logo search
Реале Дж

Модусы

Кроме «субстанций» и «атрибутов» (как сказано выше), существуют «модусы». Спиноза дает следующее определение: «Под «модусом» я понимаю состояние субстанции, т. е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется». Без субстанции и ее атрибутов не было бы «модусов», мы не смогли бы их воспринимать. Точнее, следовало бы сказать, что модусы вытекают из атрибутов и представляют собой определения атрибутов.

Однако Спиноза не переходит непосредственно от бесконечных атрибутов к конечным модусам, а вводит бесконечные модусы, которые находятся посередине между атрибутами, бесконечными по своей природе, и конечными модусами.

Бесконечный модус бесконечного атрибута мышления, например — «бесконечный разум» и «бесконечная воля». Бесконечные модусы бесконечного атрибута протяженности — «движение и состояние покоя». Бесконечным модусом является также мир как совокупность или, по выражению Спинозы — «лицо вселенной, которое, хотя и меняется в деталях, в целом остается тем же самым».

Бенедикт Спиноза 359

В этот момент мы ждем объяснения по поводу происхождения «конечных», или «ограниченных», модусов, иными словами, как происходит переход из бесконечного к конечному. Но Спиноза ех abrupto (сразу) вводит ряд модусов и частных модификаций и просто говорит, что одни происходят из других. Одно из суждений «Этики» специально оговаривает: «Единичное, чем бы оно ни было, т. е. любая конечная вещь, имеет определенное существование, поэтому не может существовать иначе, чем с помощью другой причины, которая также конечна и определена, и так далее до бесконечности».

Ответ Спинозы означает следующее: модус, соответствующий природе бесконечного атрибута Бога, также бесконечен, прочее же связано с конечной модификацией и имеет определенное существование. Бесконечное порождает только бесконечное, а конечное порождено конечным.

Однако каким же образом в рамках бесконечной Божественной субстанции бесконечные атрибуты преобразуются в конечные модификации, как, рождается конечное, остается без объяснения. Для