logo search
otvety_k_ekzamenu_OPrava

76. Договор аренды: понятие, предмет, стороны, сроки, права и обязанности сторон.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с определением договор аренды является консенсуальным, двусторонним, возмездным.

Консенсуальность договора аренды определяется тем, что договор считается заключенным с момента достижения соглашения по его существенным условиям и его вступление в силу не связано с передачей вещи, в отличие от реальных договоров, которые считаются заключёнными с момента совершения какого-либо действия.

По определению, договор аренды также является возмездным, так как имущество во временное владение и пользование предоставляется за плату. В случае предоставления имущества безвозмездно стоит вести речь о другом институте гражданского права — договоре безвозмездного пользования (ссуды).

В соответствии с законодательством Республики Беларусь объектами аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Субъектами (сторонами) договора аренды являются арендодатель (наймодатель) и арендатор (наниматель).

Арендодателями могут быть собственники имущества, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду.

Собственник имущества вправе быть арендодателем, постольку он владеет в отношении имущества правомочиями владения, пользования и распоряжения, которые включены в субъективное право собственности.

Что касается арендатора, то в этом качестве может выступать всякий дееспособный гражданин либо организация, являющаяся юридическим лицом. Гражданский кодекс не содержит специальных правил, ограничивающих права субъектов гражданского оборота на получение в аренду имущества.

Арендодатель обязан:

1. передать имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и пригодном для использования;

2. сдать имущество в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором;

3. производить капитальный ремонт передаваемой вещи, если иное не предусмотрено договором.

4. предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемое имущество (залог, сервитут и т. д.). При несоблюдении этой обязанности, арендатор имеет право требовать уменьшения арендной платы или расторжения договора и возмещения убытков.

Арендатор обязан:

1. использовать имущество в соответствии с условиями договора, если условия не определены в договоре, то в соответствии с его назначением;

2. вносить арендную плату;

3. производить текущий ремонт, а также нести иные расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законом или договором аренды;

4. возвратить имущество в состоянии, определенном условиями договора, или в состоянии нормального износа.

Права арендодателя:

  1. требовать уплаты арендных платежей в формах, определенных условиями договора;

  2. требовать от арендатора в случае существенного нарушения им сроков внесения арендной платы ее досрочного внесения в установленный арендодателем срок (не более чем за два срока подряд), если иное не предусмотрено договором;

  3. требовать расторжения договора, если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с его назначением или условиями договора, ухудшает состояние имущества, более двух раз подряд не вносит арендную плату.

Права арендатора:

  1. распоряжаться арендованным имуществом только с согласия арендодателя — сдавать имущество в субаренду (поднаем). Договор субаренды не может быть заключен на срок больше срока договора аренды;

  2. передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование.

3.истребовать сданное внаем имущество и возмещение убытков, причиненных несвоевременностью предоставления имущества;

4.требовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных неисполнением договора;

5.требовать уменьшения арендной платы, либо расторжения договора при появлении неоговоренных прав третьих лиц на арендуемое имущество;

6. при обнаружении недостатков в арендуемом имуществе:

а) требовать их устранения, либо уменьшения цены, либо возмещения расходов на их устранение, либо расторжения договора;

б) удержать из арендной платы сумму расходов на устранение недостатков, уведомив об этом арендодателя;

7. если арендодатель не произвел капитальный ремонт в срок установленный договором, то:

а) произвести его за счет арендодателя;

б) потребовать уменьшения арендной платы или расторжения договора и возмещения убытков.

81. Понятие, цели, принципы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь. Общая характеристика приватизационного законодательства.

Отношения в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества регулируются законодательством о приватизации, основанном на Конституции Республики Беларусь и состоящем из Закона республики Беларусь от 19 января 1993 г. N 2103-XII О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества (в ред. Закона Республики Беларусь от 16.07.2010 N 172-З)

Настоящий Закон направлен на совершенствование правовых и экономических отношений в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в целях создания условий для привлечения инвестиций и развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Разгосударствление это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Приватизация осуществляется путем продажи:

- акций (долей в уставных фондах) на аукционе;

- акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;

- предприятий как имущественных комплексов на аукционе;

- предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;

- акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Продажа объекта приватизации без проведения аукциона (конкурса) осуществляется в случае продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Основными принципами приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества являются:

- законность;

- плановость и системность;

- гласность, открытость и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

- равенство субъектов приватизации;

-возмездность отчуждения объектов приватизации субъектам приватизации;

- соблюдение и защита прав собственников. Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии:

- деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;

- до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство;

-содействие развитию эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Приватизация в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Гражданским Кодексом Республики Беларусь и иными нормативными актами. Приватизация государственного имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, осуществляется по таким же правилам, как и приватизация имущества, находящегося на территории Республики Беларусь. Иностранные физические и юридические лица, а также предприятия с иностранными инвестициями участвуют в приватизации государственного имущества, в том числе приватизации земельных участков, на тех же условиях, что и белорусские физические и юридические лица.

Объектами приватизации являются акции, принадлежащие государству в акционерных обществах, доли в уставных фондах юридических лиц, а также сданные в аренду имущественные комплексы государственных юридических лиц или их частей, обособленных структурных подразделений. Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 года №169-З «Об объектах находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства». Настоящий Закон направлен на защиту общегосударственных интересов в целях обеспечения территориальной целостности государства, национальной, экономической и энергетической безопасности, социальной защищенности населения, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, сохранения историко-культурного и духовного наследия.

Настоящий Закон определяет объекты, находящиеся только в собственности государства, и виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

Действие настоящего Закона не распространяется на объекты, составляющие в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исключительную собственность государства (недра, воды, леса). Отношения, связанные с такими объектами, регулируются законодательством о недрах, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов.

Законодательство об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

87.Система хозяйственных судов в Республике Беларусь. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам.

Систему хозяйственных судов в Республике Беларусь составляют:

1) хозяйственные суды областей (города Минска);

2) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске - хозяйственный суд города Минска.

Специализированные хозяйственные суды образуются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

1) судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

2) апелляционная судебная коллегия;

3) судебная коллегия по банкротству;

4) судебная коллегия по налоговым спорам;

5) судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска):

1) рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

3) готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд:

1) рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

2) изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

3) готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

1) рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

3) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

4) ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Каждый государственный и иной орган, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий.

Под подведомственностью понимают круг дел, отнесенных законом к рассмотрению и разрешению системы хозяйственных судов Республики Беларусь. Нормы о подведомственности дел предусмотрены как собственно хозяйственным процессуальным законодательством, так и правовыми актами материально-правового характера (ГК, Закон «О банках и банковской деятельности», законодательство о приватизации, о банкротстве и т.д.).

Подсудность дел - относимость подведомственного хозяйственному суду дела к ведению конкретного суда одной системы в зависимости от уровня суда или территории.

Институт подсудности также имеет непосредственное отношение к правовым гарантиям в хозяйственном процессе. Смысл этого конституционного положения состоит в том, что подсудность должна быть строго определена законом, и суды не вправе произвольно ее менять.

23. Правовые формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности – это публичная деятельность, направленная на реализацию государственной экономической политики.