logo search
Гражданское право

1. Право государственной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление.

История государственной собственности: В советское время ее обозначали как «общенародную собственность», «достояние многонационального народа СССР» (Конституций СССР). Это было декларативное, неправовое понятие.

Современное законодательство придает этому явлению правовую определенность: как субъективное право конкретного публичного образования на принадлежащее ему, закрепленное за ним, обособленное имущество. Право это обладает всеми признаками права собственности: оно абсолютное (ему противостоят все прочие субъекты, в том числе и прочие публичные образования, независимо от иерархии); вещным, с абсолютной защитой и набором правомочий.

Но этому проявлению единого по своей природе праву собственности свойственны некоторые особенности. Они предопределены его принадлежностью к праву публичной собственности. Публичный собственник, в отличие от частных, не имеет своего «частного» интереса. Его интерес – общее благо, польза для населения, граждан. Поэтому право публичной собственности характеризуется рядом особенностей: приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения, объектами, которые в соответствии с п.3 ст. 212 ГК РФ устанавливаются законами.

Субъекты права государственной собственности указаны в п. 1 ст. 214 ГК РФ: РФ (субъект права федеральной собственности) и субъекты РФ (субъекты права собственности субъектов РФ).

Объекты права государственной собственности – общее представление о них, точнее об их классификации дает ст. 212-214 ГК РФ:

-по натуральному воплощению законодатель выделяет природные ресурсы (земля и прочие) и другое имущество, в том числе средства соответствующих бюджетов;

-по оборотоспособности специально указаны виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (изъяты из оборота);

-по наличию вещных прав на это имущество у других лиц: закрепленное и незакрепленное за государственными предприятиями и учреждение во владение, пользование и распоряжение. Незакрепленное называется казной.

Само же отнесение государственного имущества к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК). Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 дает следующую картину объектов, которые отнесены к федеральной собственности:

1)объекты, составляющие основу национального богатства страны (природные ресурсы);

2)имущество, необходимое для функционирования федеральных органов (органов управления, власти, суда и т.д.);

3)для обеспечения безопасности государства (оборона, государственный резерв и др.);

4)для решения общенациональных задач.

Объекты права собственности субъектов РФ: предприятия как имущественные комплексы; социально-культурные комплексы, объекты в сфере здравоохранения, образования; нежилые здания, сооружения; ценные бумаги и иное.

Российская Федерация и ее субъекты, каждый отдельно, организуют специальный учет объектов права собственности (недвижимого и движимого имущества) и ведут их реестр по соответствующим правилам. Его для РФ ведет Министерство имущественных отношений, а для субъекта РФ – уполномоченные тем органы (комитет по управлению имуществом). Этот реестр не заменяет Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, который ведут учреждения юстиции. Это вид специального учета. Значение: п. 3 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г. «Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр». Спор по их поводу возможен и разрешается судом.

Основания возникновения права государственной собственности (общегражданские и специальные):

А) В силу закона (преемство в части имущества СССР, природные ресурсы (недра, леса – объявляются государственной собственностью и какого-то иного специального акта не требуется);

Б) Перераспределение государственного имущества между РФ и субъектами РФ в административном порядке на основании постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. (в порядке разграничения): все объекты – отнесены к государственной собственности, часть из них подлежит передаче муниципальным образованиям (по Перечню № 3), часть может быть передача субъектам РФ (по Перечню № 2, а также объекты, не попавшие ни в один из этих перечней). Порядок передачи административный и определен распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. «Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»: представительный орган власти субъекта РФ утверждает перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъекта РФ, и представляет в Мингосимущество РФ для проверки его законности и регистрации. Мингосимущество регистрирует правильно составленный перечень и направляет его Правительству РФ для утверждения. Объекты по перечню считаются переданными в собственность субъекта РФ с момента принятия решения Правительством об утверждении перечня или по истечении 3-х месяцев с момента регистрации Перечня в Мингосимуществе, если решение так и не было принято.

3) Налоги, сборы.

4) Изъятие имущество у частных собственников помимо их воли по основаниям, указанным в законе: у лица, которому в силу закона имущество не может принадлежать (ст. 238 – государственная собственность); изъятие земельных участков для государственных нужд (ст. 239); выкуп государством бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240); реквизиция (ст. 242 государственная собственность); конфискация (ст. 243); национализация.

5) Присвоение такого бесхозяйного имущества как клады (ст. 233 – памятники истории и культуры).

6) наследование вымороченного имущества (ст. 1151 ГК РФ – в собственность РФ).

Прекращение права государственной собственности (особенности оснований и последствий):

  1. Ограничение применения общегражданских оснований прекращения права собственности (вместо них, как правило, специальные: в порядке приватизации, в порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, разграничения, в порядке передачи находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры).

  2. Запрет отчуждения имущества, изъятого из оборота.

  3. Особенности прекращения права собственности в связи с обращением взыскания по обязательствам публичных образований:

Осуществление права государственной собственности зависит от вида имущества, от того, относится ли оно к закрепленному или незакрепленному. Во всяком случае, от имени РФ или субъекта РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях, предусмотренных законами и нормативными актами – органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 1 и 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК).

Осуществление права федеральной собственности:

Осуществление права собственности субъектов РФ органы, которые созданы в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ФЗ от 6 октября 1999 г.). В Кемеровской области они определены Уставом (от 9 апреля 1997 г.); Законом «О схеме управления Кемеровской областью» от19 октября 2001 г. и Законом «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области» от 20 июля 1998 г. Органы:

Фонда имущества Кемеровской области (Кузбассфонд), является уполномоченным органом, осуществляющим заключение сделок по продаже объектов государственной собственности области, в том числе акций (долей, паев) хозяйственных обществ и товариществ.

  1. Право муниципальной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществления.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр.

Известно, что право собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения собственностью, причем собственником является именно тот субъект, который наделен всеми тремя элементами права собственности. Статья 130, ч.1 Конституции РФ закрепила, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность имеет свой состав, куда входят:

- средства местного бюджета;

- муниципальные внебюджетные фонды;

- муниципальные земли;

- природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

- муниципальные предприятия и организации;

Основания возникновения муниципальной собственности:

1 - передача муниципальным образованиям в установленном законом порядке федеральной собственности,

2 - создание и приобретение муниципальным образованием, органами местного самоуправления, объектов муниципальной собственности за счет собственных средств.

3 - участие ОМС в иных формах собственности путем форм-я в них своей доли (пая), что является в этой части муниципальной собственностью.

4 - передача (или приобретение) в муниципальную собственность объектов негосударственной собственности (частной, общественных организаций и т.п.).

5 - Налоги и сборы