«Огоньки» организационного периода
Задача – воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности.
В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40—60 минут в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Несмотря на продолжительность «огонька», основное содержание – рефлексия дня – не должно длиться более 15—25 мин. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни.
У вожатого, конечно, должно быть очень много заготовок для вечернего «огонька». Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а сюжеты «огонька» варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное – это разбудить у детей потребность к непринужденному общению. В опыте работы Всероссийских детских центров накоплен большой опыт работы по проведению «огоньков». В частности, предлагается уже с первых дней вводить правила проведения «огонька»:
1. Говорят вполголоса, если хочешь выступить – не выкрикивай с места, а подними руку.
2. Внимательно слушай, дай договорить до конца каждому, не перебивай.
3. Критиковать не с целью унизить и оскорбить, а помочь и посоветовать.
4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай.
5. Правило «Свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступать на «огоньке» или запрещать говорить.
6. На «огоньке» говорят, что думают: откровенность и принципиальность – норма разговора на «огоньке».
7. Принцип – «Здесь и сейчас». Ничто из услышанного на «огоньке» не должно обсуждаться за пределами отряда, уважаем откровенность друг друга.
8. Береги время, дай возможность высказаться другому.
Можно познакомить ребят с традициями «огонька»:
1. На «огоньках» все ребята садятся в круг, чтобы чувствовать плечо товарища и видеть глаза каждого из ребят.
Нельзя проходить через центр отрядного круга – костёр (свеча) – символ горящих сердец – общее сердце отряда – нельзя его топтать или баловаться с ним.
У каждого вожатого должен быть свой отрядный талисман, который используется на «огоньке» как «эстафетная палочка» - у кого он в руках, тот и говорит. Будет интереснее, если у талисмана есть своя легенда.
Сегодня довольно распространенной формой в организационный период стал тематический «огонек» «Расскажи мне о себе».
Он может проходить по-разному.
Как вариант. У вожатого есть какой-нибудь талисман, символ. Он объясняет его значение. Рассказ начинает с себя и предлагает передавать талисман дальше по кругу. Тот, у кого в руках предмет, рассказывает о себе. В помощь могут задаваться вопросы «в шапке», помогающие лучше узнать другого (например, такие: ты попал на необитаемый остров; у тебя есть возможность взять с собой три любые вещи. Что ты возьмешь?).
«Огонек» «Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании общения. Ребята должны заранее знать, на какой день намечен «огонек», о чем предстоит разговор. Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательные отношения к каждому члену отряда. При проведении «огонька» необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на «огонек» особой тропой, не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке педагог обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемежку, чтобы места были для каждого удобны, и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма рассадки - круг. Завершается «огонек» словами вожатого, в которых он высказывает надежду на успешность всех будущих дел, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Заканчивается вечер общей песней.
Практический блок занятия:
КУРАТОРАМ: заранее приготовьте свечку, клубок ниток, ножницы, зажигалку. Зарядите ребят атмосферой уюта первого огонька знакомств.
А свечи, сгорая, плачут,
Слезами потерь истекая,
Но свет их, теплый и ясный,
Усталость и боль снимает.
И трепетной пляской пламя
Что-то в душе затронет,
Ты крошечное сердечко
Согреешь в своей ладони…
«ЛЕГЕНДА О ПЕРВОМ ОТРЯДНОМ ОГОНЬКЕ»
Это было давным-давно, когда наши дедушки и бабушки были совсем маленькими и бегали в коротеньких юбочках и шортиках, и каждый из них состоял в большой и сильной организации пионеров, в знак чего гордо носил на груди яркий красный галстук.
В 1962 году на берегу Черного моря, в окружении живописных гор, был основан детский центр «Орлёнок». Там отдыхали девчонки и мальчишки со всей огромной страны, называвшейся СССР, включавшей 15 дружественных республик.
В «Орлёнке», на самом берегу теплого моря располагалась дружина «Солнечная», называвшаяся так потому, что буквально купалась в солнечных лучах. И ребята там были самые загорелые, вожатые самые молодые и веселые, умеющие повести отрядов за собой.
И вот однажды в «Солнечной» появился необычный отряд. На первый взгляд всё как обычно: озорные, непоседливые дети, с ними вожатый, молодой веселый парень, гитарист и чуть-чуть поэт. Но была в этом отряде какая-то тайна: ребята более дружные, терпимы, внимательны друг к другу. Да и вожатый не спешил после отбоя из отряда, подолгу засиживался у ребят с гитарой. И никогда в отряде не было ни ссор, ни обид.
Интересно стало другим вожатым, почему этот отряд лучше остальных. Но, сколько ни спрашивали вожатого, тот удивленно пожимал плечами: мол, все как у всех. И тогда решили вожатые понаблюдать, что да как. На следующий день, когда вечернее солнце уже позолотило краешек моря, вожатый с гитарой и ребята с рюкзаками пошли в горы. Любопытные вожатые – за ними. И что удивительно: подъем был несложным, но ребята поддерживали друг друга, подавали руку помощи, ждали отставших. А через некоторое время среди деревьев заплясали веселые язычки костра, зазвучал нежный голос гитары, и полилась песня.
Немного смутившись, вожатые вышли на поляну. Вокруг костра сидели мальчишки и девчонки, такие необычно серьезные, что вожатые еще больше смутились, почувствовав себя непрошенными гостями. Но ребята нашли и для них место у костра, и разговор продолжился. Говорили о разном – о своих тревогах и радостях, удачах и сомнениях, чувствах и переживаниях… Разговор был искренним и доброжелательным, было много добрых советов, и никто не остался в стороне от беседы, так что вскоре и гости – вожатые увлеклись обсуждением. А время бежало незаметно, пора было возвращаться в лагерь, но так не хотелось расходиться!
А на следующий вечер уже несколько отрядов вместе со своими вожатыми потихоньку пошли в горы. И вскоре все окрестные склоны по вечерам расцветали чудесными огоньками костров, и звезды с неба таинственно перемигивались с их искрами.
Закончилась смена, ребята разъехались по домам. Разлетелись по всей стране и вожатые – орлята, но каждый из них увез из «Орлёнка» в своем сердце частичку огонька и желания поделиться им с другими.
Подуруева Оксана, Паранюшкина Наташа.
«ЗАКОН ПОДНЯТОЙ РУКИ»
Когда-то давным-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнит из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и люди убивали друг друга. Никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что это сочли бы за трусость, а никто не хотел быть трусом. Ведь трусов и в том, и в другом племени наказывали жестоко: им простреливали ладонь правой руки...
И продолжали гибнуть горячие и самые молодые, самые смелые и здоровые, самые красивые. И обоим племенам грозило вырождение.
И вот тогда один старый и мудрый человек сказал: “Люди вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука и если вы сочтете, что это трусость, вы можете стрелять, но прежде выслушайте.”
И он предложил заключить мир и отправился с этим предложением в другое племя, вытянув вперед правую руку.
Вот так был рожден закон правой руки, который гласит: “Люди! Я хочу сказать вам что-то важное. Вот вам моя правая рука. Если вы сочтете мое предложение недостойным, то можете стрелять, но прежде выслушайте”.
Григорьева Ольга
«ЛЕГЕНДА ОБ ОРЛЯТСКОМ КРУГЕ»
В былые времена, в старинные годы... Давным-давно... Жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга... Но ничто не длится долго. Пришла война. Пришла необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери. Не забрать их с собою... И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца. И ушли... Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер, и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали в круг вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Много они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчины вернулись домой, то были встречены своими любимыми. И вот с тех пор повелась традиция - вставать в круг, который и назвали впоследствии “Орлятским”. Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное. В “Орлятском” кругу есть свои традиции и свои законы:
Слева друг и справа друг,
Чуть качнулся Орлятский круг.
Тут лишь о главном услышишь слова.
Руки в размахе крыльев орла:
Справа на плечи, а слева на пояс.
Тихо звучит о серьезном твой голос.
Круг неразрывный нельзя разорвать.
В центр, лишь прощаясь, можно ступать.
Эти правила объясняются очень просто: Правая рука лежит на плече соседа справа, чтобы ты знал, что в трудную минуту ты всегда можешь опереться на своего друга. Левая рука лежит на поясе соседа слева, чтобы твой друг всегда был уверен в твоей поддержке. Когда хочешь выйти из круга, или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы злой ветер не смог ворваться в круг и затушить горящие Орлятские сердца, лежащие в центре круга. Потому и нельзя топтаться в центре - кто же ходит по сердцам.
А когда уезжают друзья, то сумки и чемоданы ставятся в центр круга, чтобы увезти с собою частицу большого отрядного сердца, бьющегося ровно и горящего большим теплым огнем.
Атясов Владимир
«ЛЕГЕНДА О МУДРОСТИ»
У одного старого человека был единственный сын. И он хотел женить его на такой девушке, чтобы она содержала всю семью как следует, чтобы после его смерти можно было надеяться, что его имя не осрамят.
И этот человек собрал сливы из собственного сада, загрузил в телегу и стал ездить по аулам. Он обменивал сливы на мусор. Которая девушка принесет больше мусора, той давал больше слив. И в одном из аулов случилось так: одна девушка принесла горсть мусора на ладони. Старик спросил: “Почему ты так мало принесла? Я за него и одну сливу не дам”. Девушка ответила: “У меня дома нет мусора. А этот мусор мне дала соседка за то, что я ей помогла подмести двор”. Старик мигнув, дал девушке горсть слив и поплелся домой. А на следующий день он приехал сватать эту девушку. Свадьбу сыграли очень пышную. Почему? Ну об этом вы уже сами догадайтесь. А мне пора заканчивать свой рассказ. Только не думайте, что это выдумка. Так оно и было много лет назад.
Сохинова Ольга
«Легенда о Творце и маленьком человеке».
Было это в начале жизни… Сидел на вершине горы великий Творец и смотрел вниз на Землю. Было ему очень грустно. Что же я сделал не так? Почему они так ненавидят друг друга? Почему они воюют, почему не думают об этих лесах, морях, чистом небе? Разве нельзя жить свободно и просто, любить людей и животных, радоваться солнцу и весне? А ведь я отдал им все, что мог, и заповедовал все, что знал. Но они продолжают убивать друг друга… Они забыли, зачем явились на Землю… Что же мне делать?
И вдруг Творец увидел, как на гору проворно карабкается Маленький Человек. Надо же, какой молодой и какой настойчивой! Лицо открытое, серьезное, а глаза добрые-добрые.
- Куда ты спешишь, Человек?
-Помочь тебе, о Великий!
Творец протянул ему руку и помог взобраться.
-Что же ты мне скажешь?
-О, Великий! Научи каждого человека видеть в другом равного, научи любить другого, как самого себя, и научи отвечать и за себя, и за всю планету сразу.
-Учил, - вздохнул Творец, - а посмотри вниз – видишь, все по-старому…
Тогда Маленький Человек подошел поближе и что-то прошептал на ухо. И лицо Великого прояснилось, и он принял решение:
-Я дам этой планете ещё один шанс!
А человек заспешил обратно.
-Постой! Куда ты спешишь? Как тебя зовут?
-Некогда мне, о Великий! Там, у костра ждут меня дети! А имя моё – ВОЖАТЫЙ!
- Единая программа подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях «Школа соВременного вожатого».
- Нижний Новгород, 2005.
- Занятие 1. Будем знакомы!
- 1. Нижегородский Областной Штаб Студенческих Отрядов. Линейные Студенческие Отряды. Структура спо.
- 2. Дол. Игра.
- Игры в автобусе.
- Кричалки.
- На знакомство:
- «В поход»
- «Воробьи-вороны». (На природе)
- На сплочение: «Клубок».
- «Яблочко»
- «Сторож».
- «Паровозик».
- На выявление лидеров: «Треугольник».
- «Карабас».
- «Большая семейная фотография».
- «Калейдоскоп».
- «Полет на Марс».
- «Огоньки» организационного периода
- Теоретический блок.
- «Огонек» в основной период
- «Огонек» - анализ дела
- Тематический «огонек»
- 4. Вожатские песни.
- 5. Отрядный уголок.
- Возможные рубрики для отрядного уголка
- Законы отряда
- В рубрику «время»
- Стихотворный режим дня
- Мониторинг – карта
- Методика "Эмоциональная цветопись"
- Занятие 3. А понаехали тут!
- 6. Логика развития лагерной смены.
- Организационный период лагерной смены
- Основной период лагерной смены
- Итоговый период
- 7. Тесты.
- Социометрия
- Тест “Нарисуй скорее дом”
- Тест “Лучший художник”
- Рисуночный тест "Какой я?"
- 8. Тематический день в лагере.
- 1. День человека:
- 2. День Земли:
- 3. День Отечества:
- 4. День мира:
- 5. День Знания:
- 6. День Труда:
- 7. День Культуры:
- 8. День Семьи:
- Какие еще тематические дни можно провести в лагере:
- Занятие 4.
- 10. Медподготовка. На грани риска. Дети и наркотики. Первая доврачебная помощь
- Первая помощь при ранениях Первоначальная обработка раны:
- Механическая обработка.
- Основы реанимации
- Дыхательная недостаточность
- Восстановление кровообращения
- Медикаментозное лечение
- Повреждения опорно-двигательного аппарата
- Асфиксия
- Ядовитые животные
- Меры предосторожности
- Симптомы отравления
- Что нужно делать?
- Как помочь при приступе эпилепсии.
- Алкоголизм и наркомания - болезнь людей, не сумевших сказать нет
- Признаки передозировки наркотиков
- Запомни! Состояние комы при передозировке наркотиком заканчивается смертью от остановки дыхания или аспирации рвотными массами.
- Занятие пятое – Как вы лодку назовёте…
- 11. Имидж отряда. Название. Девиз.
- Самоуправление.
- Примерное положение о дежурном командире отряда (дк)
- Обязанности дк
- Права дк
- Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами
- Стадии развития коллектива по Лутошкину.
- 12. Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.
- Базовый уровень. Плот.
- Конвейер.
- Корабельный трап.
- Основной уровень.
- 1. Паутина.
- 2. Треугольник или электрический ток.
- 3. Бревно.
- Занятие шестое – а как же я?
- 13. Организация творческих конкурсов, игр по станциям, сюрпризы, тайный друг, стартин. Как провести творческий конкурс
- Как выбрать правильный способ организации игр по станциям.
- Сюрпризы. Тайный друг.
- Стартин.
- 14. Ребенок и социальные нормы.
- Дошкольник
- Младший школьник
- Младший подросток
- Старший подросток
- Социально-психологические потребности детей разного возраста.
- Запомни, это важно! как влияет на значение слышимого то, как мы используем ударение.
- Игры разного возраста
- «Полёты» подростков.
- Занятие седьмое – буря в стакане.
- 15. Правила купания детей. Правила купания детей на пляже.
- Правила купания детей в бассейне.
- Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций
- Занятие восьмое – Однажды вечером…
- 17. Комплименты, критика, конфликт.
- Правила и ошибки комплимента:
- Критика – великий манипулятор.
- 18. Игры с залом. «Апчхи»
- «Веретена точены...»
- «Ипподром».
- «Гол – мимо»
- «Три музыкальных слога»
- Игры-розыгрыши. «Гипнотизер»
- «Любовный рассказ»
- Египетский осел
- «Школа огородных пугал»
- Рахнина Юлия Алексеевна.