25. Правовое регулирование государственных закупок
Формирование, размещение и исполнение государственного заказа является одной из форм непосредственного участия государства в хозяйственных отношениях. Правовое регулирование отношений государственного заказа основывается на нормах ГК (ст.ст.495- 504, 718-722), Законе Республики Беларусь от 24 ноября 1993г. № 2588 «О поставках товаров для государственных нужд», Указе Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», Постановлениях Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 1994 г. № 437 «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» и от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» и др. нормативных актах. Отношения по государственному заказу весьма разнообразны, поэтому специальными нормами регулируются отношения в области государственного военного заказа, научно-технического, имеют свою специфику отношения по государственному заказу сельхозпродукции, медоборудования, госзаказ в строительстве.
Согласно п.1 ст.495 ГК государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Существуют республиканские госнужды и местные. Государственные заказчики для республиканских нужд определяются ежегодно Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Постановлением № 437, для местных нужд - в порядке, определяемом местными органами управления.
Состав государственных нужд также определяется в установленном законом порядке. В определении состава госнужд участвуют министерства, ведомства, которые подают соответствующую информацию в Министерство экономики и Министерство финансов. Состав госнужд определяется на каждый календарный год в соответствии с прогнозами социально-экономического развития Республики Беларусь и утверждается Советом Министров.
Основанием для поставки товаров для госнужд является государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию - иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст 496 ГК).
Основаниями для заключения госконтракта являются заказ государственного заказчика, принятый к исполнению поставщиком либо победа поставщика (исполнителя) в конкурсе.
Размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд осуществляется государственными заказчиками в соответствии с процедурами осуществления государственных закупок.
Под государственными закупками понимаются закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет бюджетных средств республиканского и местных бюджетов, в том числе для государственных нужд (п.1 Указа № 618).
Порядок выбора поставщика (исполнителя) урегулирован нормами Указа № 618 и Постановления № 1987. Законодательством предусмотрены различные способы выбора исполнителя (поставщика, подрядчика): путем проведения конкурсов (открытых, закрытых, двухэтапных. конкурсов-редукционов), процедуры запроса ценовых предложений, процедуры оформления конкурентного листа, процедуры закупки из одного источника. Кроме того, государственные закупки могут осуществляться в форме электронной торговли.
Конкурсные процедуры применяются в случаях, если ориентировочная стоимость закупки составляет от 8000 базовых величин и выше. По общему правилу проводятся открытые конкурсы, закрытые конкурсы проводятся в случаях, если сведения о закупаемых товарах составляют государственную тайну. Двухэтапные конкурсы проводятся в случаях, когда фазу невозможно определить характеристики закупаемых товаров, возможности потенциальных поставщиков, либо для закупки требуется проведение научных исследований, экспериментов. Указанные работы составляют содержание первого этапа. На втором этапе окончательно формируется конкурсная документация, проводятся запросы конкурсных предложений участников, прошедших первый этап и подводятся окончательные итоги. Под открытым двухэтапным конкурсом с применением редукциона понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором проводятся торги по снижению цен конкурсных предложений участников. Конкурс-редукцион может проводиться в отношении товаров (работ, услуг), для которых существует постоянно действующий рынок и при наличие у организаторов информации не менее чем о пяти потенциальных поставщиках (подрядчиков, исполнителей) таких товаров (работ, услуг).
При процедуре запроса ценовых предложений извещение о проведении этой процедуры размещается путем открытой публикации либо, в случае если сведения о закупаемых товарах составляют государственную тайну, направляется непосредственно потенциальным поставщикам, а победителем признается поставщик (подрядчик, исполнитель), предложивший лучшие условия по цене, либо лучшие условия по установленным критериям оценки ценовых предложений. Данная процедура применяется в случае ориентировочной стоимости закупки от 1000 до 8000 базовых величин.
При процедуре оформления конкурентного листа заказчик осуществляет выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством сбора информации о цене за единицу товара не менее чем у двух поставщиков. Указанная процедура применяется при ориентировочной стоимости закупки от 50 до 1000 базовых величин.
Процедура закупки из одного источника применяется при ориентировочной стоимости закупки до 50 базовых. Закупки из одного источника могут осуществляться и при цене закупки более 50 базовых в случаях, определяемых Советом Министров.
Порядок заключения государственного контракта урегулирован ст.498 ГК. В случае, если государственном контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) не непосредственно государственному заказчику, а определяемому им покупателю, заключается также договор поставки (подряда) товаров для государственных нужд.
Исполнение госконтракта регулируется правилами Гражданского кодекса, предусмотренными для отношений поставки товаров, если иное не предусмотрено специальными
правилами.
Ответственность в области отношений госзаказа предусмотрена ст.503, 504 ГК, статьями 10-12 Закона о поставках товаров для государственных нужд, нормами статей 11.16 и 12.5 КоАП.
- 1. Понятие и предмет хозяйственно-правового регулирования.
- 2. Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 3. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 4. Понятие субъекта хозяйствования. Организационно-правовая форма субъекта хозяйствования.
- 5. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности в Республике.
- 6. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования. Уставной фонд.
- 7. Правовое регулирование бухучета
- 8. Правовое регулирование отчетности субъектов хозяйствования.
- 9. Правовые основы аудиторской деятельности.
- 10. Понятие , признаки и виды юридических лиц.
- 11. Правовое положение хозяйственных товариществ.
- 12. Правовое положение унитарных предприятий
- 13. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью.
- 14.15. Правовое положение акционерных обществ( виды, порядок создания и формирования уставного фонда). Управление акционерным обществом.
- 16. Правовое положение производственных кооперативов.
- 17. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.
- 18. Порядок создания субъектов хозяйствования.
- 19. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования. Реорганизация и ликвидация.
- 20. Объединения субъектов хозяйствования
- 21. Дочерние и зависимые организации
- 22. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц. Филиалы и представительства
- 23. Основные направления государственного регулирования экономики. Акты государственного регулирования
- 24. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования
- 25. Правовое регулирование государственных закупок
- 26. Гражданско-правовая ответственность: понятие, особенности, виды
- 27. Понятие и порядок возмещения убытков
- 28. Правовая природа процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами
- 29. Понятие , виды и порядок взыскания неустойки
- 30. Порядок организации и проведения проверок деятельности субъектов хозяйствования.
- 31. Понятие экономической несостоятельности (банкротства). Заявление о банкротстве. Досудебное оздоровление.
- 32. Защитный период в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 33. Конкурсное производство: основания открытия, цели, процедуры.
- 34. Мировое соглашение в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
- 35. Правовое регулирование ограничения монополистической деятельности и развития добросовестной конкуренции .
- 36. Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, ответственность.
- Гражданская и административная ответственность
- Уголовная ответственность
- 37. Правовое регулирование технического нормирования и стандартизации
- 38. Правовое регулирование оценки соответствия.
- 39. Обеспечение единства измерений.
- 40. Ответственность за нарушение законодательства о качестве.
- 41. Правовое регулирование ценообразования в рб.
- 42. Понятие, формы, объекты и субъекты инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
- 43. Основные формы участия государства в инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 44. Инвестиционный и концессионный договоры
- 45. Правовое положение иностранных инвестиций в Республике Беларусь
- 46. Хозяйственный договор: понятие, виды, содержание
- 47. Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- 48. Понятие и виды трудового договора. Порядок заключения.
- 49. Основания и порядок расторжение трудового договора
- 50. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность
- 51. Трудовые споры
- 53. Подсудность дел в хозяйственном судопроизводстве.
- 54. Порядок обращение взыскания на денежные средства и имущество должника при исполнении судебных постановлений хозяйственного суда.