Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
А.Г.Хабибулин,
судьяКонституционного суда Республики Башкортостан
Принятие Конституции Башкортостана способствовало не только развитию государственности самой республики, но и становлению российского федерализма, обретению российским государством качеств и свойств реальной, действительной федерации. Провозглашение в Конституции России федеративного устройства в качестве одной из основополагающих характеристик государства предполагало наполнение данной декларации реальным содержанием. В начале 90-х годов это было скорее ориентиром для дальнейшего государственного строительства, неким идеалом, к которому предполагалось двигаться, чем констатацией реального положения вещей. Федерализм еще предстояло строить, причем практически на пустом месте, на руинах жестко унитарного на протяжении всей своей многовековой истории государства с имперскими государственными и политическими институтами, традициями и ментальностью.
Российская империя, хотя и допускала особый статус некоторых территорий в ее составе, тем не менее была унитарным государством. РСФСР также, хотя и именовалась федерацией, но на деле не отвечала признакам, присущим действительно федеративному государству. Вскоре после окончания гражданской войны, в процессе нарастания антидемократических тенденций в советском государстве, были ликвидированы и последние элементы сколь либо реальной автономии территорий в ее составе. Здесь отсутствовали важнейшие и общепризнанные признаки федерализма, такие, как делегирование полномочий снизу вверх, от субъектов Центру, а также обладание субъектами реальными и охраняемыми законом правами, что позволяло бы говорить об их реальной государственности. К тому же, те скромные права, которыми обладали республики и иные регионы в ее составе, были сугубо фиктивными и в условиях царившего тогда в обществе правового нигилизма реально никем и никогда не вос-требовались, да и не могли востребоваться. Отсутствовал сам механизм их реализации. В силу этого они были лишь ширмой для унитарного по своей природе государства, скрывая всесильную власть Центра. Существовали лишь некоторые, чисто внешние атрибуты государственности, но не реальная государственность субъектов в любой из ее форм, пусть даже и самых слабых.
К моменту провозглашения федерализма в России практически все ее субъекты, за редким исключением, не обладали прежде государственностью и не имели опыта собственного государственного строительства и традиций сколь-либо продолжительного самостоятельного существования. В силу этого отсутствовали исторический опыт государственного состояния, традиции законотворчества, национально-государственное сознание у ее субъектов. Так, недолгое существование Башкирской республики в ус' ловиях гражданской войны до ее вхождения в состав РСФСР вряд ли следует считать достаточным опытом государственного существования. И это также является своего рода «детской болезнью», которая усложняет становление подлинного федерализма и порождает проблемы. Страна еще не вполне прошла весь тот необходимый и трудный путь болезненных проб и ошибок, обретения собственного опыта и определенных традиций, наработки алгоритмов разрешения проблем и отработки политических технологий, которые и позволяют говорить о реальном федерализме.
В этом, вероятно,и заключается содержание и основное значение столь болезненно воспринимаемого многими исследователями и публичными политиками России процесса развития государственности субъектов Федерации, особенно республик в ее составе. Вот почему принятие Башкортостаном Конституции вряд ли правомерно расценивать как проявление центробежных процессов, опасных для единства страны. Напротив, это явилось проявлением процесса становления подлинной Федерации, основывающейся не на насилии и принуждении, дисциплине страха и авторитарных методах управления, как это было впрошлом, а на сильных институтах государственности и в Центре и в субъектах, четком разграничении и взаимном уважении прав и полномочий друг друга, осознанииобщностиисторической судьбы и геополитического пространства, единст-ваобщенациональных и региональных интересов.
Принятие Конституции Башкортостана, заложившей правовые основы для создания реальной и эффективной государственности в республике, означало движение к становлению сильного федеративного Российского государства. Наличие собственного законодательства, в том числе и конституционного, функционирование наделенных легитимными властными полномочиями органов государственной власти республики отнюдь не предполагает ослабления и тем более распада государственности России. Это свидетельствовало лишь о переходе Российского государства в новое качество, появлении федерализма как правовой и политической реальности, Следствием повышения статуса ее субъектов стал отказ от прежней, единой для всей территории государства вертикали государственного управления, жестко иерархизированной и соподчиненной. В настоящее время мы переживаем противоречивый и болезненный процесс создания
принципиально новой для России системы государственного управления, предполагающей гармоничное сочетание федеральной государственной власти с сильной государственностью ее субъектов. Оба эти элемента не находятся в конфронтационном противоборстве, а напротив, дополняют и ззаимообогащают друг друга, способствуют большей эффективности государственного управления в целом.
Об отсутствии каких бы то ни было сепаратистских потенций в Конституции Башкортостана свидетельствует, прежде всего, ее содержание. Так, статья 5 содержит принципиально важные положения, свидетельствующие о том, что республика признает себя в качестве субъекта обновленной Российской Федерации, констатирует, что входит в ее состав на добровольной и равноправной основе. Тем самым была наглядно продемонстрирована беспочвенность обвинений в сепаратизме, стремление республики строить сильную и процветающую Россию.
Значимость принятия Башкортостаном Конституции заключается еще и в том, что она является гарантом статуса республики как реального и самостоятельного субъекта Федерации, ее государственности. Как в начале 90-хгодов, так и в последние годы,многие видные российские политические деятели, в том числе и занимающие важнейшиегосударственные посты, неоднократно высказывались за унификацию государственного устройства,«губернизацию» страны, Башкортостан, как идругие «мятежные» республики, провозгласившие суверенитет и настаивавшие на своем государственном статусе, обвинялись в раскольнической деятельности, сепаратизме, стремлении к разрушению государственной целостности страны. И Конституция Башкортостана наряду с Конституцией России, Федеративным договором, Договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», иными нормативными правовыми актами гарантирует неизменность статуса республики, невозможность насильственного его изменения. Этоявляется одним из гарантирующих моментов,исключающих воссоздание унитарной государственности.
Конституция Башкортостана четко определяет и фиксирует согласованные с Федерацией полномочия республики, что способствует снятию ряда как реально существующих, так и потенциальных проблем и шероховатостей во взаимоотношениях федеральных и республиканских органов государственной власти.
После принятия Основного Закона каждая сторона четко представляла круг собственных прав и полномочий, их пределы и рамки, выход за которые означал вторжение в чужое пространство, и, следовательно, нарушение сложившегося равновесия и соотношения сил. Благодаря этому
если и не прекратилось, тосущественно ослаблодействие мощного кон-фликтогенного фактора, привносившегонапряженность в российское общество на протяжении целого ряда постперестроечных лет, когда средствамассовойинформации были наводнены обвинениями сторон то в сепаратизме (и особенно национал-сепаратизме республиканского руководства), то в имперских амбициях и ностальгии по унитаризму.
Благодаря принятию Конституции республика обрела возможность осуществлять собственное государственное строительство, набираться опыта государственного состояния и законотворчества, что столь необходимо для становления подлинного федерализма. Это дало Башкортостану возможность пройти в составе Российского государства тот путь становления и развития, который субъекты иных, иностранных федераций прошли до вхождения в них, во времена своей государственной независимости, предшествовавшие вхождению в федерацию.
Принятие Конституции и исходящая из этого возможность создания собственной государственности и собственного законодательства, осуществления самостоятельной экономической и социальной политики позволило Башкортостану избежать целого ряда ошибок, допущенных федеральным центром- Башкортостан, как и ряд иных субъектов Федерации, использовал всю полноту своих конституционных прав и полномочий, чтобы избежать негативных последствий осуществляемого тогда государством недостаточно просчитанного экономического курса. Несмотря на многочисленные обвинения в расшатывании Федерации и сепаратизме, попытки представить происходящее, как действия региональных политических элит по ослаблению государственности, руководство Башкортостана не стало слепо копировать действия федерального центра, что позволило республике сохранить свой экономический потенциал, избежать остроты социальных проблем, свойственных большей части регионов России,
Становление федерализма в России происходит в условиях достаточно острогосоциально-экономического кризиса в обществе и нарастания кризисных явлений в государстве. Дальнейшее развитие федеративных отношений, наличие и развитие государственности у субъектов Федерации является одним из средств, позволяющих снизить остроту существующих проблем. Необходимы дальнейшее сотрудничество и взаимодействие Федерации и еереспублик в кропотливой и трудоемкой деятельности попреодолению существующих трудностей и проблем. Это, несомненно, будет способствовать какукреплению российского государства, так и процветанию одного изее субъектов - Республики Башкортостан.
СТАТУС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Е.Сафонов,
судья Конституционного суда Республики Башкортостан
Начало 90-х годов в нашей стране по праву войдет в историю отечественного федерализма своей масштабностью и динамизмом конституционного развития как самой Российской Федерации, так и республик в ее составе. Лишь с 1992 по 1994 год новые Конституции были приняты в 9 республиках, причем новыми они являлись не только по форме, но и по содержанию. Такое конституционное многообразие во многом обогатило российскую государственность, означало новый этап в развитии государственности и самих республик. Отход от влияния стереотипов советской федерации и прежде всего от унитарно-централистского управления положительным образом сказалось и на развитии конституционной реформы, охватившей и бывшие автономные республики. Неслучайно, что со сломом административно - командной системы в Конституциях республик ярко проявились особенности их социально-политического и экономического развития, традиций их народов и духовная культура.
Наглядным примером в этом плане является Конституция Республики Башкортостан. Принятая Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993года Конституция открыла новыйэтап в развитии республики, в томчисле и в совершенствовании законодательной базы по таким важным вопросам, как определение правового статуса республики иеевзаимоотношений с федеральным центром.
Конституция Республики Башкортостан принципиально отличается отпрежних актовконституционного законодательства, которые ранее действовали в республике. Вотпочему закрепленный в Основном Законе республики правовойстатус Башкортостана требует более детальногорассмотрения.
Статья 1 Конституции фиксирует, что Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю иинтересы всегоее многонационального народа.
Норма о суверенитете, заложенная в данной статье, до сих пор вызывает немало дискуссий. Ряд ученых утверждают, что положение о суверенитете республики в составе Российской Федерации не соответствует статьям 5 и 65 Федеральной конституции, в которых закреплено равнопра-
вне субъектов Федерации и не предусматривается особого статуса для отдельных субъектов.
Ошибочны, по их мнению, и нормы Федеративного договора, определившего республики как суверенные государства. Логика сводится к тому, что субъекты обладают самостоятельностью только при решении вопросов своей внутренней жизни, находящихся вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по так называемым предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Термин «суверенитет», на ихвзгляд, означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях. Делается вывод, что если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали суверенными государствами, то это бы означало потерю Федерацией своего суверенитета и превра-. щение ее в конфедеративный союз,
Такое догматическое толкование понятия суверенитета в отечественной науке сложилось еще в 20-х годах, когда закрепилась идея о том, что в Союзе ССР суверенитетом обладает лишь сама Федерация в целом, тогда как у входящих в ее состав государств - союзных республик - государственный суверенитет ограничен. Данное утверждение концепции об ограниченном суверенитете союзных республик привело к усилению централизма и унитаризма и в конечном итоге к распаду СССР. Такая же практика повторяется и в отношении республик в составе Российской Федерации. На наш взгляд, современные концепции федерализма, и в особенности российского, нуждаются в другом подходе при определении суверенитета.
В этом вопросе большой шагвперед сделала западная политическая мысль. Выдвинутая в свое время Боденом концепция суверенитета, закрепляющая идеюверховенства власти государства на своей территории и ее независимость во внешнихсношениях в качествеосновополагающего принципа теории государства, прошладлительный путь своего исторического развития ипретерпела значительные изменения. Понимание того, чтосуверенитет реализуется в федеративном государстве как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Федерации, является сегодня преобладающей в западной политической науке. К этой точке зрения все больше склоняютсяи наши отечественные ученые, указывающие, что суверенитет любогонарода, территории, субъектаФедерации является составной частью суверенитета Федерации вцелом. Таким образом, в федеративном государстве власть заключена в сферах, находящихся в юрисдикции федеральныхчастей и Центра не рядом друг с другом, как полагала классическая теория разделения суверенитета, не одна над другой, как склонны утверждать унитариеты, а друг в друге. Это вомногом снимает
остроту теоретических и политических дискуссий на тему, что такое суверенитет и кому он принадлежит в федеративном государстве, переводит эти дискуссии в плоскость решения более практических вопросов определения предметов ведения и полномочий федеральной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
Говоря же о статусе Республики Башкортостан, следует отметить, что ее Конституция включает важнейшие черты ее государственности. Помимо общего определения ее как суверенного демократического правового государства, он (статус) характеризуется наличием гражданства, его приобретением и прекращением в соответствии с Законом республики (статья 4) права обладать высшей властью на своей территории, самостоятельно определять и проводить внутреннюю и внешнюю политику, принимать Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории (часть 2 статьи 1). Обладание всей полнотой государственной власти, распространяющейся на всей территории в пределах существующих границ (статья 69), за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Договором переданы в ведение Российской Федерации, еще раз подтверждает суверенность Башкортостана в составе Российской Федерации.
Такое верховенствоКонституции Республики Башкортостан обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны, при наличии юридически определенного разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и республики. Обязательными на территории республики являются законы Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведениероссийской Федерации (статьи5, 128 Конституции Республики Башкортостан).
Республика Башкортостан в подтверждении своего суверенного статуса является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации, а также право республики вступать в отношения с другими государствами, заключать международные договоры и обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами; участвовать в деятельности международных организаций (статья 74 Конституции Республики Башкортостан),
Нужно отметить, что Конституция как Основной Закон республики впервые заложила принципы договорных отношений с Российской Федерацией, что говорит об ее универсальности. Из всех Конституций республик только Конституция Республики Башкортостан имеет развернутую
систему конституционных норм об этих договорных отношениях. Тогда, в 1993 году, это было большим шагом вперед и новшеством в правовой действительности нашего государства. Такое явление вытекает из природы Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и служит лишь дальнейшему укреплению российской федеративной государственности. Сегодня ни одна научная дискуссия не обходится без критики двусторонних договоров и соглашений. Активно проводится мысль, что конституционное пространство России разрушается договорным правом, что договорная практика составляет альтернативу нормам Федеральной конституции. Делается вывод, что в том виде, в каком они существуют в настоящий момент, договоры нелегитимны.
Однако при этом забывается, что правовой основой заключения двусторонних договоров служит сама Конституция Российской Федерации, в статье 11 (часть 3) которой говорится, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Часть первая статьи 66 недвусмысленно указывает, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституциями республик. Исходя из этого республики вправе заключать договоры и соглашения с федеральным центром и иметь в своем статусе элементы договорных отношений. Таким образом, политико-правовая ситуация в стране не будет устойчивой и стабильной без дого ворно-конституционной основы, которая содержится как в Конституции Российской Федерации, так и в Конституциях республик.
В рамках предоставленных прав в Конституции РеспубликиБашкортостан зафиксированы нормы, учитывающие исторические, национальные, природные особенности, касающиеся договорных сторон отношений с Российской Федерацией, которые содержатся как впреамбуле,так и встатьях 5,10, 11, 70, 71, 73, 74, 76,77, 104, 126,128, 149, 152, 154 Конституции Республики Башкортостан.
Так, статья 5 фиксирует, что отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями. В статье 10 Конституции речь идет о договорных отношениях в области использования недр и других природных ресурсов республики, в статье 11 говорится о договорных отношениях по вопросам государственной собственности, в статье 71 - по бюджетным вопросам. Статьи 73 и 74 соответственно закрепляют договорные отношения при обеспечении комплексного экономиче-
ского исоциального развития республики, при определении ее международных ивнешнеэкономических связей,
Для характеристики договорных отношений сторон важное значение имеет статья 126, определяющая систему законодательства республики, статьи 149 и 152, закрепляющие договорные начала в области финансовой и бюджетной политики-
Исключительными полномочиями Республики Башкортостан являются и установление основ конституционного строя, и принятие Конституции, и обеспечение ее верховенства; определение системы органов государственной власти Республики Башкортостан, порядка их организации и деятельности; наличие самостоятельной системы законодательства, обеспечивающей правовое регулирование всех общественных отношений, кроме тех, регулирование которых добровольно передано в соответствии с Договором федеральному центру, и многое другое. Не огульная критика Конституций республик и договорной практики, а взаимное обеспечение прав и ответственности как Республики Башкортостан, так и Федерации в целом, а также учет интересов друг друга - вот основа стабильного развития нашего общества.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система