25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
Применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абзацем первым части 3 статьи 3.5 КоАП РФ.
В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением административного законодательства состоят:
в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законодательства путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением административного законодательства в предупреждении правонарушений;
активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения административного законодательства, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;
более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;
доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением административного законодательства, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.
Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением административного законодательства - это повышение его эффективности, выражающейся в его влиянии на конечный результат - состояние законности и правопорядка.
Типичные нарушения административного законодательства органами административной юрисдикции заключаются в следующем:
1) несоблюдение требований норм административного законодательства, которые влекут за собой как необоснованное привлечение граждан к административной ответственности, так и противоправное фактическое освобождение виновных от установленной законом ответственности;
2) привлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний;
3) несоблюдение предусмотренных законом сроков давности;
4) составление протоколов и постановлений об административном правонарушении без указания в них всех необходимых сведений и без требуемого разъяснения прав и обязанностей всем участникам производства по делу;
5) неполное выявление всех требуемых по закону обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении;
6) неверная юридическая оценка совершенных действий, неправильное применение квалифицирующих признаков;
7) нарушение установленного законом порядка административного расследования;
8) применение штрафов за конкретные виды правонарушений, предусмотренных законом, ниже или выше установленных размеров;
9) нарушение порядка административного задержания граждан (в том числе факты необоснованного задержания, без составления протоколов, превышения установленных законом сроков задержания и др.);
10) неиспользование должностными лицами своих полномочий по доказыванию виновности привлекаемых к административной ответственности лиц и иных обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретных дел (непринятие мер к опросу свидетелей, потерпевших, освидетельствованию в установленном порядке на предмет состояния опьянения и др.);
11) противоправно упрощенная процедура рассмотрения материалов об административных правонарушениях (без приглашения и опроса лица, привлекаемого к ответственности, без разъяснений процессуальных прав, исследования документов и др.);
12) игнорирование обстоятельств, исключающих производство по делу;
13) нарушение подведомственности при рассмотрении отдельных определенных категорий дел (наиболее часто преувеличивают свои полномочия органы внутренних дел, необоснованно подменяя административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, суды);
14) непринятие всех предусмотренных законом мер по реальному взысканию наложенных штрафов;
15) непринятие мер по выявлению причин административных правонарушений и способствующих им условий в целях их последующего устранения.
еречень полномочий прокурора по надзору за исполнением закона содержится в ст. 22 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации », делятся они на три группы:
· полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий;
· полномочия по устранению нарушений закона;
· полномочия по предупреждению нарушений закона.
Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, о лицах, ответственных за его совершение, причиненном ими вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения. В зависимости от источника информации, с помощью которой производится выявление правонарушений, различаются полномочия, ориентированные на получение требуемых сведений путем: непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия) и незаконных правовых актов; истребования и изучения необходимых документов; получения информации от физических лиц; а также использования помощи специалистов
- 1. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- 2. Европейские стандарты прокуратуры.
- 3. Работа в.И.Ульянова (Ленина) «о двойном подчинении и законности».
- 4. Направления деятельности органов прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.
- 5. Законодательное регулирование деятельности прокуратуры. Закон «о прокуратуре Российской Федерации». Структура, содержание
- 7. Социальная и правовая защита работников прокуратуры.
- 8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
- 9. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов («общего надзора»).
- 10. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основания прокурорского вмешательства.
- 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
- 12. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора.
- 13. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора
- 14. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел.
- 15. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
- 16. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса
- 17. Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и осужденных лиц.
- 18. Предъявление и поддержание прокурором гражданского иска в гражданском судопроизводстве. Процессуальный статус прокурора.
- 19. Участие прокурора в гражданском процессе, начатом иными лицами. Основания вступления в процесс.
- 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.
- 21. Надзорное представление прокурора в уголовном судопроизводстве. Основания принесения
- 22. Участие прокурора в арбитражном процессе. Основания и формы участия.
- 23. Особенности поддержания обвинения в суде присяжных.
- 24. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Направления, формы.
- 25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
- 26. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры обращений и заявлений граждан. Особенности рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.
- 27. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
- 28. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов
- 29. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
- 30. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовных дел.
- 31. Исторические этапы развития прокуратуры России. Типология деятельности прокуратуры.
- 32. Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
- 33. Надзор прокурора за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел
- 34. Надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
- 35. Надзор за законностью правовых актов. Формы обращения прокурора в Конституционный Суд рф.
- 36. Антикоррупционная экспертиза прокурором нормативных правовых актов.
- 37. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве.
- 38. Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам.
- 39. Работа а.Ф.Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Тип русского обвинителя.
- 40. Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам. Структура выступления в прениях.
- 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
- 42. Кассационное представление прокурора по гражданским делам.
- 43. Полномочия прокурора по гражданским делам в стадии надзора.
- 44. Апелляционное представление прокурора по уголовным делам. Основания принесения.
- 45. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
- 46. Обеспечение прокурором прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.