок назначения руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, который предусматривает проведение конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, заключение контракта с руководителем и регулярное проведение аттестации руководителей. Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен собственнику. Руководитель не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах МСУ, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных предприятию, к его руководителю.
В унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.
Права собственника имущества государственного и муниципального предприятия:
принятие решение о создании унитарного предприятия;
определение целей, предмета, видов деятельности унитарного предприятия, а также дача согласия на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
утверждение устава унитарного предприятия, внесение в него изменений;
принятие решения о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия;
дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок и т.д.
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
Кроме того, собственник имущества казенного предприятия вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. В определенных законом случаях проводится обязательный аудит. Отбор аудиторских организаций для его проведения определяется по итогам конкурса.
- Предпринимательское право. Вопросы и краткие ответы на них!!!!!!!!!! Список вопросов.
- Вопрос 1. Понятие «предпринимательства» и «предпринимательской деятельности». Законодательное определение, признаки и виды предпринимательской деятельности.
- Вопрос 2. Предпринимательское право, понятие, предмет, система.
- Вопрос 3. Законодательство о предпринимательской деятельности, понятие, структура, функции и особенности.
- Вопрос 4. Предприниматель и государство, задачи, цели, средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.
- Вопрос 5. Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности.
- Вопрос 6. Правовые основы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.
- Вопрос 7. Право на занятие предпринимательской деятельностью как конституционное право гражданина. Конституционный статус предпринимателя в рф.
- Вопрос 8. Права и обязанности предпринимателей и их правовое закрепление.
- Вопрос 9. Особенности ответственности предпринимателей за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей.
- Вопрос 10. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие, признаки, виды.
- Вопрос 11. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (общие положения).
- Вопрос 12. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
- Вопрос 13. Индивидуальные предпринимательство: правовой статус и особенности правового регулирования предпринимательской деятельности гражданина.
- Вопрос 14. Коллективное предпринимательство, правовые формы его организации: хозяйственные общества и товарищества (общие признаки и отличительные черты).
- Вопрос 15. Ооо и одо как правовая форма осуществления предпринимательской деятельности.
- Вопрос 16. Понятие и правовое положение ао.
- Вопрос 17. Правовое регулирование вопросов создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества.
- Вопрос 18. Уставной капитал ао: функции, порядок формирования, увеличение и уменьшение ук.
- Вопрос 19. Управление в акционерном обществе: общее собрание, совет директоров, иные органы управления и их компетенция.
- Вопрос 20. Защита прав акционеров: правовые средства, способы и формы.
- Вопрос 21. Порядок заключения крупных сделок с имуществом в ао.
- Вопрос 22. Заинтересованность в совершении ао сделки и требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
- Вопрос 23. Ао и рынок ценных бумаг (правовые вопросы).
- Вопрос 24. Особенности деятельности производственных кооперативов в сфере предпринимательства.
- Вопрос 25. Государственный сектор экономики России. Государственные, муниципальные и казенные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
- Вопрос 26. Некоммерческие организации и предпринимательская деятельность.
- Вопрос 27. Объединения в сфере предпринимательской деятельности (правовые вопросы). Правовые формы участия объединений в предпринимательской деятельности.
- 28. Финансово-промышленные группы, холдинги, консорциумы и их правовой статус.
- Вопрос 29. Правовое регулирование деятельности холдингов в экономике России.
- Вопрос 30. Представительства и филиалы как субъекты предпринимательской деятельности.
- Вопрос 31. Дочерние и зависимые общества: правовые вопросы.
- Вопрос 32. Правовые особенности осуществления малого предпринимательства в экономике России.
- Вопрос 33. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) по действующему законодательству рф.
- Вопрос 34. Правовой статус арбитражного управляющего, иных субъектов процедуры несостоятельности (банкротства).
- Вопрос 35. Порядок проведения наблюдения в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).
- Вопрос 36. Порядок проведения внешнего управления при несостоятельности (банкротстве).
- Вопрос 37. Конкурсное производство при несостоятельности (банкротстве): участники, последствия, порядок проведения.
- Вопрос 38. Мировое соглашение при процедуре банкротства.
- Вопрос 39. Особенности банкротства отдельных категорий должников
- Вопрос 40. Собственность, иные вещные права и предпринимательство. Осуществление собственником предпринимательских функций как форма реализации отношений собственности.
- Вопрос 41. Правовые основы формирования имущественной основы предпринимательской деятельности.
- Вопрос 42. Правовой режим отдельных видов имущества, используемых в предпринимательской деятельности.
- Вопрос 43. Понятие приватизации, цели, задачи приватизации государственного и муниципального имущества.
- Вопрос 44. Законодательство о приватизации: структура, функции, особенности.
- Вопрос 45. Порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества.
- Вопрос 46. Предприниматель, рынок товаров (работ, услуг) и право: понятие товарного рынка, его функционирование, инфраструктура.
- Вопрос 47. Сущность товарных бирж ,виды осуществляемых ими операций и их правовое регулирование.
- Вопрос 48. Рынок ценных бумаг и его место в общей структуре рыночной экономики. Законодательство о рынке ценных бумаг и его особенности.
- Вопрос 49. Правовое регулирование деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг. Эмиссия акций и иных ценных бума акционерным обществом.
- Вопрос 50. Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (правовые вопросы).
- Вопрос 51. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг. Права инвестора и гарантии их реализации.
- Вопрос 52. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Вопрос 53. Правовое регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (основные требования).
- Вопрос 54. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг.
- Вопрос 55. Рынок банковских услуг: понятие, отдельные виды банковских услуг.
- Вопрос 56. Формирование, развитие и совершенствование банковской системы России и банковского законодательства.
- Вопрос 57. Правовые основы организации и деятельности коммерческих банков в рф.
- Вопрос 58. Правовые вопросы организации рынка денежных расчетов
- Вопрос 59. Рынок банковских услуг по привлечению и размещению денежных средств (правовое регулирование).
- Вопрос 60. Валютный рынок и законодательство о валютном регулировании и валютном контроле.
- Вопрос 61. Понятие валюты и валютных ценностей.
- Вопрос 62. Операции, совершаемые на валютном рынке, их виды и правовое регулирование.
- Вопрос 63. Правовое регулирование инвестиционной деятельности предпринимателей.
- Вопрос 64. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рф: способы и формы, гарантии и льготы.
- Вопрос 65. Правовые основы деятельности предпринимателей во внешнеэкономической сфере. Понятие внешнеэкономической сделки.
- Вопрос 66. Государственное регулирование внешней торговли.
- Вопрос 67. Коммерческая тайна: понятие, содержание, правовое обеспечение.
- Вопрос 68. Понятие рынка труда и общая характеристика источников правового регулирования отношений на рынке труда.
- Вопрос 69. Субъекты рынка труда и общая характеристика их правового статуса.
- Вопрос 70. Государственное регулирование рынка труда.
- Вопрос 71. Социальное партнерство.
- Вопрос 74. Понятие и основные типы монополий. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Запрещение монополистической деятельности.
- Вопрос 75. Виды недобросовестной конкуренции. Правовая защита от недобросовестной конкуренции.
- Вопрос 76. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности.
- Вопрос 77. Заключение, изменение и расторжение предпринимательских договоров.
- Вопрос 79. Формы и способы защиты прав предпринимателей.
- Вопрос 80. Судебные формы защиты прав предпринимателей.
- Вопрос 81. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей.